Примерное время чтения: 9 минут
408

Учитель – тоже человек. Нужны ли штрафы за оскорбление педагогов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. «АиФ в Восточной Сибири» 25/03/2020
Иногда подростки сознательно выводят педагогов, снимают это на видео и тут же публикуют в соцсетях.
Иногда подростки сознательно выводят педагогов, снимают это на видео и тут же публикуют в соцсетях. pixabay.com

С понедельника все школьники Иркутской области ушли на преждевременные каникулы. Возможности отдохнуть радуются не только дети, но и многие педагоги. Для некоторых учителей каникулы – это период моральной перезагрузки, расслабления, когда не надо «держать удар». К сожалению, в современной школе нередки оскорбления, насмешки и физическое насилие в отношении педагогов.

Подростки сознательно выводят педагогов, снимают это на видео и тут же публикуют в социальных сетях, чтобы получить лайки и одобрение сверстников.

Например, в начале марта в одной из школ Псковской области педагог выдернула стул из-под качающегося на нём школьника, который к тому же играл с зажигалкой, а он в ответ несколько раз ударил ее по лицу. Или в Ульяновске 15-летний ученик восьмого класса ударил ножом в живот учительницу алгебры якобы из-за давнего конфликта.

Общероссийский профсоюз образования предлагает штрафовать родителей, чьи дети допускают такие выпады на уроках. Идею поддержали в федеральном парламенте – профильный комитет Государственной Думы сейчас рассматривает законопроект «О статусе педагога», который, в числе прочего, предполагает ответственность за оскорбления учителей.

Как водится, такое нововведение взбудоражило всех сопричастных, и тему стали бурно обсуждать на всех уровнях. «АиФ в ВС» решил выяснить, как к инициативе относятся в Иркутской области, и возможно ли новый закон применить на практике.

Две стороны одной медали

Екатерина Ковалёва только получила педагогическое образование, но работать в школу не пошла – желание отпало во время прохождения учебной практики.

«Мне достался класс подростков. Они не слушали, вели себя по-хамски, огрызались. До прямых оскорблений не доходило, все-таки на моих уроках присутствовали другие учителя, но мне хватило. Поняла, что не хочу работать в атмосфере стресса и неуважения», – поделилась девушка.

А вот Алексей Казанец, учитель иркутской школы-интерната №20, преподает уже седьмой год и менять работу не собирается. Он признаётся, что небольшие конфликты с учениками были, но это не отпугнуло от преподавания.

«У нас школа для особенных детей, у которых есть ментальные проблемы. С такими ребятами, безусловно, нелегко, но порой работать в обычной школе гораздо сложнее», – считает Алексей Казанец. Он абсолютно поддерживает идею со штрафами для родителей, чьи дети ни во что не ставят учителя.

Преподаватель другой иркутской школы Ольга Кашпарова уверена, что у любого конфликта всегда две правды.

«По-моему, нужно осторожно подходить наказанию, так как эмоциональную составляющую никто не отменял. Учитель – тоже человек. Он может сорваться и принять неверное решение, из-за которого пострадает ребёнок. Сначала нужно разобраться в причинах конфликта, понять, почему произошел срыв у ребёнка, что в ответ произошло с учителем. Только после этого можно давать правовую оценку», – убеждена Ольга Васильевна.

Глава Областного Совета женщин и директор иркутской школы № 4 Людмила Тучкова убеждена, что штрафы не пойдут на пользу ни одной из сторон.

«Время давно уже потребовало перемен в работе с родителями. И оскорбления учителя – это не норма в нашей школе (имею в виду российскую школу вообще), это – единичные случаи. Введение системы штрафов не решит проблему. Я категорически против таких взаимоотношений между родителями и школой. Штрафы только усугубят ситуацию, – отмечает Людмила Леонидовна. – Вместо того, чтобы научить детей выстраивать добрые взаимоотношения, мы научим их другому. Мы погрузим детей в систему подслушивания, наушничанья, вечных обид и развития комплексов. У каждой меры – две стороны, и введение системы штрафов обернётся и против учителя, а не только против родителей».

Людмила Тучкова убеждена, что так в разы вырастет количество судов, проверок и стрессов. Поэтому нужно в целом пересмотреть сложившуюся систему образования и воспитания в государстве. Пока школа будет рассматриваться как сфера услуг, потребительское отношение неизбежно.

А что родители?

У руководителя иркутского Совета отцов Виталия Медведева двое сыновей 12 и 14 лет, ребята учатся в 55 школе. По долгу своей общественной работы Виталий тесно соприкасается и с педагогами, и с другими родителями. Он убеждён, что инициатива о штрафах положительна и важна.

«Но нужен механизм, который будет правильно реагировать на поступки детей или учителей. Я, например, учился в советское время и нередко получал указкой, если учителю не нравилось моё поведение. Все к этому относились нормально: заслужил – получи. Сегодня наше общество более гуманно, но если ученик выходит за рамки нормального поведения, должны быть последствия. Штрафы вразумят и детей, и родителей», – рассуждает Виталий Медведев.

Правозащитник Екатерина Леонова считает, что у предложенных поправок есть несколько спорных моментов. Например, возраст привлечения к ответственности. В законе не указано, что за проступок ребёнка будут отвечать родители, а самих школьников можно привлечь только с 16-летнего возраста. Фактически получается, что дети вплоть до 10 класса под действие нового закона не попадают.

«Второе – проблема фиксации факта правонарушения. Максимальная объективность может быть достигнута только видеофиксацией. Отсюда следующая сложность – все помещения каждой школы должны быть оборудованы видеокамерами», – отмечает юрист.

А как быть, если инцидент произошел вне школы? Оскорбление учителя на улице также попадает под предполагаемые поправки к закону, однако доказать такой факт будет практически нереально.

Все профессии равны

Алексей Петров, юрист:

«Конституция Российской Федерации гарантирует – каждый имеет право на защиту своей чести, достоинства и доброго имени. Одним из правовых средств, которые обеспечивают это право, является установление юридической ответственности за оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства другого лица, особенно выраженное в неприличной форме. Общая норма об ответственности за оскорбление содержится в Кодексе об административных правонарушениях (с 2011 года; до этого оскорбление считалось преступлением и влекло уголовную, а не административную ответственность). Это означает, что правовые основания для привлечения к ответственности за оскорбление, нанесенное педагогическому работнику, имеются уже сейчас.

Вместе с тем в законодательстве есть положения, которые предусматривают более строгую ответственность за оскорбление в отдельных случаях. Например, в Уголовном кодексе есть нормы о наказании за оскорбление религиозных чувств верующих; судьи и участников судебного разбирательства; представителя власти при исполнении им должностных обязанностей; военнослужащего. Анализ этих норм показывает, что повышенная ответственность за оскорбление вводится тогда, когда оскорбление не просто посягает на честь и достоинство конкретного человека, но когда при этом наносится вред ещё и другим, публичным интересам. Например, действия,
оскорбляющие религиозные чувства, направлены на разрушение межконфессионального мира и разжигание вражды, а оскорбление судьи – на подрыв авторитета судебной власти.

Исходя из этой практики, идея об установлении повышенной ответственности за оскорбление представителей тех или иных профессий – в частности педагогов – в принципе может обсуждаться. Однако такой подход может привести к излишнему «дроблению» норм об ответственности за оскорбление, поскольку, как мы помним с детства, «все профессии нужны, все профессии важны». Другие возможные пути развития законодательства в этой части, которые можно предложить, - это увеличение размера административного наказания за оскорбление в целом или введение уголовной ответственности за оскорбление, нанесённое при особых обстоятельствах (например, в СМИ, в сети Интернет, в присутствии значительного количества людей и т.п.)».

Мнение

Любовь Качан, директор Школы искусств ангарского посёлка Мегет:

«Педагогам учреждений дополнительного образования, конечно, проще, чем учителям общеобразовательных школ, у нас нет «случайных» детей – перед поступлением в музыкальную или художественную школу все воспитанники проходят отбор. Однако уже в допобразовании наметилась негативная тенденция. Сейчас настало такое время, когда и дети, и их родители воспринимают учителя как некий обслуживающий персонал и исходят из логики общества потребления - «Клиент всегда прав». Защитить педагогов нужно, я убеждена в этом. Однако просто штрафы не спасут, с этим законом всё слишком неоднозначно. Пока нет алгоритма, нет критериев, как, например, доказать факт того же оскорбления и как при этом не сделать нарастающее противостояние между детьми и педагогами критическим? Вот о чём надо подумать прежде всего».

Кстати

Если законопроект «О статусе педагога» примут, родители за плохое воспитание детей заплатят от 500 до 3 тысяч рублей. Если же их ребёнок попытается нанести физический вред педагогу, сумма штрафа увеличится до 5 тысяч. Должностные и юридические лица за унижение чести и достоинства педагогов заплатят и вовсе от 100 до 150 тысяч рублей. За нанесённые учителю побои во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагается назначать уголовную ответственность и лишение свободы на срок до 3 лет. Если преступление совершается группой лиц, то до 6 лет тюрьмы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах