aif.ru counter
91

Общество «Эллочек-людоедок»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ в Восточной Сибири» 05/10/2011

Организаторы акции решили воспользоваться таким единым народным порывом к лингвистическому самосовершенствованию и тут же учредили на базе факультета филологии и журналистики Иркутского госуниверситета бесплатный лекторий «К тайнам мысли и слова: беседы о русском языке». О том, вызвали ли необычные занятия интерес у населения, получит ли данная инициатива продолжение и почему быть грамотным в наше время немодно, мы расспросили доцента кафедры русского языка филфака ИГУ, кандидата филологических наук Людмилу Горбунову.

Открыть новое в привычном

- Идея о цикле лекций возникла у нас сразу после «Тотального диктанта», собравшего гораздо больше человек, нежели мы предполагали. Наверное, всем просто надоело жить в мире материальных забот, люди истосковались по неформальному интеллектуальному общению, - уверена Людмила Ивановна.Правда, особой популярностью среди иркутян лекторий, увы, не пользовался. Виной тому, скорее всего, неудачно выбранное время: далеко не все готовы провести вечер долгожданного выходного за партой, особенно в самый разгар дачного и отпускного сезонов. У школьников и студентов как раз в этот период начались сессии. В результате лекторий посещало не более 10-15 человек.

- Но вместе с тем люди были приятно удивлены темами, которые мы выносили на обсуждение, - отметила наша собеседница. - Преподаватели нашей кафедры сделали акцент на других проблемах современной лингвистики. В частности, объясняли, что такое языковая картина мира и как по речи человека понять, что он думает, на каких принципах основано наше правописание и почему всё-таки «жи-ши» пишется с буквой «и». Вообще лингвистика - это наука не столько о языке, сколько о человеке как о языковой личности, его взгляде на происходящее вокруг.

Действительно, присмотревшись к языку, каждый может обнаружить много интересного. Так, все знают, что слова «врач» и «доктор» обозначают человека одной и той же профессии, но почему-то всегда, обращаясь с просьбой к медику, мы говорим: «Доктор (а не врач), помогите». Взять, как примеру, любимое русское словечко «авось», под которым специалисты понимают «немотивированную надежду на благополучный исход события». Если учесть, что ни в одном языке мира слова с подобным значением нет, то становится ясно - оно непосредственно отражает образ мыслей русского человека.

Один на один с «языковым злом»

Оценить уровень грамотности населения в целом, по мнению специалистов, на сегодняшний день невозможно - в силу того, что ни в советское время, ни в наши дни каких-либо серьёзных исследований на эту тему не проводилось. Да и что понимать под понятием «грамотность»? Чёткое следование правилам правописания или использование в устной речи норм литературного языка?

- Это совершенно разные навыки, - говорит Людмила Ивановна. - Я могу судить об общем уровне только по нынешним студентам-филологам. На мой взгляд, за последнее время он резко снизился. По многим причинам. Во-первых, всё более формальным становится образование, которое направлено на зазубривание материала, а не на его осмысление, на выполнение тестов, а не создание качественных текстов. Во-вторых, в обществе сформирован негативный образ «ботаника», быть грамотным нынче не престижно, а правильная речь уже никак не связана с понятием «интеллигентный человек».

А повышать собственную грамотность в условиях тотального пренебрежения языковыми нормами очень непросто. Не научили в школе правильно писать-изъясняться, не привили родители любовь к «великому и могучему» - суждено человеку остаться с проблемой один на один. К сожалению, сегодня нельзя ориентироваться и на речь публичных людей.

- В Иркутской области нет ни одной постоянно действующей школы дикторов и редакторов. Но при этом все совершенно справедливо не довольны обилием телевизионных и радийных речевых ошибок, некачественными публикациями в районной и городской прессе, - отметила кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики ИГУ Татьяна Романцова. - Вместе с речевой грамотностью, которая является основой нормального человеческого существования в социуме, мы теряем способность достойно и уважительно общаться друг с другом.

Все средства хороши

Возникает один из традиционных вопросов русской интеллигенции: «Что делать?». Филологи сходятся во мнении: действовать!

Например, в городе просто необходимо создать общественную организацию, которая бы занималась продвижением в массы бережного отношения к родному языку и ответственности за каждое проронённое слово, а также координировала усилия «одиночек». Более того, по словам Татьяны Романцовой, филологи и деятели культуры прекрасно понимают: давно назрела необходимость иметь самостоятельную структуру - Центр русского языка, на базе которого все иркутяне, вне зависимости от возраста и профессии, под руководством специалистов получили бы возможность обсуждать вопросы речевого поведения, учиться основам речевого этикета и постигать тонкости уверенного общения. Этот же центр мог бы заниматься сбором и научной обработкой уникальной языковой информации региона, например, диалектологических материалов Прибайкалья и Забайкалья.

Что касается продолжения лекционных занятий, то, по мнению Людмилы Горбуновой, это вполне реально. Университет готов предоставить и площади, и услуги преподавателей. Главное -

сформировать фонд оплаты их труда, а для этого нужен спонсор плюс широкомасштабная рекламная кампания. А пока все желающие стать хоть чуточку ближе к статусу носителя языка Толстого и Достоевского могут заняться, так сказать, ежедневным «самолечением». Для этого необходимо дать себе соответствующую установку (типа «Грамотность - часть моего имиджа»), вооружиться словарями, справочниками и терпением и, конечно же, как можно больше читать, отдавая предпочтение шедеврам классической отечественной литературы.

Комментарий:

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики ИГУ Татьяна Романцова:

- Если говорить о повышении уровня грамотности, а значит уровня языковой и общей культуры, то тут любые мероприятия любого масштаба будут хороши. Сейчас каждый преподаватель-речевик, каждое малое филологическое сообщество противостоит «языковому злу» собственными силами. На факультете филологии и журналистики ИГУ, например, усилиями студентов и преподавателей с недавних пор организована школа молодых редакторов. Некоторое время назад преподаватели Восточно-Сибирской государственной академии образования в определённые часы и дни недели отвечали по телефону на вопросы иркутян о трудностях употребления слов и конструкций. Я сама очень рада возможности хотя бы несколько минут в неделю в прямом эфире областного радио рассказывать о проблемах русского языка и особенностях нашего речевого окружения (для телезрителей эти вопросы освещает Людмила Горбунова в рамках передачи «Язык мой - друг мой». - Авт.).

Интернет-опрос «Аиф»:

Как, на ваш взгляд, бороться с неграмотностью среди населения?

А зачем бороться? У нас в городе люди достаточно грамотные! - 9%

Надо привлекать внимание к проблеме различными акциями - 9%

Организовать общественную организацию или что-то вроде «клуба грамотеев» - 1%

Проводить специальные курсы повышения грамотности - 9%

Нужна продуманная государственная политика - 72%

Опрос проводился на сайте irk.aif.ru 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах