Примерное время чтения: 7 минут
1577

Полный инклюзив. Где и как учатся особенные дети в Иркутской области?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ в Восточной Сибири» 05/12/2018
Для особенных детей очень важно общение со сверстниками. Как, собственно, и для обычных - общение с ними.
Для особенных детей очень важно общение со сверстниками. Как, собственно, и для обычных - общение с ними. / Ольга Семенова / АиФ

Бесспорно, что любой ребёнок неповторим, про каждого можно сказать, что он не такой, как все. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный». Не для того чтобы подчеркнуть уникальность их способностей, а, чтобы обозначить необходимость индивидуального подхода к ним.

В Иркутской области получают образование более 17,5 тысячи школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них более 6,5 тысячи – дети-инвалиды. В большинстве своём такие ребята учатся в специализированных коррекционных учреждениях, но около двух тысяч – ходят в обычные школы. Возможность посещать уроки наравне со здоровыми детьми называют инклюзивным образованием.

На равных со всеми

Что это такое, Анжелика Черемисина из Иркутского района знает не понаслышке. Её дочери ещё при рождении поставили несколько сложных диагнозов и инвалидность. Однако это не помешало им пойти в обычную школу. 

«Для ребёнка очень важно общение со сверстниками, – рассказывает Анжелика. – Изначально у нас был выбор между домашним обучением и школой, мы выбрали второе».

Молодая мама честно признаётся, что из-за своих особенностей дочка «не потянула» обычную программу, по которой училась в 1 классе. Учитель предложила им перейти на упрощённое, индивидуально разработанное обучение для девочки, и Анжелика согласилась. Сейчас дочь-четвероклассница практически не выделяется среди сверстников. Она такая же активная и любознательная, ведь уроки перестали быть для неё «непосильным трудом».

Кстати, в классе, где учится дочь Анжелики, есть ещё один ученик с ограниченными возможностями здоровья. Классный руководитель ребят Дарья Никулкина рассказала, что ребята наравне со всеми участвуют во всевозможных мероприятиях, живут полноценной школьной жизнью, а одноклассники не считают их «какими-то не такими», но при необходимости помогают им.

«Трудность – в постоянном страхе, что ты не сможешь одинаково уделить внимания всем детям, – призналась учитель. – Но пока у меня всё получается, класс небольшой – 16 человек, из них двое с ОВЗ, причём работать с такими детьми не сложнее, чем с обычными. Просто каждому нужен свой подход. Единственное, чего не хватает на уроках, – специальных учебников».

Чего боятся родители?

Индивидуальную программу для детей с особенностями разрабатывают после того, как ученика обследует психолого-медико-педагогическая комиссия. Специалисты разных направлений: детские психотерапевты, психологи, дефектологи, логопеды и др. – оценивают состояние здоровья ребёнка, его психологические и интеллектуальные способности. Однако не все родители идут на это.

«У нас в школе полная, но какая-то неправильная инклюзия, – рассказывает учитель одной из иркутских школ Анна Петрова (фамилия изменена. – Ред.). – Есть дети с нарушением слуха, психики и даже речи, но особого подхода к ним нет. Потому что этого не хотят родители. Они не понимают, что эти нарушения не позволят их чадам «взять» школьную программу даже на троечку, не говоря уже о сдаче выпускных экзаменов».

По словам педагога, именно из-за итоговой аттестации мамы отказываются от прохождения специальной комиссии, считая, что заключение экспертов может негативно повлиять на будущую карьеру ребёнка, ведь справка вместо свидетельства ЕГЭ лишает возможности поступить в институт. Однако ни для кого не секрет, что новые форматы экзаменов рассчитаны далеко не на всех выпускников, а детям с особенностями они вовсе не под силу. И когда амбициозные родители отправляют своего особенного ребёнка на такое испытание, они сами нарушают его права, потому что требуют от него невозможного.

Психолог Наталья Майкова утверждает, что большинство родителей, особенно в сельских территориях, вообще не представляют, что такое инклюзивное образование – из-за отсутствия какой-либо информации на эту тему.

«Для них это тёмный лес, причём блуждают в нём все – как родители детей с отклонениями, так и родители здоровых детей», – считает специалист.

Наталья Майкова говорит, что волнение за будущее детей – это нормальное родительское чувство. Но иногда именно обучение по специализированной упрощённой программе может быть для ребёнка единственным шансом как-то развиваться.

Личный опыт

Директор Уриковской средней школы Елена Голяковская:

«Работать с особенными детьми мы начали ещё в 2015 году. А в октябре прошлого года у нас открылся целый блок для таких учеников. Всех детей с ограниченными возможностями здоровья в школе – 61. Это ребята не только из Урика, но и из соседних посёлков. Из них 21 ребёнок – с интеллектуальными нарушениями, есть как с умеренной, так и с тяжёлой умственной отсталостью. С этими детьми сложнее всего, ведь они практически необучаемы, как бы страшно это ни звучало. Но всё-таки мы ими занимаемся, ведь для них важна социализация.

Организовывать учебный процесс для них, конечно, нелегко, и это связано даже не с материальной стороной. Самая большая трудность – внутри нас самих. Например, некоторые педагоги просто боятся работать с особенными ребятишками. И я очень горжусь своим коллективом и благодарна ему, за то что педагоги сумели побороть страх, сомнения и непонимание. Почти все они прошли обучение по направлению «инклюзивное образование». Кстати, раньше и мамы особенных детей многого боялись и переживали, а сейчас уже полностью нам доверяют. Если сначала они приводили детей на занятия и ждали их в школе или даже сидели с ними на уроках, то теперь смело оставляют со сверстниками и педагогами на целый день. А с этого года ребята приезжают в школу на специализированном автобусе. Обученный тьютор (педагог-наставник. – Ред.) сопровождает их от дома до школы и обратно.

То, что эти дети есть у нас, – хорошо в первую очередь для обычных здоровых школьников: они учатся гуманности, толерантности и любви к жизни. У нас даже есть ученики-волонтёры, которые сами захотели помогать учителям с особенными детками. Эта помощь со временем переросла в настоящую дружбу».

Комментарий

Татьяна Даниленко, методист ресурсно-методического центра Управления образования Иркутского района:

«Плюсы у инклюзии в школах будут только тогда, когда в них станут работать компетентные педагоги. Те, которые искренне поверят в её идею и в то, что они делают поистине великое дело. К тому же, они должны быть глубоко толерантными. А у нас бывает так, что учитель посадит такого ребёнка в классе в уголок и не трогает: «Что с него взять?» Это непрофессионально и вообще неприемлемо. Учитель должен быть абсолютно осведомлённым, как работать и общаться с такими детьми и, конечно, с их родителями.

Вообще, инклюзивное образование в первую очередь предполагает работу с семьями. Педагог, по-настоящему грамотный, ответственный, сможет развеять страхи родителей, а их немало. Например, куда пойдёт особенный ребёнок после школы? У нас, конечно, в области есть проблема с устройством выпускников с ОВЗ, но она менее драматична, чем уход «в никуда». Есть перечень определённых учреждений, где можно получить специальность. В Иркутске это, например, реабилитационный техникум и другие профессиональные училища.

Кроме хороших идейных педагогов, к сожалению, у нас есть и те учителя, которые отвергают возможность совместного обучения детей с патологиями и без них. Они не понимают, зачем это нужно, не готовы контактировать с особенными ребятишками. Это, наверное, сейчас главная проблема инклюзивного образования».

Кстати
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это разные понятия. Статус инвалида ребёнку присваивается после медико-социальной экспертизы, при этом его возможности здоровья не обязательно могут быть ограниченными. Если ребёнок-инвалид захочет сдавать государственную итоговую аттестацию (ГИА) в особом порядке, то ему, несмотря на справку об инвалидности, нужно будет получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии. ГИА в старших классах не проходят дети даже с лёгкой умственной отсталостью, но они могут сдать экзамены по старым формам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах