Примерное время чтения: 6 минут
1448

На Байкале нашли обломки одного из 15 поездов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ - В Восточной Сибири» 29/09/2010

В течение последних трёх лет с подачи международной научно-исследо­вательской экспедиции «Миры» на Байкале» российские СМИ распространяют исторически недостоверный миф - о якобы затонувшем на дне Байкала золотом эшелоне времён Гражданской войны. С разоблачением этого мифа выступает эксперт «АиФ в ВС», путешественник Сергей Волков.

В распространении легенд о золоте Колчака и его блеске на дне Байкала, сильно искажённых и приукрашенных вымыслом журналистов в многочисленных перепечатках, удивляет не столько их полная бездоказательность, сколько разнообразие комментариев со слабым знанием истории и грубейшими фактическими ошибками. В итоге за три года сознательной манипуляции общественным сознанием на наших глазах родился новый миф - о якобы затонувшем золотом эшелоне Колчака в Байкале. Теперь самой популярной темой на экскурсиях по Кругобайкальской железной дороге стал вопрос: «А правда ли, что здесь утонул поезд с золотом?»

Интересно отметить, что ни разу в комментариях не прозвучало, на основании каких документов ищут золото Колчака или какую-либо его часть в Байкале. А на видеокадрах, обнародованных на Байкальском экономическом форуме, последнего погружения глубоководных аппаратов «Миры» пользователи Интернета так и не смогли рассмотреть среди камней ничего похожего на обещанный «золотой блеск четырёх слитков»...

Нет блеска - есть сенсация

За три года работы «Миров» на Байкале было сделано много важных научных открытий, исследованы газогидраты, обнаружены новые живые организмы, однако самыми громкими и сенсационными среди них оказались заявления о предположительных находках золота Колчака. В 2008 году было объявлено об обнаружении «остатков железнодорожных вагонов времён Гражданской войны, предположительно с золотом Колчака» вблизи 90-го км Кругобайкальской железной дороги на глубине 700 м. Директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов по этому поводу говорил: «Интрига сохраняется, потому что нельзя пока с точностью сказать, есть тут золото Колчака или его не было никогда. На сегодня этот вопрос остаётся открытым».

В следующем году на глубине 1350 м при погружении «Мира» в другой точке на 132-м км Кругобайкальской железной дороги обнаружены фрагменты железных конструкций, объявленных также обломками вагонов времён Гражданской войны. Однако никаких веских доказательств о принадлежности найденных на дне железнодорожных вагонов не только к колчаковскому золоту, но и к годам Гражданской войны продемонстрировано не было. Эти железные обломки могут относиться к одному из 15 известных крушений поездов, происшедших за период с 1930 года до 1962 года. Историк А. Тиваненко, участвующий в этом погружении, сообщает, что на «самом деле что-то блеснуло золотым цветом, но ситуация такова, что сдвинь с места один камень - вся осыпь придёт в движение». Удивительным образом, точно так же при последнем погружении в летнем сезоне 2010 г., с точностью до деталей, как по отработанному сценарию, была официально обнародована очередная сенсация. На этот раз на 81-м км, в третьей точке погружений у Кругобайкальской железной дороги натурально блеснули 4 «прямоугольных предмета с металлическим блеском, похожим на золото». «Мы смогли максимально приблизиться к находке, но так как осыпь - очень подвижная структура, то любые действия манипулятора приводили гравий в движение. Манипулятор не смог дотянуться до находок, но мы зафиксировали точные их координаты и дайверы смогут продолжить поиск», - сказал Баир Цыренов.

Несмотря на то, что найденные небольшие прямоугольные предметы удобны для захвата современным манипулятором, аппарату «Мир-2» не удалось поднять их со дна ни в 2009 г., ни аналогично - в 2010 г. Складывается впечатление, что либо дно Байкала сплошь усыпано золотыми слитками, крепко «зажатыми в расщелинах на гравийной осыпи», либо инициаторы этой сенсации никогда не заглядывали в школьные учебники и не консультировались с профессиональными историками.

Упал с моста, которого не было

Достаточно открыть подшивку газет «Власть труда», чтобы прочитать в номере от 23 апреля 1920 г. рапорт В.И. Ленину об отправке из Иркутска в честь его 50-летия принятого от чехов золотого запаса России, который никогда восточнее Иркутска не перемещался, следовательно, - никоим образом не мог попасть в Байкал. Всё золото, а это 343 тонны 72 кг, было принято и пересчитано большевиками и в сохранности доставлено в Казань.

В фильме «Тайна золота Колчака» (2010 г.), претендующего на документальное расследование, недавно показанного телеканалом «Россия-1», историк из Улан-Удэ, серьёзно глядя с экрана телевизора на зрителя, вещает о передаче чехам за выдачу Колчака половины золотого запаса, который якобы впоследствии затонул вместе с поездом при взрыве 11 февраля 1920 г. тоннеля № 6 или железнодорожного моста в бухте Берёзовой на 100-м км Кругобайкальской железной дороги, когда 200 тонн золота погрузились в пучины Байкала.

Интересно, откуда авторы фильма и историк, официально консультирующий экспедицию «Миры» на Байкале» и участвующий в её работе, черпают эти невероятные сведения, если из архивных документов известно, что в действительности мост через Берёзовую бухту к 1920 г. уже не существовал (в 1914-1915 годах переправа была перенесена на восточный берег Байкала на реку Выдрино), следовательно, - никакой поезд в 1920 году с него упасть не мог? Тем более - 11 февраля, когда золотой эшелон фактически находился в Иркутске и по условиям Куйтунского договора с чехами «ни при каких условиях этот золотой запас не мог быть продвинут восточнее Иркутска». 15 января прибывший в Иркутск золотой эшелон загнали в тупик, отцепили паровоз и отогнали в депо. Для полной уверенности, что эшелон не угонят, впереди и сзади поезда разобрали рельсы и вытащили подшипники из колёс вагонов. Охрану эшелона круглосуточно несли хорошо вооружённые чехословацкие легионеры совместно с дружинниками Политцентра, солдатами-большевиками и чекистами РВК. Даже Япония предъявила претензию, чтобы к русскому золотому запасу был приставлен японский караул. Золотой эшелон простоял под усиленной чехо-русской охраной в Иркутске до начала марта 1920 г., вплоть до ухода последнего чехословацкого эшелона с солдатами, и никогда по Кругобайкальской дороге не перемещался.

В 1920 г. диверсий, взрывов и сходов поездов на Кругобайкальской железной дороге в архивных материалах Министерства путей сообщения не зафиксировано, нет упоминаний о подобных случаях в Иркутской летописи и местных газетах, дорога функционировала бесперебойно, так как в январе 1920 г. чехи при поддержке американского полка разоружили семёновцев и взяли под свой контроль жизненно важную для их отступления на восток и уязвимую для возможных диверсий Кругобайкальскую железную дорогу. О взорванном мосте и рухнувшем в Байкал поезде нет нигде упоминаний.

О мнимых потерях колчаковского золота много писали в 1990-х годах, даже инициировали его поиск на уровне Государственной Думы, но потом всё-таки нашлись умные люди, которые заглянули в архивы и выяснили, что золото в принципе никуда не исчезало...

Продолжение - в следующих номерах «АиФ в ВС».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах