aif.ru counter
1277

Призрак «золотого эшелона» Колчака

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "АиФ - В Восточной Сибири" 16/12/2009

Это одна из самых популярных загадок русской истории начала ХХ века. Теме «Куда исчезла значительная часть золотого запаса Российской империи в годы Гражданской войны?» посвящено множество противоречивых публикаций, которые дали почву самым невероятным мифам. Осенью этого года все ведущие российские СМИ сообщили о предстоящем поиске колчаковского золота на дне Байкала глубоководными аппаратами «Мир». Преуспеют ли акванавты, выяснял иркутский исследователь Сергей Волков.

Под знаком Красного креста

За время правления Сибирского правительства во главе с Александром Колчаком из Омска во Владивосток было осуществлено семь поставок драгоценного металла. По документам Кредитной канцелярии, в портовый город отправлено в общей сложности 9244,5 пуда золота на сумму более 195 млн золотых рублей, однако не всё оно благополучно добралось до пункта назначения. Эшелон, отправленный 18 октября с общим весом золота около 2 тыс. пудов (32 т) общей стоимостью 43,5 млн рублей захватил в Чите атаман Семёнов.

Но наибольший интерес представляет история последнего эшелона, сформированного при эвакуации белых из Омска. Крупная кража из этого состава породила устойчивые слухи о спрятанном в Восточном Саяне золоте Колчака. Это была самая большая перевозка золота на восток, по своей ценности более чем в два раза превышающая суммарную стоимость всех вместе взятых семи предшествующих отправок во Владивосток.

10 ноября 1919 года в Омске сформирован литерный поезд. Он состоял из 29 вагонов с ценностями (из них 28 - с золотом) и 11 вагонов охраны, ещё в 7 вагонах другого состава погружены серебро и платина. Золотой состав замаскировали под санитарный - на некоторых вагонах были знаки Красного Креста. Вот что сообщает об эвакуации газета «Новая русская жизнь»:

«Из Омска отправлено семь военных эшелонов на восток, в одном из которых размещался золотой запас. В эшелонах находилось более 1 тыс. человек, в том числе личный конвой Колчака». Поезда имели литеры «А», «В» - поезд верховного правителя, «С», «Д» - золотой состав, «Е» и бронепоезд. За паровозами шли две блиндированные платформы.

13 ящиков пропало

Из-за смуты гражданской войны до Иркутска «золотой эшелон» добирался чрезвычайно долго. Для сравнения -министры, покинувшие Омск 10 ноября, ехали 2400 км до Иркутска 9 дней, «золотому эшелону» и поезду Колчака, вышедшим из Омска двумя днями позже, на этот же путь пришлось потратить два месяца и три дня. За этот период произошло отречение Верховного правителя Колчака от власти, передача «золотого эшелона» под охрану чехословацким легионерам, а позже - большевикам.

Было также зафиксировано два хищения. Согласно акту комиссии, в Нижнеудинске официально приняли 28 вагонов с золотом: 5156 ящиков, 1678 солдатских мешков, общим весом 21 842 пуда. В Иркутске при передаче большевикам проведена новая ревизия. Не доставало 13 ящиков.

По утверждениям разных историков, из последнего «золотого эшелона» Колчака могло бесследно исчезнуть от 1 до 4-6 млн золотых рублей, однако, наверное, правильнее будет ссылаться на официальные банковские документы и акт ревизии в Иркутске, согласно которым в пути следования произошло лишь две кражи золота: на перегоне перед ст. Тыреть - 13 ящиков на 780 тыс рублей, при погрузке в Омске - мешок на 60 тыс рублей. Всего на 840 тыс рублей. Судьба этих 13 ящиков и одного мешка нуждается в дальнейшем исследовании. Никаких других краж не было!

В отдельных публикациях к кражам из «золотого эшелона» ошибочно прибавляют третье хищение, которое в действительности произошло из седьмой октябрьской поставки золота на ст. Тайга (того самого, захваченного атаманом Семёновым в Чите).

Вагоны-то разные

К числу наиболее часто повторяющихся нелепостей можно отнести утверждения, что вагонов с золотом дошло меньше, чем их было при отправке. Источник этого заблуждения порождён ошибкой при сравнении вагонов разной грузоподъёмности. Ведь из Омска золото перевозилось в двухосных пульмановских вагонах (их максимальная грузоподъёмность в 1920 г. составляла 16 т), а возвращалось золото из Иркутска в более вместительных новых американских вагонах. То есть, содержимое 28 пульмановских вагонов перегрузили в 13 более вместительных американских.

На всём пути следования золото находилось под охраной и жёстким контролем, сопровождавших его финансовых работников. Пломбы на вагонах проверялись неоднократно в течение дня, охрану несли на нескольких периметрах вокруг вагонов смешанные караулы из чехословацких и русских солдат, среди которых на разных этапах присутствовали конвойные из охраны Колчака, затем - черемховские партизаны и политцентровские солдаты. Даже Япония предъявила в Иркутске претензию на то, чтобы к русскому золотому запасу был приставлен их караул.

Сказки, в которые хочется верить

О «золотом эшелоне», следовавшем из Омска в Иркутск, написаны десятки приключенческих романов и сняты фильмы. Английский писатель Брайн Гарфилд в 1974 г. выпустил роман «Золото Колчака», в котором рассказана вымышленная история о пропавшем в годы Гражданской войны золотом эшелоне по пути его следования во Владивосток и последующем противоборстве уже в наше время спецслужб ЦРУ и КГБ, пытающихся найти на необъятных просторах Сибири золотую шахту со спрятанными в ней сокровищами. Несколько ранее подобный сюжет был использован в российском фильме «Золотой эшелон», который продолжают искать многочисленные кладоискатели. В итоге широкое распространение получили неверные сведения о событиях, не имевших места на самом деле.

Шумиха, поднятая вокруг поиска колчаковского золота на дне Байкала глубоководными аппаратами «Мир», может быть объяснена «пиаром» и некомпетентностью консультирующих экспедицию историков. Озвученная исследователями гипотеза о том, что поезд с золотом Колчака в 1920 году упал в воду с моста через Березовскую бухту на Кругобайкальской железной дороге (99-100 км), не выдерживает никакой критики, ведь этот мост на самом деле к описываемому времени уже не существовал - в 1914-1915 гг. он перенесён на р. Выдрино.

О каком золоте вообще идёт речь, если «золотой эшелон» восточнее Иркутска не перемещался и больших недостач золота не существует в природе? Никаких «местных» легенд о затонувшем «колчаковском золоте» в Байкале до начала работы «Миров» на сибирском озере не существовало.

Языком цифр:

При императоре Николае II золотой запас России был одним из крупнейших в Европе. Накануне Первой мировой войны царская Россия по размерам золотой казны уступала только США и Франции. На 1 января 1914 г. запас оценивался в 1695 млн золотых рублей (около 1312 т). К февралю 1917 г., после расходов на Первую мировою войну, он сократился до 1096 млн рублей (848,5 т). Колчаку досталась только половина. В Казани хранилось 651 млн. рублей золота, в хранилищах Нижнего Новгорода - 440 млн. Из доставленного впоследствии в Омск «казанского золота» правительством Колчака истрачено на ведение войны, по данным справки Наркомфина от 6 июля 1921 г, 235,5 млн рублей - 1/3. Из Иркутска в Казань было возвращено 409,6 млн рублей, т.е. 2/3 «казанского золота». Ещё раз обращаем ваше внимание на официальные данные: возвращены две трети, истрачена одна треть.

Обнаруженные 30 августа 2009 г на глубине 1350 м при погружении «Мира» на 132 км Кругобайкальской железной дороги обломки вагонов могут быть не времён Гражданской войны, а относиться к одному из 15 известных крушений поездов, происшедших за период с 1930 года до 1962 года. Нет никаких веских доказательств о принадлежности найденных на дне железнодорожных вагонов не только к «колчаковскому золоту», но и к годам Гражданской войны.

Кстати:

2 декабря на Байкале начались съёмки двух фильмов «Золото Колчака» и «Глубинный телескоп Байкала». Группа Федерального космического агентства готовит их для телеканалов «Дискавери» и «Вести», сообщила сотрудник пресс-службы ВСЖД Альбина Павленко:

- Это очень серьёзный проект. Основной задачей фильмов станет популяризация озера Байкал и Прибайкалья, а также привлечение внимания к развитию железнодорожного туризма на Байкале. Картины расскажут и о Кругобайкальской железой дороге как уникальном памятнике промышленной архитектуры, аналогов которого нет в России. Картины выйдут в эфир в 2010 году.

Смотрите также:

Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах