aif.ru counter
21.06.2013 12:03
Вероника ПЕРМИНОВА
129

Какие благие идеи развития Приангарья канули в Лету?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. «АиФ в Восточной Сибири» 19/06/2013
Фото: -

Иркутск, 21 июня – АиФ-ВС. С фантазией, как показала практика, у власти предержащих всё в полном порядке. Жаль, многие здравые задумки так и остались лишь на бумаге. «АиФ в ВС» с помощью иркутских экспертов составил краткий рейтинг несбывшихся надежд региона.

Читайте также:

Лицензия на освоение Ковыкты скорее всего перейдет к государству РФ

Агломерация: быть или не быть?

Целый город в Приангарье «попал под сокращение»

Освоение Ковыкты

Это крупное газоконденсатное месторождение было открыто на востоке Иркутской области ещё в 1987 году. С тех пор региональные чиновники не устают повторять, как они заинтересованы в скорейшей его разработке. Ведь это и инвестиции, и рабочие места, и налоги (по оценке, сделанной ещё в 2003 году, ежегодно в бюджеты области и муниципалитетов могло поступать до 1,2 млрд долларов), и «второе дыхание» для северных районов. Но дело, увы, дальше рассказов о радужных перспективах так и не пошло. Сначала говорили о проблеме утилизации гелия, которым так богат ковыктинский газ, затем - об отсутствии рынков сбыта. В итоге затормозилась и масштабная программа газификации области. Сейчас «Газпром» планирует зайти на месторождение в 2017 году, а в Приангарье вовсю обсуждаются мероприятия по развитию газохимии.

Эксперты называют данный проект ярким примером конфликта региона с федеральным центром из-за сырьевых ресурсов и прогнозируют, что в итоге газ с Ковыкты, которым мы грезили десятилетиями, уйдёт на Дальний Восток через Якутию.

Фото: russianlook.com

Современный аэропорт

Иркутск уже прославился на всю страну как «город падающих самолётов», а власти только и делают, что приходят к пониманию: да, нам нужен новый аэропорт, который бы отвечал всем требованиям времени и располагался за городской чертой. И каждый губернатор предлагал свой вариант. Так, Борис Говорин хотел построить его в 11 километрах от посёлка Усть-Ордынский (причём - со статусом хаба), Александр Тишанин - в пади Ключевой, между Иркутском и Ангарском (с сооружением железнодорожной ветки для аэроэкспресса), Игорь Есиповский и Дмитрий Мезенцев - около деревни Поздняково.

Сегодня же речь идёт о создании в регионе международного авиаузла, на базе центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов, с возможностью включения в него аэропорта Иркутск новый. Последний, кстати, вошёл в федеральную программу, цена вопроса - 30 млрд рублей, сроки - не ранее 2020 года.

Фото: globallookpress.com

Агломерация и скоростной трамвай

Вообще, идея объединить города Иркутск, Ангарск и Шелехов, а также близлежащие районы в единый мегаполис в научных кругах Приангарья начала зреть ещё в 90-е годы. Впервые конкретные разработки на эту тему представил 

Сергей ШМИДТ

 депутат Заксобрания Алексей Козьмин - во время борьбы за пост мэра областного центра в 2005 году. Позже задумку поддержал глава региона Александр Тишанин. Сумма инвестиций в основные агломерационные проекты (модернизация транспортной инфраструктуры, строительство новых жилых микрорайонов, индустриальных парков, торговых и развлекательных комплексов и т.д.) оценивалась почти в 300 млрд рублей. Пожалуй, больше всего жителям области запомнился образ скоростного трамвая, который должен был курсировать по мегамуниципалитету.

- Почти уверен, что к проекту агломерации, в том или ином виде, рано или поздно жизнь заставит вернуться, - уверен доцент ИГУ известный иркутский блогер Сергей ШМИДТ. - Я абсолютно убеждён, что он имеет под собой реальные основания. А вот «130-й квартал», наоборот, в чистом виде - результат губернаторской фантазии и воли. Любой иркутянин знает, что настоящий историко-культурный квартал должен быть другим и в другом месте... Но теперь уже важнее не исторические истины, а довести проект до конца, не сделать его очередным иркутским долгостроем.

Фото Людмилы ПОЛЯКОВОЙ

«Сдувшиеся» производства

К таковым можно отнести, к примеру, попытку организовать в Тулуне на базе гидролизного завода масштабный выпуск биобутанола - автомобильного топлива нового поколения или производство поликристаллического кремния в Усолье-Сибирском (часть масштабной инвестиционной программы группы «Нитол»). Местные власти возлагали и продолжают возлагать на эти проекты огромные надежды, ведь речь идёт о потенциальных градообразующих предприятиях. А сроки всё сдвигаются…

Оба проекта эксперты называют непродуманными и не отвечающими реалиям профильных рынков (это касается и себестоимости продукции, и рынков сбыта).

Комментарии

Сергей ИЛЬИН, генеральный директор «БАЙКАНАЛ ЦЕНТРА»

- Со времён грандиозного советского проекта «поворота сибирских рек», прожектёры не перевелись. Однако в новой российской истории я бы выделил два этапа в развитии жанра «фэнтези». В 1990-х годах мечтать было некогда, шёл 

Сергей ИЛЬИН

 захват собственности. Пока «деловые» делили пирог, другие мечтали. К середине 2000-х тем, кто не успел к дележу пирога, надоело мечтать и захотелось его переделить. А как? Рэкет, рейдерство, реприватизация чреваты последствиями. А больше всего ресурсов у государства. Вот и пошли прожекты, или как тогда стало модным - «пилотные проекты». Пока на такие проекты будут выделяться бюджетные средства, «пилоты» и схемы «пилотирования» бюджетных средств ещё найдутся.

В Иркутской области абсолютным рекордсменом по аферам стал бывший губернатор Тишанин и его команда. Он буквально фонтанировал идеями, с которыми к нему легко проникали «новые мечтатели». Многие забыли, но он, например, вёл в Китае переговоры о строительстве в Черемхово автомобильного завода.

В современной прикладной науке есть относительно новое направление - проектирование новой социально-политической реальности. Это должно лежать в основе создания системных программ регионального развития, включая частные проекты. Возможно, в сочетании с новой кадровой политикой, это позволит организовать процесс регионального проектирования и избавиться от сомнительных прожектов и авантюристов, периодически прилипающих к бюджету.

Максим ЗИМИН, политолог:

- Когда нет реальной работы, наступает пора мегапроектов - «дурилок». Их объединяет одно: обо всех много писали, говорили, но в итоге они так и не были исполнены. Я бы разделил их на несколько категорий. К первой относятся те, 

Максим ЗИМИН

 которые подменяют практическую целесообразность пропагандистским значением. Яркий пример - Иркутская агломерация. Вторая - экономические проекты. Сюда стоит отнести и Сухой Лог, и многочисленные заявления о заводах по глубокой переработке леса, например в Усть-Куте, и Ковыкту. Говоря о последнем проекте, хочу отметить, что задача его сводилась не к реальной разработке месторождения. Это был своего рода атрибут для фондовых спекуляций. Третья группа - махинации, которые проворачивались совместно с финансово-промышленными группами. Взять тот же поликремний в Усолье. Ведь с самого начала было понятно, что его расчётная цена в три-четыре раза выше стоимости аналогичной продукции, выпускаемой в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Словом, задача заключалась не в том, чтобы производить инновационный продукт для стратегических отраслей, развивать солнечную энергетику, а в том, чтобы «распилить» бюджетные деньги в лучших российских традициях. И, наконец, четвёртая категория - проекты, которые не носили разрушительного или спекулятивного характера, но в условиях отечественной системы просто были обречены на провал. Сюда бы я определил особую экономическую зону туристско-рекреационного типа

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество