Примерное время чтения: 7 минут
635

Халатность в белом халате. Как отстаивают права жертвы врачебных ошибок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ в Восточной Сибири» 04/12/2014
По данным общероссийской «Лиги защиты пациентов», каждый третий диагноз не верный.
По данным общероссийской «Лиги защиты пациентов», каждый третий диагноз не верный. www.russianlook.com

Чаще всего люди не верят в то, что дело решится в их пользу, а потому не хотят тратить своё и так подорванное здоровье на бесполезную борьбу с недобросовестными медиками. Но опыт некоторых пациентов, всё же решивших добиваться справедливого наказания горе-врачей, говорит об обратном.

Не распознали очевидного

Татьяна Вейнберг

Целого года мучений - моральных и физических - стоила врачебная ошибка иркутянке Татьяне Вейнберг. В октябре прошлого года она проходила профилактическое обследование в одной из поликлиник областного центра. После осмотра у врача УЗИ, рентгенолога, терапевта и гинеколога женщина получила заключение, что никаких отклонений здоровья у неё нет. А через несколько месяцев Татьяна Ивановна случайно обнаружила, что у неё увеличился лимфоузел и обратилась за консультацией к терапевту той же больницы. Врач сразу же отправила её в онкологический диспансер. Там по снимкам, сделанным ещё при первом обследовании, сразу же озвучили диагноз.

«Глядя на этот снимок, сама прекрасно вижу какое-то белое пятно. По моему мнению, терапевт вообще на него не смотрела, - говорит женщина, - Я всегда занимаюсь спортом, не пью и не курю и точно никогда бы не подумала, что услышу эти страшные слова: у вас нашли рак».

Кстати:
По данным общероссийской общественной организации «Лига защиты пациентов», ежегодно от ошибок медицинских работников в России умирает около пятидесяти тысяч человек. И каждый третий диагноз, поставленный россиянам, неверный. Одна из главных причин ошибок - низкая квалификация врачей первичного звена, из-за чего они выявляют лишь около 30% больных, нуждающихся в высокотехнологичной помощи. Вторая - неправильное назначение лекарства. Более чем в 20% случаев доктора назначают неэффективные или устаревшие препараты.

Все описываемые события пришлись на тот момент, когда на носу уже были затяжные новогодние каникулы, а ожидание - это драгоценное время, которого в ситуации Татьяны Вейнберг практически не было. Пришлось собрать все свои сбережения и срочно лететь за границу, где кроме рака груди у женщины обнаружили ещё и рак кишечника - четвёртой, последней стадии, которая считается неизлечимой.

«После того как я узнала окончательный диагноз, у меня началась страшная депрессия: ведь столько времени потеряно именно по вине врачей поликлиники, которые могли и должны были найти мою болезнь ещё несколько месяцев назад и вовремя помочь, - со слезами на глазах вспоминает Татьяна Ивановна».

Вернувшись в Иркутск, она встретилась с главным врачом поликлиники, который внимательно её выслушал и пообещал наказать виновных. Но эти обещания так ими и остались. Каждая последующая встреча заканчивалась слезами, а попытка забрать медицинскую карту увенчалась успехом лишь после скандала. Когда же женщина поняла, что ситуацию банально пытаются «замять», она обратилась в прокуратуру и даже к губернатору. В больнице прошла проверка, которая выявила большое количество нарушений. Руководство больницы даже не пыталось их оспаривать, то есть отнеслось к ситуации с полным безразличием и уверенностью, что этим всё и закончится. Но Татьяна Вейнберг пошла с документом в суд.

Через полгода судебных тяжб и разбирательств иск был удовлетворён. Поликлинику обязали заплатить бывшей пациентке 500 тысяч рублей за нанесение морального вреда и штраф 250 тысяч рублей за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя. Как рассказала Татьяна Ивановна, ей действительно стало морально легче после вынесенного судом решения. Жалеет она лишь о том, что сами врачи, которые проводили осмотр, не понесли никакого прямого наказания. Но так или иначе, считает иркутянка, они поймут, что не так уж и невозможно доказать их вину, и станут ответственнее подходить к своей работе. А значит, кому-то из пациентов повезёт больше, чем ей.

 

К сожалению, главный врач этой больницы отказался давать какие-либо комментарии нашему изданию, но заявил, что намерен обжаловать решение суда.

Перепутали…

Человеческий фактор может стать причиной бед в любой профессии - от лётчиков до санитарки в больнице. Только на самолёте, если страшно, можно не летать, а вот не болеть вряд ли получится.

В декабре 2012 года житель Шелехова Андрей Дудченко сильно простудился и пару недель, как водится, пытался отлежаться, занимаясь самолечением. Но болезнь не отпускала, и мужчина обратился к врачу районной поликлиники, откуда его на всякий случай отправили в туберкулёзный диспансер. Там и поставили страшный диагноз «туберкулёз», который впоследствии оказался самой обычной пневмонией. Вот только за то время, пока был установлен истинный диагноз, Андрей, а вместе с ним - жена и двое маленьких детей (младшей дочке на тот момент было всего два месяца) прошли трёхмесячный курс лечения.

Мужчина подал в суд на возмещение морального вреда, и его требования были удовлетворены - семья получила компенсацию около 250 тысяч рублей, и, казалось бы, всё должно было утихнуть. Да не тут-то было. Как рассказал адвокат пострадавшего, руководство туберкулёзного диспансера решило нанести ответный удар и подать апелляцию, несмотря на то, что бывший пациент уже получил деньги. Апелляцию не удовлетворили, и далее последовала кассационная жалоба, после которой дело приняли к повторному рассмотрению. И снова всё пошло по кругу.

Уже третий год длится эта тяжба, а могло бы сложиться совсем иначе. Не было бы трёх месяцев лечения целой семьи, которое ещё неизвестно, какой вред нанесло здоровью. Не было бы вынужденной изоляции от общества, ведь туберкулёз - опасное заразное инфекционное заболевание. Вместо этого Андрей мог пролечиться две недели от пневмонии и снова вернуться к обычной жизни.

Советы эксперта

Святослав Хроменков, юрист:

Святослав Хроменков

- Всем людям кажется, что в такую ситуацию может попасть кто угодно, но только не они, поэтому, столкнувшись с проблемой, человек не знает, что ему делать. Сначала необходимо обратиться с письменной претензией к руководству медучреждения, где обязательно должны зафиксировать документ и принять на рассмотрение. Если отказывают, стоит попросить письменно подтвердить отказ прямо на том же документе. Чаще всего после этой просьбы претензию всё же принимают.

Конечно, можно обратиться и устно, но тут нередко эмоции берут верх и разговор может перерасти в скандал. Хотя многим пациентам хватает и того, чтобы «спустить пар». В случае устного обращения хорошо, если разговор будет записан на диктофон, это позволит избежать такой ситуации, когда главврач обещает во всём разобраться и наказать виновных, а в суде уверяет, что видит пациента впервые.

Если вы решили довести дело до суда, то следует забрать свою медицинскую карту, даже если для этого придётся открепиться от больницы. Как показывает практика, в любую карту можно подклеить «нужные» справки с «нужными записями», а если во время рассмотрения претензии врачам понадобится информация из вашей медкарты, то для этого им достаточно будет копий.

В дальнейших действиях уже необходима квалифицированная помощь юриста, он поможет составить жалобу в специальный орган, контролирующий работу медицинских учреждений. На основании обращения должны провести проверку действий медперсонала поликлиники, и ответ на жалобу будет одним из доказательных аргументов в суде.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах