Геномы орангутанов будут использовать для лечения людей

Геном этого гоминида преподнес несколько сюрпризов, сообщают Firstnews. Во-первых, выяснилось, что за миллионы лет своей эволюции он изменился существенно меньше, чем изменились геномы шимпанзе и человека, имеющих более короткую эволюционную историю.

Это связано небольшим количеством мобильных элементов в геноме орангутана, ретротранспозонов, которые вызывают появление дублирующихся участков и их перестановку в ДНК. Наличие большого количества этих элементов в ДНК ученые до последнего времени связывали с развитием интеллекта у человека и его ближайших предков, однако относительно высокий интеллект орангутанов в сравнении с шимпанзе и человеком, вероятно, в будущем заставит исследователей пересмотреть свои гипотезы.

Авторы статьи также обнаружили, что разделение орангутанов на два вида - борнейских и суматранских - произошло намного позже, всего 400 тысяч лет назад, тогда как предварительные генетические данные указывали на 1 миллион лет раздельной эволюции двух видов обезьян.

Еще одним необычным свойством генома этих гоминид является его более значительная близость к геному человека, чем к геному шимпанзе в некоторых участках. Это говорит о том, что в ходе параллельной эволюции предки шимпанзе потеряли часть генов орангутанов, тогда как предки человека их по каким то причинам сохранили.

Ученые полагают, что расшифрованные геномы орангутанов можно будет использовать в целях сохранения биологического разнообразия, а также при разработке методов лечения болезней у людей.