aif.ru counter
458

Учитель Next. Как молодые педагоги меняют имидж профессии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ в Восточной Сибири» 01/10/2014
Как сделать, чтобы за учительской профессией закрепился имидж успешного человека знает наш герой.
Как сделать, чтобы за учительской профессией закрепился имидж успешного человека знает наш герой. © / Из личного архива

Учебник уже давно перестал быть библией знаний. Хотим мы того или нет, но современный ученик сейчас с головой погружён в Интернет, с его бесчисленными источниками информации и сотнями трактовок одних и тех же событий. Чтобы поспеть за прогрессом, учителю приходится усиленно развиваться наравне со своими подопечными.

В преддверие Дня учителя «АиФ» встретился с Андреем Трошиным, довольно молодым - по общепринятым стандартам, 38-летним директором иркутской гимназии № 3 - экспериментальной площадкой по введению нового федерального государственного образовательного стандарта в школе.

- Конечно, систему советского образования никто пока не отменял, - говорит Андрей Трошин. - Я думаю, плюс нынешней системы обучения в том, что мы не просто копируем европейскую или американскую схему подготовки учеников, в которой свыше половины учебного процесса приходится на самостоятельную работу. Мы берём лучшее оттуда, но не забываем о своих особенностях, поэтому научность, базовые знания подаются в прежнем объёме, но при этом вводят и новый формат работы, где ребёнку дают определённую информационную свободу.

Андрей Трошин не стесняется быть разным. Фото: Из личного архива

Досье:
Андрей Трошин закончил ИГПУ в 1998 году. Сразу пошёл в школу № 40 учителем русского и литературы. С 2000 года работает в гимназии № 3. В 2010 назначен директором, но продолжает преподавать литературу в старших классах. Победитель областного конкурса «Учитель года - 2004», дипломант Всероссийского конкурса «Учитель года - 2004», призёр городского конкурса педагогов «Признание» 2010 года.

Преподаватель в банке?

Карина Евдокименко, «АиФ-Иркутск»: - Андрей Сергеевич, почему школы испытывают дефицит молодых учителей и с какими проблемами сталкиваются специалисты, впервые вставшие за учительскую трибуну?

Андрей Трошин: - Ко мне довольно часто приходят специалисты через 2-3 года скитаний. Посмотришь в их резюме: закончила педагогический, год отработала каким-то секретарём, год в банке на электронных аппаратах. В обществе прочно засел стереотип о маленькой учительской зарплате. Наивные выпускники, отправляющиеся работать не по специальности, думают, что где-то в другом месте они будут получать гораздо больше. Но ведь у них нет ни стажа, ни образования. Конечно, пока начинающий учитель не обзавёлся категорией, первые года два его зарплата в школе будет невелика, но после аттестации, когда он действительно начнёт погружаться в работу, получит не только достойную зарплату, но и моральное удовлетворение от своего труда.

Фото: Из личного архива

Проблема молодых педагогов в том, что они далеки от практики. Много интересного узнают в своих вузах, но когда приходят в школу, просто не знают, как это применять и что такое «выйти на класс». Поэтому прежде всего учитель нуждается в психологической поддержке. Я всегда рекомендую моим специалистам приходить на уроки «мэтров», смотреть на работу старших товарищей. Ведь это серьёзная проблема, когда педагоги с большим опытом, при этом талантливые, стареют, уходят на пенсию, а свой опыт так никому и не передают.

- Как часто между новым учителем и детьми возникают конфликты?

- Больше проблем возникает в контакте с родителями. Родительское сообщество в целом по России сейчас сильно изменилось, родители стали более требовательны, порой они входят в структуру управления образовательным учреждением. Активную позицию занимает и родительский комитет, и, конечно, все папы и мамы хотят, чтобы их ребёнку предмет преподавали на самом высоком уровне. Но когда в школу приходит новый для профессии человек, все понимают, что работать с 1 сентября на уровне педагога-профессионала с 20-летним стажем он, естественно, не будет. На общих встречах нам удаётся убедить родителей, что молодого учителя необходимо поддержать, иначе можно просто спугнуть и он сбежит из школы навсегда.

«Хороший педагог должен позиционировать себя ярко не только на уроках, но и в жизни». Фото: Из личного архива

Неудачнику у доски не место

- Раньше считалось, что школа - второй дом для ребёнка и учитель обязан воспитывать школьника не меньше родителей. Какую роль современный учитель занимает в жизни детей?

- В этом вопросе как раз ничего не меняется. Порой родители настолько поглощены бизнесом, что с учителем ребёнок в день общается гораздо чаще, чем с мамой и папой. Поэтому учитель должен всегда оставаться своему ученику хорошим товарищем. И здесь самую главную роль играет его личность. Как бы это грубо ни звучало, но если ты сам неудачник по жизни, то глупо рассчитывать, что дети за тобой пойдут, и уж тем более, что ты чему-то научишь подрастающее поколение. Если учитель курит, то как он может требовать обратное от учеников, если он пьёт, то никто не станет слушать его лекции о вреде алкоголя. Хороший педагог должен позиционировать себя ярко не только на уроках, но и в жизни. Современные учителя - это люди с интересными хобби, спортивные и творческие, которые умеют красиво говорить, красиво одеваться, и не чувствуют себя ни в коем случае ущербными. Сделать так, чтобы за учительской профессией прочно закрепился имидж достойного и успешного человека - вот одна из основных государственных задач. А держать в школе заморенного, испуганного учителя, шагающего с какими-то авоськами, вечно жалующегося на уроки - это просто недопустимо, мне кажется.

Фото: Из личного архива

- Как учителю сохранить свой авторитет, когда любой учебный материал можно найти в глобальной сети?

- Тот материал, который учитель подбирает для своего урока, он тоже зачастую он берёт в Интернете. Здесь всё зависит от профессионализма педагога. Сложность работы в современной школе в том и заключается, что подать материал учитель должен мастерски, по-новому, интересно. Сейчас много школ в городе отремонтировано по последнему слову техники, в них есть всевозможные технические средства, проекторы, мультимедийные доски. Но даже этим сейчас никого не удивишь. Приведу пример. Работал я над уроком «Жизнь и творчество Пушкина». Казалось бы, что нового можно привнести в эту тему - зайди на любой литературный сайт или в Википедию и найдёшь там про великого поэта всё. Я не поленился сходить в библиотеку им. Пушкина и нашёл там такие материалы, которых до сих пор в Интернете нет! Добавил к ним презентацию, разбавил фрагментами из фильмов - и увлекательный урок готов. А школьники сейчас раскованные, некоторые могут так прямо и заявить, что ему неинтересно, когда учитель что-то бубнит по бумажке, и что он напрасно потратил сорок минут, когда и сам мог это найти и прочитать.

- Какие дисциплины сейчас больше всего интересуют школьников?

- Акцент сместился в сторону физико-математического направления, гуманитарные дисциплины перестали вызывать тот интерес, что раньше. Мы хотим учиться считать деньги, но почему-то не хотим учиться формировать души людей, ведь именно гуманитарные дисциплины, как мне кажется, позволяют нашему миру балансировать на весах добра и зла. Хотя извечный спор физиков и лириков никто не отменял. Наверное, многие дети и их родители считают, что гуманитарии всегда нищенствуют. Но я уверен, что в современном мире талантливый человек сможет заработать в любой профессии, если ему действительно интересен тот профиль, в котором он трудится.

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах