Примерное время чтения: 4 минуты
9410

История одной картины: как Репин не достался Третьяковке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. «АиФ в Восточной Сибири» 15/05/2013

Иркутск, 13 мая – АиФ-ВС. Этюд «Нищая» искусствоведы всего мира признают лучшей работой молодого Ильи Репина. Даже Третьяковская галерея хотела заполучить шедевр, и лишь благодаря удачному стечению обстоятельств «девочка-рыбачка» осталась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачёва.

Великий портретист

«Нищая», изображающая девочку с рыбацкими сетями в руках, написана Репиным в 1874 году во французском городе Вёль, куда он отправился сразу после окончания Петербуржской академии искусств. На тот момент молодой художник уже успел прославиться, благодаря работе «Бурлаки на Волге».

Девочка с картины - одна из жительниц Вёля, которые подрабатывали, позируя приезжим художникам. В письме к другу Репин поделился, что девчонка позировала безобразно: она вертелась и кривлялась. Но жудожник сумел в этой случайной натурщице всего за один сеанс увидеть её внутреннее состояние, мысли, чувства, переживания. Интересно то, что законченный, глубоко психологический портрет Репину удалось создать за столь короткое время. Искусствоведы и художники всего мира утверждают, что, написав «Нищую», Илья Репин впервые состоялся как великий портретист. 

Фото с сайта Иркутского художественного музея

Приехав во Францию, он начал заниматься пленэрной живописью - писать картины под открытым небом. В России такой вид искусства не был ещё развит, но европейские импрессионисты уже вовсю практиковали работу на свежем воздухе. Но если в картинах импрессионистов человек растворялся в природе, то природа с этюда Репина только дополняет девочку.

- Ведь это мёртвыми красками создано ощущение солнца, света, воздуха. Эта девочка композиционно интересно расположена на картине. Репин приближает нас к самому краю холста, заставляет всматриваться в её удивительно написанные волосики, загорелое личико, выгоревшие брови, ресницы, в одежду в заплатках, руки в цыпках, - говорит ведущий специалист Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва Людмила Снытко.

Охота на Репина

Картина «Нищая» попала в Иркутский музей из частной коллекции мецената Владимира Сукачёва, жившего в Иркутске до 1898 года. Будучи общественным деятелем (а в период с 1886 по1898 год - и городским головой), Сукачёв мечтал создать в провинциальном музее коллекцию картин столичных художников.

В 1930-е годы два художника - Игорь Грабарь и Илья Зильберштейн задумали написать книгу об Илье Репине. И когда Грабарь, великий историк русского искусства и художник, познакомившийся на тот момент с огромным количеством его работ, увидел «Нищую», он сказал, что это лучшая работа молодого Репина.

Вскоре на картину началась настоящая охота. В 1948 году директор Иркутского художественного музея привёз «Нищую» на выставку в Третьяковскую галерею. Руководство Третьяковки, увидев картину, написало в министерство культуры претензию о том, что такой шедевр должен выставляться в столице. Людмила Снытко рассказывает, что тогдашний директор Иркутского музея Фатьянов обманом выманил этюд у реставраторов Третьяковки и тайно увёз его обратно в Иркутск. От расправы министерства Фатьянова спасла внезапная смена министра культуры и директора Третьяковской галереи.

- Несмотря на то, что наш музей обладает великолепной коллекцией сибирских, столичных, европейских и восточных произведений искусств, «Нищая» и по сей день остаётся жемчужиной. И, наверное, так будет всегда, - говорит Людмила Снытко.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах