Примерное время чтения: 4 минуты
168

На тарелке – «светофор». Как родители узнают, чем кормят детей в школе?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ в Восточной Сибири» 23/09/2020
Вера Никольская / Коллаж АиФ

В начале этого года президент России Владимир Путин поручил обеспечить всех учеников начальных классов бесплатным качественным питанием. Прошло девять месяцев – теперь каждый младшеклассник Иркутской области на большой перемене получает тарелку горячего завтрака или обеда. А могут ли родители следить за тем, что кладут в нее повара?

«Портал» в столовую

Начнём с того, что большинство школ Приангарья были готовы к поручению главы государства: они варят обеды в своих пищеблоках. Как говорит начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по региону Ирина Сгибнева, собственных кухонь не оказалось только у 70-и общеобразовательных учреждений - на них приходится меньше 1% всех учеников 1-4-х классов Приангарья.

- Из 70 школ, где нет своих пищеблоков, 40% - это структурные учреждения, они подвозят детей в столовые школ, к которым относятся. Ещё 40% образовательных организаций, наоборот, привозят горячее питание ученикам, в том числе из детских садов, расположенных поблизости. Оставшиеся 20% учреждений нашли возможность для приготовления и приёма пищи у себя в зданиях, - рассказала Ирина Сгибнева.

Она отметила, что в нынешнем году Роспотребнадзор разработал методические рекомендации как для школ по организации питания детей, так и для родителей по контролю.

- Родители могут, прежде всего, смотреть меню, следить за тем, как его соблюдают в школе, участвовать в его разработке, давать предложения и рекомендации. Также у мам и пап есть право зайти в столовую (не в пищеблок, а в ту часть, где дети непосредственно обедают), чтобы проверить её материально-техническое оснащение, посмотреть, есть ли возможности для соблюдения личной гигиены, пользуется ли спецодеждой персонал, - пояснила Ирина Сгибнева.

По словам замруководителя службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Ирины Шливинскайте, в сентябре обращений от родителей по вопросу организации питания в начальных классах в ведомство ещё не поступало, зато мамы и папы обращались в службу до начала учебного года. Взрослые, обсуждая вопрос в родительских чатах, беспокоились, что школы всё же не смогут обеспечить их детей горячими обедами.

- Зачастую такие переживания в родительской среде возникают просто из-за отсутствия информации, поэтому мы рекомендовали руководителям школ как можно шире освещать вопрос питания детей начальных классов. Проще всего это, конечно, делать через сайт учреждения, где должно быть опубликовано в том числе цикличное меню (на 10 дней), - отмечает Ирина Шливинскайте.

Она уточнила, что в сентябре сотрудники службы промониторили порталы всех школ региона, в которых учатся младшеклассники, и выявили восемь муниципальных образований, где около 70% учреждений образования не опубликовали эту важную информацию. Они должны устранить это нарушение.

Морковка вместо батончика

Как считает один из пропагандистов сбалансированного питания, председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов, школам есть куда стремиться в плане здоровых обедов, и у нашего региона есть возможность обеспечить ребятишкам по-настоящему правильный рацион.

- Я не сторонник создания пищеблоков в каждой школе: это дорого, к тому же условия хранения продуктов и приготовления блюд во множестве учреждений непросто контролировать. В крупных городах мы можем использовать механизм государственно-частного партнёрства, чтобы отдавать приготовление обедов на аутсорсинг, привлекая местных производителей. Это позволит обеспечить минимальные цепочки «от поля к тарелке» и необходимое для здоровья детей разнообразие. Убеждён, что у нас есть сегодня для этого все возможности: мы научились выращивать зерновые, делаем высокого качества молочные продукты, производим высочайшего класса мясо птицы, у нас есть свой животный белок - яйцо, свинина. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, которые работают на нашей территории, на 100% могут обеспечить такой госзаказ. 

Ещё один плюс привлечения местных аграриев к производству продуктов для школ - возможность наполнить меню сезонными продуктами. Границы между временами года в плане питания давно размыты, а это вряд ли приносит пользу нашему здоровью.

- За последние 50-60 лет мы сильно изменили структуру питания, перешли на фастфуд, ушли от сезонных «всплесков»: круглый год можем есть любые овощи и фрукты. Но биохимические лаборатории человека «заточены» на региональные особенности того места, где он живёт. Свёкла - это просто подарок в плане пользы, сейчас идёт сезон тыквы, кабачков, из которых можно приготовить массу вкусных и полезных блюд. Я объехал множество школ в небольших посёлках Иркутской области и видел, как ребята сами выращивают на приусадебных участках картошку, томаты, морковь, корнеплоды, клубнеплоды. Это очень правильно! Дети, вырастив овощи сами, с удовольствием их едят, - отмечает Владислав Буханов.

Он советует школам и родителям преподносить детям полезные блюда в игровой форме.

- У иностранных коллег я подсмотрел концепцию, когда ребятишкам говорят, что за день нужно съесть «светофор», потому что в каждом овоще: красном, зелёном, оранжевом - свой набор витаминов и минералов. Так что, съев «светофор», ты так или иначе восполнишь те вещества, которых организму не хватало, - резюмирует Владислав Буханов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах