В первый день весны в Иркутске стартовал региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Он проходит в шестой раз. Как говорят организаторы, интерес к конкурсу профмастерства огромный.
Всё есть, а учить некому
Тогда главной целью конкурса была популяризация рабочих профессий и повышение их престижа. Сейчас эту проблему преодолели, родители и абитуриенты наконец поняли, что высшее образование не самоцель, что его можно получить в течение всей жизни. В техникумах и колледжах региона последние годы приличный набор.
Раньше ссузы традиционно жаловались на устаревшую материально техническую базу - сейчас и с этим всё в порядке. Благодаря государственной грантовой поддержке образовательные учреждения имеют в своих учебных мастерских высокотехнологичное оборудование - такое же, как на заводе. Зато «нарисовалась» другая беда: некому учить студентов, из которых получились бы настоящие профессионалы, готовые блеснуть своими умениями на чемпионатах WorldSkills.
- Мы уже просто кричим о дефиците педагогических кадров. Например, я бы сегодня спокойно приняла на работу 20 преподавателей и жила бы спокойно, - признаётся директор Иркутского техникума транспорта и строительства Татьяна Ломакина. - Катастрофически не хватает опытных мастеров, готовых передавать будущим рабочим свои знания и умения по спецдисциплинам. И причина проста: люди, которые 3 года отработали на производстве (таковы требования профстандарта для мастера СПО), не хотят идти в педагоги. Настоящие мастера своего дела всегда нарасхват и с хорошим доходом.
Невозможно согласиться
В образовании, естественно, больших денег не предлагают. Например, если в строительной отрасли средняя зарплата 80 тысяч рублей в месяц, то мастеру профподготовки, каменщику или бетонщику, на первоначальном этапе могут платить только МРОТ - как молодому специалисту без педагогического стажа. При всех ухищрениях оплату можно «дотянуть» максимум до 30 тысяч рублей.
Потенциальных соискателей пугает не только низкая зарплата, но и высокая ответственность. В колледжах и техникумах учатся ещё, по сути, дети. Работать с ними без соответствующей психолого-педагогической подготовки очень сложно.
В техникуме речного и автомобильного транспорта уже год не могут найти преподавателей по специальностям «судоводитель» и «техническое обслуживание и ремонт автомобиля».
- Вообще мы остро нуждаемся как минимум в 6 преподавателях как общих, так и спецдисциплин. По штатному расписанию ставок мастеров профобучения у нас 27, а занято всего 11, - разводит руками директор техникума Евгений Торунов.
По его мнению, потенциальных соискателей пугает не только низкая зарплата, но и высокая ответственность. В колледжах и техникумах учатся ещё, по сути, дети. Работать с ними без соответствующей психолого-педагогической подготовки очень сложно.
- Это тяжёлый труд 24/7. Здесь нельзя просто передать свои профессиональные знания, нужно быть в ответе за каждого ребёнка, - добавляет директор Иркутского техникума авиастроения Валентина Зяблова. У неё та же беда - пять свободных вакансий педагогов.
- Выкручиваемся, как можем: обращаемся к работодателям, пытаемся найти сотрудников по внешнему совместительству, привлекаем пенсионеров, людей, которые, например, по медицинским показателям не могут продолжать работать на производстве. Но ведь это не государственный подход, это сотрудничество с частными организациями, не более того, - говорит Валентина Зяблова. Она уверена, что привести педагогов в ссузы может только комплекс мер, принятых на государственном уровне.