Примерное время чтения: 8 минут
485

Иркутская область «пролетела» с дешёвыми авиабилетами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ в Восточной Сибири» 26/06/2013

Иркутск, 26 июня – АиФ-ВС. Сколько стоит иркутянам добраться до центральной России? Почему другие сибирские и дальневосточные регионы получают государственные льготы на авиаперевозки до Москвы, а иркутяне в этом смысле пролетели, как «фанера над Парижем», разбиралась корреспондент «АиФ-ВС».

Для большинства иркутян отправится в путешествие - несбыточная мечта. Фото: ssianlook.com

Возьмём для примера даже не среднестатистическую семью, а с доходом выше среднего: жена Светлана – менеджер среднего звена, муж Александр – водитель, дочь Аня -школьница. Их ежемесячный бюджет – 80 тысяч рублей. За минусом платежей за ипотеку (15 тыс. руб.) и «коммуналку» (4 тыс. руб.) остаётся 61 тысяча.

Где чаще бываем?

В 2012 году пассажиры иркутского аэропорта чаще всего летали в Москву. Рейсами Домодедово, Шереметьево и Внуково в общей сложности воспользовалось 278 тысяч человек. На втором месте Пекин – 32 тысячи человек.

Далее в рейтинге популярности столица королевства Таиланд – Бангкок (31 тысяча пассажиров), северный город Иркутской области Усть-Кут (28 тысяч), Хабаровск (27 тысяч), турецкий курорт Анталия, куда за летний сезон перевезли 22,5 тысячи человек, курортный остров Пхукет в королевстве Таиланд с показателем 21 тысяча пассажиров. Замыкает десятку самых популярных направлений Новосибирск. Туда в 2012 году слетала 21 тысяча пассажиров.

Учитывая, что в области проживают 2 422 026 человек, то в столицу летают всего 10% населения.

– У меня брат живёт в Москве, свекровь – на Украине, но съездить к ним в гости всей семьёй не получается уже несколько лет, – рассказывает Светлана. – Три билета на самолёт в столицу и обратно обойдутся в лучшем случае 90 тысяч рублей. Плюс нужны деньги на питание, развлечения, даже если жить у родных.

Многие сегодня ездят в центральную часть страны на машине. Но тут встаёт вопрос времени – на дорогу туда и обратно уйдёт минимум 8 дней. Позволить себе такое путешествие могут только те, кому разом дают весь отпуск. В большинстве же современных компаний сотрудников отпускают отдыхать несколько раз в году, но на две недели. Добираться до Первопрестольной поездом ещё дольше да и не намного дешевле: купе – от 11 тысяч рублей на человека в одну сторону, плацкарт – от 6 тысяч.

– В итоге я бываю в гостях у брата только во время командировок в Москву, муж один раз за 6 лет слетал к маме, причём зимой, потому что были скидки по акции. И в прошлом году мы смогли отправить дочку на летние каникулы к родственникам, – делится Светлана. – Что говорить о тех семьях, где доход меньше и также «висят» кредиты, которые сегодня есть практически у каждого?! А если в семье двое или трое детей, она тем более невыездная.

Заинтересовались антимонопольщики

При этом жителям Улан-Удэ, Читы и Красноярска повезло больше. Улететь из этих городов в столицу, как ни странно, дешевле, чем из Иркутска. Прознав это, многие наши земляки уже давно освоили железнодорожный маршрут до соседних областных центров. Но нашлись и те, кто не стал мириться с такой несправедливостью. Ещё в ноябре прошлого года в Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратился мужчина, который выразил мнение многих пассажиров: перелёты по направлению Иркутск – Москва – Иркутск слишком дороги, если сравнивать их с другими, более дальними, маршрутами.

Сотрудники ФАС провели расследование и возбудили административное дело. «Тщательный анализ экономических фактов и данных, полученных в ходе проверки, подтвердил, что во втором полугодии 2012 и в начале 2013 года четыре крупных авиаперевозчика демонстрировали модель группового поведения. Все они установили максимальные цены за перелёт в столицу именно из Иркутска. А билеты этих же перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили значительно дешевле» – отмечается в пресс-релизе службы.

Если антимонопольщики выиграют процесс (первое заседание назначено на 26 июня), компаниям грозит серьёзный штраф – от 1 до 15% годового оборота.

За что платим перевозчику? Инфографика Веры Сотниковой

Субсидии не спасут?

«АиФ-ВС» для порядка проверил сегодняшнюю ситуацию с ценами. Положим, мы вылетаем в Москву 1 июля. Сайты предлагают такие варианты: из Красноярска – от 10,5 тыс. рублей, из Улан-Удэ – от 12, из Иркутска – от 14, из Читы – от 15 тысяч, из Братска – 31, 5 тысячи. Доступнее нашим ближайшим соседям и южные курорты России – Сочи и Краснодар.

По словам авиаперевозчиков, никакого сговора не было и нет. Такая разница складывается по нескольким причинам. Во-первых, Приангарье не попало в перечень регионов Дальнего Востока, авиаперевозки из которых частично субсидируются государством. Улан-Удэ и Чита в этом списке есть. Во-вторых, в Иркутске выше, чем в том же Красноярске аэропортовые сборы (на 25-30%), а также стоимость ГСМ (на 20%). Третий фактор, очень серьёзно повышающий цену на маршрут, особенно летом, – туристический. На Байкал традиционно летит много состоятельных туристов из Европы.

  «Субсидированный» билет в столицу смогут не все, а лишь пенсионеры и молодёжь в возрасте до 23 лет. Фото: ssianlook.com

Региональное правительство не один год «атакует» федеральный центр с просьбой включить маршрут Иркутск – Москва в программу субсидирования авиаперевозок Дальнего Востока. И иркутян, похоже, услышали. После недавнего визита Дмитрия Медведева у Приангарья – пока только в «лице» областного центра – появился шанс войти в льготный список. Как сказал премьер-министр, «мы все должны ощущать себя частичкой нашей страны, великой России, а это и коммуникации в том числе», и пообещал дать соответствующее поручение Минтрансу РФ. Вот только принесёт ли это реальную пользу, многие иркутяне сомневаются. Дело в том, что купить «субсидированный» билет в столицу смогут не все, а лишь пенсионеры и молодёжь в возрасте до 23 лет. Для них, кстати говоря, авиакомпании и так регулярно устраивают различные акции. Людям же среднего возраста, которые чаще всего пользуются услугами авиаперевзчиков, по-прежнему нужно копить весь год, чтобы слетать в отпуск.

Комментарий  

Иннокентий ЖАРКОЙ, доцент Иркутского филиала МГТУГА:

– Тариф на авиаперевозки складывается из множества услуг, которые предоставляют различные частные компании: одна продаёт топливо, другая заправляет самолёты, третья проводит техническое обслуживание авиатехники и т.д. В своё время все услуги по обслуживанию самолётов и пассажиров в аэровокзале предоставлял аэропорт, сейчас его лишили такой функции. Результатом уничтожения монополии стало не только создание свободных рыночных отношений, но и рост цен. Это тут же отразилось на стоимости билетов. Так, если в 2006 года одна тонна керосина стоила в аэропорту Иркутска 13 650 рублей, то в 2012-м – уже 29 600, сегодня – 31 400 руб.

В Красноярске топливо дешевле – 26 тысяч рублей. Каждый частник диктует свои условия, доходит даже до того, что в одном аэропорту, но у разных компаний керосин отличается в цене на 10-15 тысяч рублей за тонну.

Точно так же выросли сборы за взлёт-посадку, обеспечение авиационной безопасности, предоставление аэровокзального комплекса.

На мой взгляд, цены будут «плясать» до тех пор, пока в стране не станет строгого государственного регулирования тарифов. Цифры должны быть хотя бы в одном диапазоне.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах