Примерное время чтения: 15 минут
1460

Александр Ануфриев: Фанатизм неизбежен

Фото Марии ОГНЕВОЙ

Иркутск, 27 ноября – АиФ-ВС. Сегодня у многих при слове «история» в памяти всплывают воспоминания о невероятно скучных школьных уроках, механическом конспектировании учебника и заучивании бесконечных дат. Жаль, но зачастую именно педагоги «без огонька» раз и навсегда отбивают у ребят всякое желание «погружаться» в этот на самом деле интереснейший предмет. А ведь без знания истории Отечества, равно как и литературы, ученик вряд ли превратится в полноценную личность.

Между тем историческая память современного общества при отсутствии постоянной «подпитки» - в виде достоверных книг, качественных фильмов, занимательных выставок и проектов – просто-напросто стирается. Можно ли остановить данный процесс, объединить россиян исторической идеологией, а молодёжь заразить страстью к познанию прошлого? Об этом корреспондент «АиФ в ВС» расспросила старшего преподавателя кафедры истории России истфака ИГУ, заведующего филиалом «Солдаты Отечества» музея истории города Иркутска Александра Ануфриева.

Не верь глазам своим!

Наш гость оказался человеком увлечённым (иначе и быть не могло!), о чём красноречиво говорили и его небольшой рабочий кабинет, забитый до отказа специальной литературой, и блеск в глазах, который не покидал его на протяжении всего рассказа о любимом деле.

- В детстве и юности я очень много читал, причём попадались мне преимущественно исторические книги, а в школе очень вдохновил молодой учитель. Впрочем, в выборе факультета не обошлось и без прагматики: в то время, то есть в конце 80-х, истфаки были самыми настоящими кузницами кадров. Неудивительно, что конкурс на место достигал 12 человек, а в числе 50-ти поступивших оказалось 17 медалистов.

«АиФ в ВС»: - А нынче насколько востребована профессия историка?

Александр Ануфриев: - В прошлом году конкурс в среднем составил порядка 10-15 выпускников школ на место. Цифра, конечно, лукавая, поскольку подавать документы сейчас можно сразу в несколько вузов. Тем не менее, желающих хватает. По моим наблюдениям, примерно 90% абитуриентов – это те, кого историей «заразили» учители или родители, чаще те и другие вместе, отсюда и огромный процент династий. Но есть небольшая доля ребят, которые пришли к нам не благодаря, а вопреки – например, чтобы досадить нелюбимому педагогу. Но у всех первокурсников – общая беда: они продолжают безоговорочно верить учебникам. Поэтому для них становится настоящим шоком общение с одним из наших преподавателей, который, основываясь на одном архивном источнике, может за десять минут блестяще доказать, что рабство на востоке существовало, а затем за это же время столь же убедительно доказать обратное. После подобной «встряски» недавние школьники начинают анализировать.

«АиФ в ВС»: - Есть даже такая присказка, что на истфаке не дают профессию, а дают образование.

А.А.: - Действительно, у нас формируется особый образ мышления, ведь изучение истории позволяет чётко структурировать знания, самостоятельно мыслить и делать выводы, соотнося прошлое с настоящим. Историки – часть общества, которая имеет собственную позицию и умеет её отстаивать. При этом они находятся в состоянии постоянного сомнения, не верят ни отдельно взятому документу, ни книге, ведь истина рождается только после сравнения десятков различных источников и результатов множества исследований. Да, приходится перелопачивать тонны архивных бумаг, работа тяжёлая, но благодарная: когда удаётся найти стопроцентно достоверный факт или нужную фамилию, то испытываешь наивысшее наслаждение. К примеру, когда мы готовили материалы об участии иркутян в Отечественной войне 1812 года – а это около тысячи человек, но из них пофамильно известны чуть более двух десятков – я подолгу сидел в военно-историческом архиве, и каждый найденный земляк становился целым событием.

«АиФ в ВС»: - Но ведь не менее важно и рассказать общественности о своей находке?

А.А.:- Безусловно, ведь главное для историка – востребованность, «выхлоп». Не просто написать научную статью, а видеть, что твоя работа интересна людям.

Скованные одним…прошлым

Думается, аналогичному принципу должны сделать и школьные учителя, иначе учащиеся в большинстве своём так и будут считать историю проходным предметом.

- Влияние педагога на молодые умы нельзя недооценивать. Я бы его сравнил с врачом – хороший специалист никогда одинаково не лечит. Так и в школе: нужен индивидуальный подход и исследовательский интерес. Задача преподавателя – не только дать определенный набор знаний, ведь какие-то даты и события всегда можно и в учебнике подсмотреть. Важно пробудить интерес и понимание, а для этого можно использовать и современные образовательные технологии: урок в форме экскурсии, деловая игра, компьютерные презентации. Есть фанатики, которые про одну петличку часами могут рассказывать, и дети их слушают, затаив дыхание. А вот ЕГЭ, по моему глубокому убеждению, вбивает в историю «гробовой гвоздь», превращая сдачу экзамена в сплошное формализаторство.

«АиФ в ВС»: - Пугает и огромное количество учебных пособий, в которых одни и те же события трактуются совершенно по-разному. Как оградить детей от «вредной» информации?

А.А.: - В советские времена был один-единственный учебник, а сегодня – сотни с грифами «рекомендовано» и «одобрено». Одному автору больше интересна культура, другому – экономика, в результате получаются перекосы, а некоторые важнейшие темы и вовсе «вылетают». Так, по минимуму преподаётся военная история, а в специализированной литературе можно встретить и передёргивание фактов, и новые мифы вокруг страшных событий. На мой взгляд, учитель здесь должен задавать определённый вектор. Сегодня же мы сталкиваемся с тем, что дети не знают элементарных вещей. Например, на рисунках, посвящённых Великой Отечественной войне, мальчишки изображают реактивные советские самолёты или вертолёты с фашисткой символикой, а ещё на полном серьёзе спрашивают у учителя, бомбили ли немцы Иркутск. Шокировал меня и ответ одной девочки на вопрос о вкладе Сперанского в развитие Сибири. На её взгляд, при нём в нашем городе появилась сотовая связь, правда, по тем временам слишком дорогая. При советской школе со всеми её недостатками подобные вещи были просто невообразимы.

«АиФ в ВС»: - А как вы относитесь к тому, что в этом году на широкую ногу по всей стране праздновался юбилей Бородинского сражения, а про 90-летие с момента образования Советского Союза как будто и вовсе забыли?

А.А.: - Понимаете, есть приличные вещи, а есть неприличные. Сейчас стало нормой подчёркивать отрицательные моменты СССР, но история не может быть чёрной или белой, из неё не выбросишь тот или иной период. Нельзя также забывать о том, что за период существования Советского союза мы стали великой державой, выиграли самую страшную войну и создали мощнейшую экономику. Люди тоскуют по стабильности. Да и всегда кажется, что раньше и масло было маслянистее…Что касается Бородино, то о подобных великих событиях мы вспоминаем, как правило, только под круглую дату: отгремели – отчитались. А нужна постоянная кропотливая тихая работа.

«АиФ в ВС»: - Возможно ли, по вашему мнению, почерпнуть из истории национальную идею для российского народа?

А.А.: - Общество наше сегодня во многом «атомизировано» – мы думаем в основном о том, как пережить, заработать, воспитать детей, не осознаём себя общностью, потому что нет объединяющей идеи. Хотя попытки её найти предпринимаются, взять тот же День народного единства. Однако это во многом искусственный праздник, тогда как есть реальные вещи, например, юбилей Великой Победы, который показывает, что ради спасения Родины жители всей страны объединялись, забывая распри, и превращались в некий монолит, который разрушить невозможно. История в какой-то мере тоже идеология, ведь без стержня она тут же рассыпается на отдельные факты и события. При этом без внятной политики государства, без масштабной целевой программы в сфере исторического образования, нам не воспитать патриотично настроенных граждан. Недавно мы выступили с инициативой создать в Иркутске Аллею Героев, и к юбилею начала Первой мировой войны разместить в знаковом месте областного центра галерею георгиевских кавалеров – иркутян.

Вместе с тем для каждого история начинается с его семьи, с фотоальбома, воспоминаний бабушек и дедушек, следующим кирпичиком становится история родного города, а затем и страны.

Досье:

Ануфриев Александр Валерьевич родился 28 февраля 1970 года в городе Сретенск Читинской области. В 1987 году окончил Сретенскую среднюю школу № 1 с серебряной медалью и поступил на исторический факультет ИГУ, затем служил в рядах Советской Армии. После окончания вуза в 1993 году остался на кафедре истории России. Работал сотрудником лаборатории истории Сибири, старшим преподавателем, заместителем декана факультета. В 2008 – 2011 годах – заместитель директора Государственного архива Иркутской области. Один из организаторов и исполнительный директор общественного фонда «Вернувшийся полк». Автор более трёх десятков научных работ, сфера интересов – военная история России XIX – начала XX вв., история казачества.

Поддерживает проекты по установке в Иркутске памятника сибирским стрелкам, созданию аллеи героев, а также организации полноценного военного музея.

Кстати:

Выпускников истфака ИГУ сегодня, без сомнения, можно встретить во всех сферах: и во власти, и в органах госбезопасности, и в академии наук, и в СМИ (здесь особенно широкое представительство). А, к примеру, первый дипломник Александра Ануфриева на данный момент возглавляет миссионерский отдел Иркутской епархии. Учительскую же стезю выбирают примерно 10-15% ребят с высшим историческим образованием.

Некоторые известные выпускники исторического факультета:

1. АЛЕКСЕЕВ Вениамин Васильевич, академик РАН, д-р ист. наук, профессор;

2. АГАЛАКОВ Виктор Трофимович, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории СССР исторического факультета Иркутского государственного университета;

3. БАЗАРХАНДАЕВ Амгалан Ринчинович, генеральный директор ООО «Телекомпания «АИСТ», президент холдинга «Россо»;

4. БАРЫШНИКОВ Виталий Владимирович, министр культуры и архивов Иркутской области;

5. БЕЙДИНА Татьяна Евгеньевна, д-р. полит. наук, профессор, зав. каф. государственного и муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета, Председатель диссертационного совета по политическим наукам;

6. ГЕНЕРАЛОВ Анатолий Георгиевич, д-р ист. наук, профессор, проректор по науке Иркутского государственного университета;

7. ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович, канд. ист. наук, главный редактор и издатель газеты «Восточно-Сибирская правда»;

8. ГОЛЬДФАРБ Станислав Иосифович, д-р ист. наук, генеральный директор издательского дома «Комсомольская правда-Байкал»;

9. ГРУДЗИНСКИЙ Владимир Викторович, д-р ист. наук, профессор, декан исторического факультета Челябинского государственного университета;

10. ДОРЖУ Зоя Юрьевна – д-р ист. наук, профессор, заведующая кафедрой всеобщей истории Тывинского государственного университета;

11. ДРОЗДОВ Николай Иванович, д-р ист. наук, профессор, ректор Красноярского государственного педагогического университета;

12. ЕСИПОВ Владислав Витальевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой искусствоведения НИ Иркутского государственного технического университета;

13. ЖУКОВ Константин Сергеевич, канд. пед. наук, почетный профессор Иркутского государственного университета, декан факультета психологии ИГУ, заслуженный учитель РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ;

14. ЗУБРИЙ Елена Станиславовна, директор Иркутского областного художественного музея;

15. КАЛИНИЧЕНКО Андрей Николаевич, директор Иркутского областного театра кукол «Аистенок»;

16. КАРМАДОНОВ Олег Анатольевич, д-р филос. наук профессор, заведующий кафедрой регионоведения и социальной экономики Института социальных наук Иркутского государственного университета;

17. КОКОУРОВ Игорь Николаевич, председатель совета директоров группы компаний «Материк»;

18. КОНОПАК Игорь Александрович, канд. ист. наук, декан факультета психологии Иркутского государственного университета;

19. КРАДИН Николай Николаевич, член-корреспондент РАН, д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН;

20. КУДРЯВЦЕВ Федор Александрович, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории СССР исторического факультета Иркутского государственного университета;

21. КУЗНЕЦОВ Илья Иннокентьевич, д-р ист. наук, профессор, зав.кафедрой истории СССР исторического факультета Иркутского государственного университета;

22. КУРАС Леонид Владимирович, д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, консультант заместителя Председателя Народного Хурала Республики Бурятия;

23. ЛИШТОВАННЫЙ Евгений Иванович, д-р ист. наук, профессор, руководитель представительства Иркутской области в Монголии, декан исторического факультета Иркутского государственного университета;

24. МАТХАНОВ Михаил Эдуардович, генеральный директор ОАО «Байкалфарм»;

25. НАУМОВ Игорь Владимирович, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории и философии НИ Иркутского государственного технического университета;

26. НАЗАРОВ Владимир Владимирович, д-р ист. наук, профессор, проректор по учебной работе Иркутского государственного лингвистического университета;

27. НОВИКОВ Геннадий Никифорович, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой мировой истории и международных отношений исторического факультета Иркутского государственного университета, председатель диссертационного совета по историческим наукам при ИГУ;

28. ОВЧИННИКОВ Сергей Геннадьевич, канд. ист. наук, руководитель Архивного агентства Иркутской области;

29. ОГОРОДНИКОВ Станислав Викторович, вице-президент медиахолдинга «АС Байкал-ТВ»;

30. ОЛТАРЖЕВСКИЙ Владимир Павлович, декан исторического факультета ИГУ, д-р ист. наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета;

31. ПЕРЕВОЗНИКОВ Вадим Юрьевич, генеральный директор сети книжных магазинов «ПродаЛитъ»;

32. ПЕРЕЛОМОВ Петр Геннадьевич, полковник, заместитель начальника управления КГБ СССР по Иркутской области;

33. ПОПОВ Сергей Леонидович (Архиепископ Иоанн), епископ Белгородский и Старооскольский;

34. ПРОКОФЬЕВ Сергей Владимирович, президент ООО «Пассаж на Баснинской»;

35. РОЖАНСКИЙ Михаил Яковлевич, канд. филос. наук, научный директор АНО «Центр независимых социальных исследований и образования»;

36. САВЧУК Наталья Васильевна, д-р ист. наук, зав. кафедрой общественных наук, Ангарская государственная техническая академия;

37. САУНИН Владимир Никитович, канд. ист. наук, директор Байкальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета;

38. СВРЧИКОВ Василий Иванович, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории и политологии Братского государственного университета, член-корреспондент СО РАН;

39. СЕВЕРЬЯНОВ Михаил Дмитриевич, д-р. ист. наук, профессор, заведующий кафедрой истории России Гуманитарного института Сибирского федерального университета;

40. СМЕХОВ Эдуард Юрьевич, первый заместитель генерального директора ОАО «Концерн Росэнергоатом»;

41. ТЕРНОВАЯ Ирина Ивановна, директор Музея истории города Иркутска;

42. ТОКАРСКАЯ Марина Ивановна, канд. Искусствоведческих наук, художественный руководитель Иркутской областной филармонии;

43. ТЮКАВКИН Виктор Григорьевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории России досоветского периода Московского государственного педагогического института;

44. ФЕДЧИН Владимир Сергеевич, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой культурологии и управления социальными процессами Института социальных наук Иркутского государственного университета;

45. ХАРИНСКИЙ Артур Викторович, д-р ист. наук, профессор, декан факультета права, социологии и СМИ НИ Иркутского государственного технического университета;

46. Черных Владимир Васильевич, д-р ист. наук, профессор, полковник, начальник кафедры отечественной истории и экономики Восточно-Сибирского института МВД России;

47. ШАЛАК Александр Васильевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории экономических и политических учений Байкальского государственного университета экономики и права;

48. ШОСТАКОВИЧ Сергей Владимирович, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории исторического факультета ИГУ;

49. ШУНЬКОВ Михаил Васильевич, д-р ист. наук, руководитель научно-исследовательского стационара «Денисова пещера» Института археологии и этнографии СО РАН;

50. ЩЕРБАКОВ Николай Николаевич, д-р ист.наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории и политологии Иркутского государственного университета, председатель диссертационного совета по историческим наукам при ИГУ. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах