aif.ru counter
392

Финишная прямая? В Иркутске уберут «лишний» пассажирский транспорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. «АиФ в Восточной Сибири» 15/07/2015
Кирилл Шипицин / АиФ

По областному центру курсируют сотни далеко не идеальных по техническому состоянию автобусов, в пиковое время город стоит в пробках, загулявшие допоздна жители маются на остановках в ожидании хоть какой-нибудь маршрутки, а перевозчики безуспешно пытаются увеличить стоимость своих услуг.

Однако чиновники не сдаются. Они опять придумали новую концепцию развития пока только деградирующего общественного транспорта. Говорят, что проект вышел на финишную прямую и заработает уже в 2016 году. При этом главными его составляющими станут единый электронный билет и… вынужденные пересадки.

Маршрут на маршруте

Маршрутную сеть общественного транспорта сама иркутская администрация описывает как «маршрут на маршруте сидит и маршрутом погоняет». Дело в том, что 92% всех автобусных направлений, которые есть в Иркутске, повторяют друг друга. К примеру, из Ново-Ленино выходят 28 отмеченных разными цифрами маршрутов, но все они пролегают по одной и той же улице Розы Люксембург и все заканчиваются в центре: на автовокзале, рынке и возле цирка. Такие парадоксы есть в каждом округе Иркутска и даже на межгородских направлениях, которые, как ни странно, тоже все пересекают несчастный иркутский центр. Так, мимо сквера имени Кирова каждый день проезжают 60, а то и все 80 автобусов, следующих по 12 «разным» маршрутам до соседнего Шелехова.

Эта ситуация сложилась во многом из-за того, что при прежнем законодательстве открыть маршрут мог любой желающий. Притом владелец направления имел право как угодно модернизировать его и в конечном итоге закрывать. Законодательство изменилось, и сейчас все эти полномочия лежат на плечах исполнительных органов власти, однако исправить то, что «наоткрывалось» за долгое время, чиновники пока не в силах.

 Фото: АиФ/ Людмила Полякова

Хотя один прецедент всё же есть: администрация очень долго боролась с маршрутом 80К, который не был включён в городской реестр, но всё равно работал. На днях чиновники победили: суд признал его незаконным. Решение вступит в законную силу в конце июля, за его исполнением будут следить приставы.

Раз в час

Новая концепция призвана в первую очередь убрать дублирование и лишний транспорт с дорог: по мнению администрации, в Иркутске, где доехать до некоторых «точек» без сложностей в принципе нельзя, есть ненужные автобусы.

Юлия Гордина

«Забастовка перевозчиков 2 апреля чётко показала: когда 500 автобусов ушли из города, мы справлялись слабо, но зато улично-дорожная сеть была полностью «разгружена». Может, нам не нужно где-то расширять улицы, а достаточно убрать лишний транспорт с дорог и оптимизировать саму дорожную сеть», - считает начальник управления транспорта комитета городского обустройства администрации Иркутска Юлия Гордина.

По её словам, муниципальное транспортное предприятие сегодня обслуживает 33 маршрута, из них 14 - одиночных, по которым курсирует всего один автобус. Естественно, он подъезжает к каждой остановке раз в час.

«Никто из пассажиров не будет ждать целый час, - продолжает рассказ Юлия Гордина. - Людям проще уехать с пересадкой на том транспорте, который ходит регулярно».

В основе новой концепции транспорта как раз лежит регулярность сообщения за счёт пересадок.

«Многочисленные маршруты, например в Ново-Ленино, мы предлагаем объединить в 2-3 магистральных, «насытив» их транспортом и определив интервалы между автобусами в 3-4 минуты, - объясняет Юлия Гордина. - Нововведение коснётся и таких населённых пунктов, как Батарейная, Вересовка и Горка, которые находятся довольно далеко за пределами Ново-Ленино. Из каждого сейчас ходит по одному автобусу до Центрального рынка. Мы предлагаем сделать один маршрут, объединяющий эти станции. Он будет кольцевым: пассажиров привозят на Батарейную, там они с пересадкой едут в центр или остаются в Ленинском районе. Так автобус будет ходить не раз в час и даже не раз в полчаса, а каждые 5-7 минут. То же самое касается и транспорта из Ершовского микрорайона».

Чтобы пересадки не били по кошельку иркутян, администрация хочет ввести единый электронный билет. Предполагается, что он будет безлимитным и заработает по принципу: заплати раз в месяц и катайся, сколько хочешь, на всех видах общественного транспорта. Такую систему обещают ввести за лето и опробовать осенью, чтобы к началу следующего года приучить население «безболезненно» пересаживаться.

Стоимость безлимитного проездного на месяц пока определена на уровне 780 рублей, но не исключено, что она изменится. Если пересчитать эту примерную сумму на стоимость одной поездки (при условии, что каждый день иркутяне пользуются автобусом как минимум дважды), получится, что цена одного билета составит примерно 16 рублей - на 4 рубля больше, чем сейчас. Однако когда электронная система оплаты заработает, стоимость разовой поездки без абонемента за наличные может взлететь сразу до 27 рублей. При этом если человек не купит проездной, за каждую поездку с пересадкой он будет платить эту сумму дважды.

«Почти война»

Администрация планирует, что в новую электронную систему включится и коммерческий транспорт. По информации комитета по городскому обустройству, чиновники уже достигли договорённости с 15 крупными перевозчиками. Удивительно, ведь раньше мэрии и «коммерсантам» договориться вообще не удавалось. А в некоторых районах между ними до сих пор идёт почти война.

К примеру, в микрорайоне Топкинском на маленьком пятачке ждут выхода в рейс одновременно больше 30 маршруток, при этом большая часть из них - частники. Они просто не пускают на стоянку «муниципалов», при этом изо всех сил перехватывая у них пассажиров. Для того чтобы конкурировать с наглыми коммерсантами, чиновники пошли на беспрецедентный шаг - «уронили» стоимость поездки в городских маршрутках, которые, к слову, новее и удобнее частных, сразу на 2 рубля. Этому примеру тут же последовали и их конкуренты. При этом прибыль ни у кого из них не снизилась, а пассажиропоток и там, и там только возрос.

Коментарий

Вера Савельева, жительница  микрорайона Юбилейный:

«Говорят, маршрут 80к признали незаконным. Я живу в нижней части кольца микрорайона Юбилейный, и мне и раньше-то уехать было сложно, но сейчас - особенно. Удобный для нас маршрут убрали, но никакой альтернативы не предложили. Автобусы, конечно, были аварийные, и избавляясь от них, власти вроде бы хотели как лучше, думали о нашей безопасности. Но в итоге мы опять страдаем - других-то автобусов нет.

Мне и моим соседям приходится стоять на остановке по полчаса, а потом идти до следующей пешком, чтобы уехать. Теперь дорога от дома до работы занимает у меня на 40 минут больше, чем раньше».

Мнение

Алексей Шабанов, председатель союза автомобилистов Сибири:

Алексей Шабанов

«Сейчас администрация вводит систему договоров, и тех перевозчиков, которые хотят работать на маршрутах в Иркутске, обяжут заключить с мэрией договор, где будут предусматриваться определённые обязательства. Одним из них, скорее всего, будет установка электронной системы для оплаты. Я думаю, что в этом нет ущемления прав перевозчиков, потому что общественная услуга должна отвечать по качеству современным нормам: мы не можем в 21 веке работать так же, как в 19.

Но другой вопрос в том, что нововведения нужно подкрепить соответствующим тарифом. Перевозчики пытались обосновать 18 рублей. Но им отказали в повышении стоимости из-за отсутствия договоров с администрацией города. Считаем, это незаконно, так как в тот момент, когда тариф обосновывался, системы договоров в Иркутске вообще не было. Сейчас идёт судебный процесс между перевозчиками и Службой по тарифам. Чем он закончится - загадывать ещё рано, но если суд встанет на сторону частников и тариф поднимется, то им будет проще, например, обновлять автопарк. На сегодняшний день в Иркутске 60-70% автопарка - никуда не годятся. Но проблема здесь не в перевозчиках, а в том, что у нас уже несколько лет тариф не поднимался - при том, что всё только дорожает«.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах