Примерное время чтения: 6 минут
260

Отличники «Тотального диктанта» - о себе, акции и грамотности в нашей стране

предоставлено организаторами ТД в Иркутске

Александр Кравчук, учитель русского языка и литературы иркутского лицея (42 года):

- Участвовал в акции уже во второй раз, ученики позвали. В прошлом году получил четвёрку, поэтому в этом – надо было реабилитироваться. Я надеялся на высокий балл, чтобы пример детям показать.

Текст, на мой взгляд, был гораздо проще прошлогоднего, хотя пунктуация – немножко путаная. Вообще язык Дины Рубиной мне не очень импонирует. Женщина должна писать поэзию, а мужчина – прозу. Вот у Прилепина всё логично, стандартная структура, а здесь – диалог. И по содержанию прошлый текст мне показался интереснее.

От самой акции я в полном восторге. Мне знакомые рассказывали, как одна наша коллега пошла 6 апреля в парикмахерскую, а мастер ей: «Извините, не могу обслужить, убегаю на «Тотальный диктант», а сама говорит-то с ошибками. Сидели в аудиториях и женщины, у которых курицы в сумках таяли, домохозяйки. Это же здорово! Всё-таки нуждается наш народ в идее, которая бы объединяла, как раньше - комсомол, пионерия, партия. «Тотальный диктант» явился своего рода «цементом», который связал людей, каждый почувствовал причастность к языку, государству, это очень важно. Видно, что в обществе есть потребность успешности, ведь без знания русского языка человек не может быть успешным, даже на работу нормальную не устроится. Ещё бы придумали «Тотальное чтение», чтобы проверить уровень читательской культуры населения.

На мой взгляд, для повышения грамотности людей надо вспомнить хорошо забытое старое. Ведь у нас много официальных праздников, например, День грамотности и День русского языка. К этим датам можно приурочить мероприятия, интересные лингвистические викторины, конкурсы знатоков русского языка. Всё это имело место в советское время, но с годами, увы, было утрачено. Утрачено что-то было и в системе преподавания русского. Всё-таки ЕГЭ нацелен на проверку теории, её легко выучить, но не стать при этом грамотным человеком.

Анна Шаманова, ученица 11 класса иркутской средней школы (17 лет):

- Случайно узнала от мамы, что в этом году будет «Тотальный диктант», вот и захотела убедиться в своих знаниях. Текст оказался не таким сложным. Была в себе уверена, поэтому, наверное, и заработала пятёрку. Особо этим не хвасталась, пока только маме сказала и близким подругам. Вообще в школе и по русскому, и по литературе у меня отличные оценки, регулярно участвую в олимпиадах, много читаю. Грамотность, наверное, у меня от мамы – она учитель русского и литературы.

Акция мне очень нравится. Народ проверяет свои знания, в целом, уровень грамотности по стране определяется. Может, кто-то выводы сделает для себя, в лучшую сторону изменится, начнёт заниматься. Не подкачала и организация: всё показали, тщательно объяснили. Словом, всё было сделано для того, чтобы мы чувствовали себя комфортно и писали текст в хороших условиях. Не было никаких казусов.

Светлана Башинова, учитель русского языка и литературы Аларской средней школы (56 лет):

- Я предполагала, что не справлюсь с расстановкой авторских знаков, Рубина – всё же сложный писатель. И позже, посмотрев текст в Интернете, поняла, что не везде их угадала. Поэтому не надеялась на хороший результат. Однако организаторы лояльно к этому отнеслись, оценивая работы по классическим нормам правописания.

Вообще я хотела вывести свою профессиональную шкалу, была в Иркутске по делам и заодно написала диктант. Хотя к нему готовилась, почитала эссе Дины Рубиной, увидела, что она изобилует тире. Наверное, любой человек, который идёт на подобное испытание, что-то просматривает перед этим.

Как учитель русского языка я ратую за всеобщую грамотность, и такие акции, конечно, очень важны. Сейчас, к сожалению, у нас сформировался язык «смс-ок», сложные конструкции многим уже не по силам. А какое мышление у народа – таков и язык.

Комментарий филолога:

Профессор кафедры русского языка и общего языкознания ИГУ, кандидат филологических наук Людмила ГОРБУНОВА:

- Объяснение результатам «Тотального диктанта» навскидку дать сложно. Во-первых, пришло больше людей. Во-вторых, думаю, чуть-чуть изменился контингент, более подготовленные люди попались. И, в-третьих, текст, конечно, был рассчитан на человека со средним уровнем орфографической подготовленности. Любой человек с базовой четвёркой по русскому языку способен был написать этот текст. Из-за отсутствия особых орфографических трудностей и больше отличников оказалось. Но надо отметить, что безупречных пятёрок нет, все они, скорее, четвёрки. Мы проверяли очень мягко, и где-то принимали тот вариант расстановки знаков препинания, какой предлагал пишущий.

Думаю, здесь нужно говорить о совокупности факторов: люди стали осознавать грамотность как важную часть своего имиджа, а также принесли свои плоды широкая информационная кампания и подготовительные курсы «Русский по пятницам», которые проходили на нашем факультете. Параллельно многие слушатели посещали и другую нашу образовательную программу «Речь – твоя визитная карточка».

Вообще сейчас наблюдается очень мощный общественный запрос на различные курсы и программы, связанные с повышением уровня грамотности. На филфаке, например, в рамках программы Стратегического развития ИГУ реализуется проект «Русский язык для всех». Мы проводим занятия для школьников и взрослых по культуре речи. Есть и тематическая страничка на сайте госуниверситета, где преподаватели рассказывают о проблемах языка, а также в рамках «Скорой филологической помощи» отвечают на конкретные вопросы пользователей Интернета. Между тем город мог бы активнее участвовать в такого рода мероприятиях. Безусловно, нужны соответствующие теле- и радиопередачи, колонки в газетах. Лучше работать надо и различным комиссиям, которые имеют отношение к оформлению Иркутска, ведь сколько ошибок в рекламе и объявлениях!

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах