Примерное время чтения: 8 минут
513

Игра в мировую политику или как воспитать толерантных патриотов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. «АиФ в Восточной Сибири» 31/07/2014
Исторические события не меняются - меняется их трактовка.
Исторические события не меняются - меняется их трактовка. / Вера Никольская / Коллаж АиФ

Простой школьный предмет уже успели окрестить инструментом правительственной пропаганды, а единый учебник, который якобы будет гнуть только одну линию, скоро пойдёт в типографию на печать.

В то же время среди обывателей существует стереотип, что все эти меры - бесполезны, потому что ни исторические, ни сегодняшние политические события школьников совершенно не волнуют, а патриотизм затерялся где-то в Советском Союзе.

О том, так ли всё происходит на самом деле, мы узнали у преподавателя истории и обществознания Черемховской школы № 8 имени Пушкина Ларисы Гурченковой, которой в июле президент страны своим указом присвоил звание заслуженного учителя России.

Лариса Гурченкова. Фото:  АиФ / Дарья Галеева

Дебаты по-школьному

Досье:
Лариса Гурченкова окончила Иркутский педагогический институт. Уже 29 лет работает в Черемховской школе № 8 имени А.С. Пушкина. Победитель национального проекта «Образование», отмечена премией президента РФ. Руководит методическим объединением учителей истории города Черемхово. Заслуженный учитель России.
- Современные дети не торопятся узнавать о своих корнях? Я не думаю, что это стереотип. Отчасти - действительно так, - вздыхает Лариса Петровна. - Определённую роль в этом сыграли пресловутые 90-е годы, когда мы безоговорочно стали отрицать почти всё, что связанно с нашей страной, с её прошлым. Но в последнее время ситуация выправляется и у школьников постепенно появляется интерес к истории, проявляется патриотизм. Безусловно, и нынешние политические события играют в этом процессе немаловажную роль.

Знаете, мне никогда не было настолько интересно работать, как сейчас: я могу черпать информацию из бесконечного количества совершенно разных источников, и мои ученики тоже могут.

- Но как соотносится бесконечное количество источников с идеей создания одного-единственного учебника истории, по которому изучать предмет будут все школьники России? Историю вновь перепишут?

- Исторические события не меняются. Меняются их оценки. Я не думаю, что единый учебник «закрутит гайки» так, что все внезапно начнут оценивать события прошлого одинаково. Если мы изучим точки зрения знаменитых учёных: Карамзина, Ключевского, Соловьёва, Костомарова, современных исследователей - увидим, что даже их позиции разнятся. Тем более - историю школьникам преподают живые люди, у каждого из которых тоже есть своё мнение.

Памятник учителю в г. Черемхово Фото: АиФ / Дарья Галеева

- И у самих школьников оно вроде бы должно быть. Но при этом в ЕГЭ включено задание, где одновременно нужно и подтвердить, и опровергнуть один и тот же тезис. Например, «Брежневские времена - эпоха застоя?» Будь добр, согласись и тут же поспорь. Ребёнка будто лишают собственной позиции.

- Гуманитарные науки тем и сложны, что в них нет ничего однозначного. Это не математика, где 2+2 всегда будет равняться четырём при любых условиях. Здесь одно и то же событие можно и описать, и интерпретировать по-разному, поэтому нужно не заставлять школьников зубрить голые факты, а уметь оценить их.

Знаете, сегодня очень популярна технология дебатов, которую используют разные школы, в том числе и наша. Эта система позволяет ученику не только сформировать свою позицию по поводу какого-то события, но и учит вставать на место «противника», чтобы лучше понять его. Урок - это не театр одного актёра, ученики тоже должны участвовать в процессе, обсуждать, говорить вслух то, что они думают. Именно поэтому практика дебатов набирает обороты всё больше, сейчас команда нашей школы иногда выезжает в Ангарск, и мы участвуем в таких междугородних играх.

- … играх в мировую политику?

- Можно сказать и так. Воспитание толерантной точки зрения к оппоненту особенно важно сейчас, когда даже мировые лидеры не могут друг с другом договориться.

Умы не утекут?

- История не имеет объективной оценки. А знания школьников - имеют? Иными словами, как вы относитесь к ЕГЭ?

- Любой экзамен в какой-то степени объективен, в какой-то - субъективен. Разве можно утверждать, что раньше, когда школьник сдавал предмет один на один с преподавателем, система была более справедливой? Тема более, испытания в таком формате, как сейчас, идут уже не первый год, и пора бы уже перестать так много обсуждать ЕГЭ и сеять вокруг него панику.

Фото: АиФ / Екатерина Галеева

К тому же, мне кажется, у Единого госэкзамена есть одно очень хорошее преимущество - он открывает многим талантливым детям дорогу не только в вузы Иркутска, но даёт им возможность поступить в любой престижный университет России: Москвы, Санкт-Петербурга. Считаю, многие выпускники были бы лишены такого шанса, если бы ЕГЭ не было.

- А вы не опасаетесь, что в таком случае все талантливые и продвинутые умы отправятся в столицы и в маленьких Черемхово со временем вообще никого не останется?

- Если раньше я этого и опасалась, то теперь нет. Объясню, почему: у меня есть ученик Захар Сорокулов, который в этом году успешно закончил исторический факультет МГУ, куда он поступил, став победителем Всероссийской олимпиады. И представьте себе: в нынешнем году этот активный, перспективный молодой человек с аналитическим складом ума, хорошо говорящий на испанском и изучающий португальский язык, возвращается в Приангарье, чтобы работать… в сельской школе. Я думала, Захар станет отличным учёным, но он сказал мне: «Многие хотят стать учёными, и никто не хочет быть учителем». Поэтому и решил эту систему переломить.

Думаю, всегда найдутся дети, которые вернутся в родной город. Это тоже своего рода патриотизм. Например, меня родина всегда тянет: где бы я ни была (а я очень люблю путешествовать), мне всегда хочется домой. Не вижу себя в каком-то другом городе, в другой профессии, в другой школе. Пусть кто-то и говорит, что у нас в России в маленьких городках сейчас всё очень плохо, я с этим не согласна: во всех исторических эпохах были трудности. Но времена не выбирают, в них просто живут. И учитель, кстати, тот человек, который может объяснить это детям...

- …если он для детей - авторитет. Ведь с экранов и мониторов буквально сыплются новости о том, что школьники чаще обижают учителей, чем слушаются и уважают их.

Фото: АиФ / Дарья Галеева

- За 29 лет работы никогда не сталкивалась с агрессией в классе. Возможно, из-за того, что мы живём в провинции, к учителю до сих пор относятся с большим уважением. Мне кажется, в маленьких городах глобальной проблемы «злых школьников» нет. Может быть, со временем появится. Но мне даже думать об этом страшно.

Я закончила школу № 8, в которой сейчас работаю сама. То, что стану педагогом, решила ещё в четвёртом классе. Историю, как главный предмет, тоже выбрала неслучайно. Дело в том, что у меня перед глазами всегда был опыт моего любимого учителя истории, тогдашнего директора школы Павла Васильевича Хороших. Его уже нет с нами, но до сих пор, когда на линейках произносят его имя, у меня по спине бегут мурашки. Поэтому по собственному опыту знаю: всё начинается с учителя. Даже у президента когда-то были простые школьные учителя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах