Примерное время чтения: 6 минут
379

Борьба за выживание. Вузы Иркутска – предприятия по передержке молодёжи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. «АиФ в Восточной Сибири» 28/06/2017
Люди, которые хотят получать образование в 30-40 лет, для вуза более качественные абитуриенты, чем выпускники с баллом по ЕГЭ 50-60.
Люди, которые хотят получать образование в 30-40 лет, для вуза более качественные абитуриенты, чем выпускники с баллом по ЕГЭ 50-60. pixabay.com

В 2016 году ни один из выпускников физико-математического класса лицея ИГУ не остался учиться в Иркутске. Талантливые ребята, получив высокие баллы ЕГЭ, легко поступили в вузы Москвы и других крупных городов.

Этот своего рода высокий показатель качества школьного обучения дорого обходится Приангарью: в будущем эти молодые люди направят свои способности на социальное и экономическое развитие других регионов, а не родной области. Накануне новой приёмной кампании представители иркутской высшей школы вдруг очнулись и собрались, чтобы обсудить, как наши вузы могут конкурировать за абитуриента, по какому пути должны развиваться региональные университеты и что будет с теми, кто продолжит двигаться по инерции.

Мимо всех списков и программ

Направление дискуссии задал член президиума генерального совета «Деловой России» Александр Рудик, который заявил, что сегодняшняя политика Министерства образования по большей части сводится к программе «5-100». По её условиям к 2018 году пять российских университетов должны войти в сотню лучших вузов авторитетных мировых рейтингов. Университеты - участники программы (всего их 21) дополнительно субсидируются из госбюджета и пользуются другими преференциями. Ни один иркутский вуз в программе «5-100» не участвует. Более того, по итогам федерального конкурса Иркутский госуниверситет не вошёл в список так называемых опорных вузов страны и упустил серьёзные возможности для дальнейшего развития. По словам Рудика, для победы в конкурсе очень нужно, чтобы в жизни университета активно участвовала региональная власть. Без её мощной поддержки заявки университетов не получают одобрения в Минобразования.

Среди тенденций российского высшего образования он также отметил быстро нарастающее неравенство между вузами, когда сильные получают поддержку и наращивают мощности, а слабые постоянно сдают позиции, и развитие цифровой среды. Уже в ближайшие годы студенты смогут проходить теоретические курсы не в вузах своего города, а в тех, что выберут сами. Всё это может привести к тому, что университеты, которые не начнут подстраиваться под новые условия, превратятся в социальные предприятия и будут заниматься «передержкой» молодёжи - защищать от армии и выдавать номинальные дипломы.

Выгодная ниша

Чтобы этого не произошло, региональным вузам, оставшимся без явной поддержки федерального центра, уже сейчас следует определить свои «центры превосходства» - прорывные научные направления или продукты, найти свою нишу, привлекать ведущих лекторов и строить учебные программы с учётом профессий, которые будут востребованы завтра, а не сегодня.

Для иркутских вузов нишей может стать так называемое «образование в течение всей жизни». Такое мнение высказал Михаил Просекин, эксперт в области проектного обучения школьников и студентов, один из идеологов создания в России детских технопарков.

«Скорость смены технологий сейчас такова, что через 20 лет специалиста нужно 2-3 года учить заново, а можно учить его по две недели каждый год, - пояснил он. - Люди, которые хотят получать образование в 30-40 лет, - для вуза более качественные абитуриенты, чем выпускники с баллом по ЕГЭ 50-60. Нужно понимать, что программы переподготовки и программы магистратуры могут быть для вуза намного более мощным инструментом изменений, чем программы бакалавриата, которые меняются очень тяжело. Менять нужно то, что более мобильно. Туда проще привлекать людей, проще перестраивать экономику и подключать бизнес».

По мнению Михаила Просекина, в Иркутской области также необходимо создать наблюдательный совет - структуру, в которую бы вошли представители вузов, учёные, предприниматели и областные власти. Совет должен иметь полномочия влиять на контрольные цифры приёма абитуриентов, программы обучения и переподготовки, нанимать преподавателей и принимать другие важные организационные решения.

«Без такой структуры мы не сконцентрируем усилия и не сможем работать сообща, - резюмировал эксперт. - Всё, что происходит сейчас, это следствие действий поодиночке».

Несбывшаяся мечта

Объединение иркутских вузов и институтов Академгородка могло бы стать ещё одним вариантом развития регионального образования и науки. Причём идея международного научно-образовательного кластера «Байкал», в который бы объединились ИГУ, ИРНИТУ и местные институты Академии наук - без потери ими самостоятельного юридического статуса, - уже существовала и в 2013 году даже получила одобрение чиновников Министерства образования РФ.

Среди конкурентных преимуществ кластера «Байкал» называлась географическая близость к странам Азии - Китаю, Индии, Корее, Японии. В период смены общероссийского внешнеполитического курса с Запада на Восток это было особенно актуальным.

Планировалось, что научно-образовательный центр разместится на участке площадью 500 га на 11-м километре Байкальского тракта. Помимо университетских кампусов и академических институтов там же должна была расположиться физико-математическая школа, ориентированная на довузовскую подготовку и профориентацию школьников.

Однако пакет документов с полным перечнем планируемых мероприятий, сроками реализации и списком возможных источников финансирования затерялся в недрах федерального ведомства, окончательной отмашки на реализацию проекта учёные так и не получили.

Комментарий

Директор Института земной коры СО РАН чл.-корр. РАН Дмитрий Гладкочуб:

«Студенты уезжают из Иркутской области за более качественным образованием, а взрослые ищут более разнообразные рынки труда, - отметил учёный. - Но в нашей области за последние 20-30 лет не реализовали ни один крупный проект из числа задуманных. Трубу построили - вот и хорошо. Больше ничего крупного не было, все производства практически стоят, а рынок труда деградирует. Но если у нас можно будет получить образование международного уровня - появится заинтересованность и со стороны студентов, и со стороны будущих специалистов».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах