Примерное время чтения: 7 минут
142

Как заКАДРить рабочий класс?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. «АиФ - В Восточной Сибири» 11/05/2011

К теме профессионального образования в последнее время неоднократно обращались первые лица государства, неизменно сдабривая свои речи словами «модернизация», «переустройство», «активизация». Это, по мнению руководства страны, должно решить одну из актуальных проблем современности - нехватку рабочих кадров. Слишком долго мы выпускали из стен учебных заведений экономистов и юристов и совсем забыли о слесарях, токарях и агрономах.

Однако люди, вдумчиво оценивающие реалии сегодняшней России, уже давно начали ориентировать своих детей на получение рабочих специальностей, невзирая на надуманную непрестижность человека труда.

- Всё в наших руках, - уверенно отвечает на мой вопрос о своей будущей зарплате студентка II курса Иркутского техникума архитектуры и строительства Мария Емцева. - Сколько потрудишься, столько и получишь.

И пусть сейчас в её руках только мастерок, в будущем она не сомневается. Как не сомневается в верности выбора профессии Александр Литвинов, обучающийся в том же техникуме на сварщика.

- Среди моих одноклассников многие ребята после окончания 9-го класса пошли в техникумы и колледжи, профессию получать, - говорит парень, ловко надевая на себя маску сварщика. - Мы же в 19 лет, окончив три курса техникума, сможем сами зарабатывать, причём неплохие деньги. Сварщики нынче в цене! А мы ещё и не простыми сварщиками будем - нас обучают сразу трём специальностям - электрогазосварщик, газосварщик и электросварщик ручной сварки. К этому мы можем получить и дополнительные квалификации: сварка резины, пластмасс. Так что будем универсальными и почти незаменимыми специалистами.

Как рассказал министр образования Иркутской области Виктор Басюк, по областной программе модернизации профессионального образования, действующей в регионе с текущего года, планируется реорганизовать иркутский техникум архитектуры и строительства путём присоединения к нему училища № 20 города Шелехова. Этот шаг позволит укрепить позиции учебного заведения города металлургов и даст возможность молодёжи получать не только начальное, но и среднее профессиональное образование.

- Современное производство высокотехнологично, а выпускники учреждений начального профессионального образования ему не соответствуют, - пояснил Виктор Басюк. - А в рамках СПО ему смогут преподать современные технологии, повысить квалификацию до необходимого уровня. В рамках областной программы модернизации профессионального образования мы намерены создавать новые учреждения профессионального образования путём объединения, повышения их статуса, присоединения к техникумам в качестве филиалов, чтобы ребята могли получить профессию в одном учреждении и не искать, где продолжить обучение и получить более высокий уровень.

Сегодня уже три педагогических колледжа и одно учреждение НПО объединены в региональный колледж педагогического образования. Планируется реорганизовать ещё семь учреждений в этом году, из которых будут созданы три новых техникума, и 12 - в следующем. В итоге из 67 учреждений профессионального образования, находящихся в ведомстве Министерства образования Иркутской области, останутся около 30 крупных, многоуровневых учреждений.

Однако специалисты уверены, что только укрупнением учреждений ПО проблемы нехватки рабочих кадров не решить. Многие склоняются к тому, что начинать нужно с перевоспитания молодёжи, которая сегодня уверена, что трудиться им в жизни не придётся.

- Многие школьники убеждены, что они без труда поступят в вуз, окончив его, сразу же станут начальниками и будут получать бешеные деньги, - говорит директор Профессионального училища № 2 города Иркутска Валентина Зяблова. - Их идеал - малиновый пиджак, а не роба монтажника. Поэтому они даже не ассоциируют себя с училищем или техникумом, из стен которых выходят рабочие и настоящие труженики. Нужно вернуться к практике советских времён, когда трудовые резервы воспитывались фильмами о трудягах, о простых рабочих. И в тех фильмах этому рабочему за его труд были и награды, и почёт. И картинка из кино подтверждалась реалиями жизни, когда в начальники попадали, только пройдя путь от самых низин производства, а кресло директора было наградой за многолетний и самоотверженный труд.

В то же время дисбаланс спроса и предложения проявляется и среди рабочих специальностей. Так, по данным Министерства образования региона, сегодня профессию повара, швеи, кондитера получают более 2 тысяч человек, а потребность в этих кадрах на рынке труда в 3,5 раза ниже. А извечная потребность в рабочих для строительной отрасли покрывается лишь на 15%. И эта тенденция грозит сохраниться в ближайшую пятилетку, если человек труда - девушка со стамеской и юноша со сварочным аппаратом - займут достойное места в умах школьников, потеснив с пьедестала «офисный планктон».

Статистика:

В Иркутской области 41 училище и лицей, в которых обучаются 18,3 тысячи человек, а также 67 техникумов и колледжей, в которых получают образование 48 тысяч студентов.

Профессиональное образование молодёжи в Иркутской области осуществляется по 85 специальностям и 93 профессиям. Основные направления обучения соответствуют наиболее развитым в регионе предприятиям. Так, 18 учреждений готовят кадры для строительной отрасли по 11 профессиям, 11 учреждений - по 19 профессиям для агропромышленного комплекса, 6 учреждений - по 20 профессиям для лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Интернет-опрос «Аиф»

Как сделать профтех-училища (ПТУ) привлекательными для молодёжи?

Переименовать в колледжи - 10%

Гарантировать трудоустройство выпускникам - 25%

Открыть новые современные специальности - 25%

Повысить престиж рабочих профессий - 35%

Никак, их нужно закрыть - 5%

Комментарии экспертов:

Директор Иркутского техникума архитектуры и строительства Владислав Афанасьев:

- Главное условие нормального функционирования системы начального и среднего профессионального образования - рост производства. Тогда работодатель будет сам гоняться за кадрами, будет заинтересован в подготовке грамотных специалистов разного уровня, в обновлении материально-технических баз учебных заведений, в подготовке преподавательского состава и организации производственной практики на самом производстве. Спад активности предприятий строительной отрасли сказывается на материально-технической базе нашего техникума. Строительные компании не видят своего будущего: день прожили, и хорошо. Поэтому в подготовке завтрашних специалистов они не заинтересованы.

Директор Иркутского авиационного техникума Владислав Семёнов:

- В наше время спада производства нельзя отталкиваться лишь от имеющегося спроса, нужно обязательно ориентироваться на будущее. Так, сегодня в стенах техникума активно развивается направление информационных технологий. Мы организовали IT-Академию Microsoft, в которой каждый преподаватель прошёл обучение во всемирной корпорации. Также запускаем Центр новых сетевых технологий. Пока мы не можем набрать ребят для обучения в этих группах, понимаем, что опередили время, но уверены, что нужно подтягивать нашу инертную экономику к тем реалиям, которые уже крепко обосновались во всём мире.

Директор Профессионального училища № 2 города Иркутска Валентина Зяблова:

- Ещё со школы необходимо прививать детям мысль, что человек труда необходим обществу и уважаем согражданами. Тогда ребята будут готовы идти на производство, получив перед этим рабочие специальности. Однако только слов не достаточно. Необходимо выполнить ещё три условия - повысить заработную плату рабочим, улучшить им условия труда и пропагандировать через СМИ, кино, телевидение само понятие человека труда и его представителей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах