aif.ru counter
Вероника ПЕРМИНОВА 120

Какие благие идеи развития Приангарья канули в Лету?

Каждый без исключения губернатор - а Иркутская область их немало повидала - считал своим долгом оставить в её истории яркий след....

Фото: -

Иркутск, 21 июня – АиФ-ВС. С фантазией, как показала практика, у власти предержащих всё в полном порядке. Жаль, многие здравые задумки так и остались лишь на бумаге. «АиФ в ВС» с помощью иркутских экспертов составил краткий рейтинг несбывшихся надежд региона.

Читайте также:

Лицензия на освоение Ковыкты скорее всего перейдет к государству РФ

Агломерация: быть или не быть?

Целый город в Приангарье «попал под сокращение»

Освоение Ковыкты

Это крупное газоконденсатное месторождение было открыто на востоке Иркутской области ещё в 1987 году. С тех пор региональные чиновники не устают повторять, как они заинтересованы в скорейшей его разработке. Ведь это и инвестиции, и рабочие места, и налоги (по оценке, сделанной ещё в 2003 году, ежегодно в бюджеты области и муниципалитетов могло поступать до 1,2 млрд долларов), и «второе дыхание» для северных районов. Но дело, увы, дальше рассказов о радужных перспективах так и не пошло. Сначала говорили о проблеме утилизации гелия, которым так богат ковыктинский газ, затем - об отсутствии рынков сбыта. В итоге затормозилась и масштабная программа газификации области. Сейчас «Газпром» планирует зайти на месторождение в 2017 году, а в Приангарье вовсю обсуждаются мероприятия по развитию газохимии.

Эксперты называют данный проект ярким примером конфликта региона с федеральным центром из-за сырьевых ресурсов и прогнозируют, что в итоге газ с Ковыкты, которым мы грезили десятилетиями, уйдёт на Дальний Восток через Якутию.

Фото: russianlook.com

Современный аэропорт

Иркутск уже прославился на всю страну как «город падающих самолётов», а власти только и делают, что приходят к пониманию: да, нам нужен новый аэропорт, который бы отвечал всем требованиям времени и располагался за городской чертой. И каждый губернатор предлагал свой вариант. Так, Борис Говорин хотел построить его в 11 километрах от посёлка Усть-Ордынский (причём - со статусом хаба), Александр Тишанин - в пади Ключевой, между Иркутском и Ангарском (с сооружением железнодорожной ветки для аэроэкспресса), Игорь Есиповский и Дмитрий Мезенцев - около деревни Поздняково.

Сегодня же речь идёт о создании в регионе международного авиаузла, на базе центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов, с возможностью включения в него аэропорта Иркутск новый. Последний, кстати, вошёл в федеральную программу, цена вопроса - 30 млрд рублей, сроки - не ранее 2020 года.

Фото: globallookpress.com

Агломерация и скоростной трамвай

Вообще, идея объединить города Иркутск, Ангарск и Шелехов, а также близлежащие районы в единый мегаполис в научных кругах Приангарья начала зреть ещё в 90-е годы. Впервые конкретные разработки на эту тему представил 

Сергей ШМИДТ

 депутат Заксобрания Алексей Козьмин - во время борьбы за пост мэра областного центра в 2005 году. Позже задумку поддержал глава региона Александр Тишанин. Сумма инвестиций в основные агломерационные проекты (модернизация транспортной инфраструктуры, строительство новых жилых микрорайонов, индустриальных парков, торговых и развлекательных комплексов и т.д.) оценивалась почти в 300 млрд рублей. Пожалуй, больше всего жителям области запомнился образ скоростного трамвая, который должен был курсировать по мегамуниципалитету.

- Почти уверен, что к проекту агломерации, в том или ином виде, рано или поздно жизнь заставит вернуться, - уверен доцент ИГУ известный иркутский блогер Сергей ШМИДТ. - Я абсолютно убеждён, что он имеет под собой реальные основания. А вот «130-й квартал», наоборот, в чистом виде - результат губернаторской фантазии и воли. Любой иркутянин знает, что настоящий историко-культурный квартал должен быть другим и в другом месте... Но теперь уже важнее не исторические истины, а довести проект до конца, не сделать его очередным иркутским долгостроем.

Фото Людмилы ПОЛЯКОВОЙ

«Сдувшиеся» производства

К таковым можно отнести, к примеру, попытку организовать в Тулуне на базе гидролизного завода масштабный выпуск биобутанола - автомобильного топлива нового поколения или производство поликристаллического кремния в Усолье-Сибирском (часть масштабной инвестиционной программы группы «Нитол»). Местные власти возлагали и продолжают возлагать на эти проекты огромные надежды, ведь речь идёт о потенциальных градообразующих предприятиях. А сроки всё сдвигаются…

Оба проекта эксперты называют непродуманными и не отвечающими реалиям профильных рынков (это касается и себестоимости продукции, и рынков сбыта).

Комментарии

Сергей ИЛЬИН, генеральный директор «БАЙКАНАЛ ЦЕНТРА»

- Со времён грандиозного советского проекта «поворота сибирских рек», прожектёры не перевелись. Однако в новой российской истории я бы выделил два этапа в развитии жанра «фэнтези». В 1990-х годах мечтать было некогда, шёл 

Сергей ИЛЬИН

 захват собственности. Пока «деловые» делили пирог, другие мечтали. К середине 2000-х тем, кто не успел к дележу пирога, надоело мечтать и захотелось его переделить. А как? Рэкет, рейдерство, реприватизация чреваты последствиями. А больше всего ресурсов у государства. Вот и пошли прожекты, или как тогда стало модным - «пилотные проекты». Пока на такие проекты будут выделяться бюджетные средства, «пилоты» и схемы «пилотирования» бюджетных средств ещё найдутся.

В Иркутской области абсолютным рекордсменом по аферам стал бывший губернатор Тишанин и его команда. Он буквально фонтанировал идеями, с которыми к нему легко проникали «новые мечтатели». Многие забыли, но он, например, вёл в Китае переговоры о строительстве в Черемхово автомобильного завода.

В современной прикладной науке есть относительно новое направление - проектирование новой социально-политической реальности. Это должно лежать в основе создания системных программ регионального развития, включая частные проекты. Возможно, в сочетании с новой кадровой политикой, это позволит организовать процесс регионального проектирования и избавиться от сомнительных прожектов и авантюристов, периодически прилипающих к бюджету.

Максим ЗИМИН, политолог:

- Когда нет реальной работы, наступает пора мегапроектов - «дурилок». Их объединяет одно: обо всех много писали, говорили, но в итоге они так и не были исполнены. Я бы разделил их на несколько категорий. К первой относятся те, 

Максим ЗИМИН

 которые подменяют практическую целесообразность пропагандистским значением. Яркий пример - Иркутская агломерация. Вторая - экономические проекты. Сюда стоит отнести и Сухой Лог, и многочисленные заявления о заводах по глубокой переработке леса, например в Усть-Куте, и Ковыкту. Говоря о последнем проекте, хочу отметить, что задача его сводилась не к реальной разработке месторождения. Это был своего рода атрибут для фондовых спекуляций. Третья группа - махинации, которые проворачивались совместно с финансово-промышленными группами. Взять тот же поликремний в Усолье. Ведь с самого начала было понятно, что его расчётная цена в три-четыре раза выше стоимости аналогичной продукции, выпускаемой в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Словом, задача заключалась не в том, чтобы производить инновационный продукт для стратегических отраслей, развивать солнечную энергетику, а в том, чтобы «распилить» бюджетные деньги в лучших российских традициях. И, наконец, четвёртая категория - проекты, которые не носили разрушительного или спекулятивного характера, но в условиях отечественной системы просто были обречены на провал. Сюда бы я определил особую экономическую зону туристско-рекреационного типа



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. Сергей Иркутск
    |
    12:38
    21.06.2013
    0
    +
    -
    Не объективная статья! В части 130-го квартала: этот объект практически достроен; по крайней мере, на долгострой он точно не похож! Вот буквально в конце июня будет открытие торгово-развлекательного центра "Модный квартал", расположенного как раз на территории 130-го квартала. И надо отметить, что в Иркутске это первый специально спроектированный, а не приспособленный ТЦ! Меня больше всего заботит судьба планетария. По-моему, из всех объектов 130-го квартала для иркутян самым желанным является именно планетарий. Что касается агломерации, то во-первых это идея не 90-х, а уже далёких 80-х. Более того, и Шелехов, и Ангарск строились именно с целью развития Иркутской агломерации. Эти города даже так и называли города-спутники Иркутска. Во-вторых, агломерация уже реально существут! Это подтверждает тот факт, что большинство ангарчан и шелеховчан ежедневно посещают Иркутск, приезжая в него в будние дни на работу и учёбу, а в выходные для проведения досуга! Другое дело, что на сегодняшний день агломерация инфраструктурно является неразвитой. Конечно, для удобства жителей всех трёх городов было бы здорово иметь и скоростной трамвай, и всё остальное, что было запланировано. Но повторюсь, агломерация уже давно РЕАЛЬНО существует!
  2. Sveta Rubettes
    |
    10:52
    25.06.2013
    0
    +
    -
    В части агломерации, комментатор с фамилией Шмидт не прав. Странно, что он не признает 130 квартал, хотя он реально существует и признает агломерацию, которой нет и не будет. Сразу видно, что он далек от практики и сам фантазирует - оригинальничает. Как архитектор скажу, что для агломерации Иркутску и его спутникам не хватает населения, а прогноз демографии пессимистичный. Термин "агломерация" - неточный. Иркутск это не Токио, Нью-Йорк или Шанхай. Случай с Иркутском это "конурбация" - разновидность агломерации. И впервые идею агломерации представил не какой-то безызвестный депутат из Иркутска, а древние греки. Историю следует уважать. Видимо здесь главный интерес были деньги из бюджета, о чем справедливо заметил Ильин. Может и Шмидт в интересе? Сказать "рано или поздно" это все равно, что сказать: когда нас не будет. А главное этого проекта в реальности нет. И не видеть этого глупо.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Какие матер-классы состоятся на фестивале «Человек и Природа»?
  2. Нужен ли сончас первокласснику?
  3. Когда фильм «Даю посадку» пойдёт в прокат?
  4. Когда покупать и как хранить мёд?
  5. Ремонтируют ли коммунальные сети в микрорайоне Зелёный в Иркутске?
Какое место в Иркутске самое удобное для прогулок ?