Примерное время чтения: 9 минут
370

Город 2036. Иркутск без «человейников», пробок и третьей смены в школах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Восточной Сибири 02/11/2022
Где-то на улицах Иркутска.
Где-то на улицах Иркутска. / Владимир Шпикалов / АиФ

В областном центре разрабатывается стратегия социально-экономического развития города до 2036 года. «АиФ в Восточной Сибири» узнавали, какие проблемы должна решать стратегия, по мнению иркутян, и каким бы они хотели видеть Иркутск через 14 лет. Подробности – в материале irk.aif.ru.

Между востоком и западом

«Хотелось бы видеть сомасштабную городу архитектуру, – говорит член правления Иркутской организации Союза архитекторов России Сергей Демков. – Мне кажется, здания выше 10-12 этажей – не наша история. Иркутск всегда был девятиэтажным, максимум – 12 этажей. Выше активно стали строить после 2008 года. Зачем-то перешли на «человейники» – 16-24-этажки. Я бы зафиксировал максимальную планку для высоток в 9-12 этажей. Это комфортно, это хорошая освещаемость дворов. Земли вокруг достаточно, есть куда строиться».

В Иркутске всё-таки не миллионы жителей, население – 620 тысяч. Дома, которые крышами небо скребут, здесь ни к чему. Это несоразмерно городу, считает архитектор. По его мнению, численность областного центра и дальше будет расти: у нас имеется всё и Байкал в придачу. Место интересное, привлекательное. Расширяться на запад, в сторону соседних Ангарска и Шелехова с их крупными промышленными предприятиями, не лучший вариант с точки зрения экологии. Зачем будущее загонять под трубы? Надо уходить от них. Тем более, есть куда.

«Думаю, Иркутску надо расширяться на восток, в сторону Байкальского тракта, подальше от вредных производств, будет линейный город без экологических проблем», – размышляет Сергей Демков и отмечает, что необходимо менять подход к решению транспортных проблем. Уже сейчас город задыхается в автомобильных пробках.

Иркутянин категорически не согласен с тем, чтобы с пробками боролись только строительством новых дорог и расширением старых. Заниматься лишь асфальтом – утопия.

Город ежедневно замирает в пробках.
Город ежедневно замирает в пробках. Фото: АиФ/ Владимир Шпикалов

«Вбухиваются огромные бюджетные деньги в то, чтобы сделать дороги длиннее и шире. Но если заниматься только этим и ничем более, то в 2036 году будем ещё больше времени проводить в пробках, – замечает Сергей Борисович. – В растущих городах подобные проблемы решаются развитием высокоскоростного общественного транспорта. Есть такой пункт в проекте стратегии? Плюс – среди иркутян надо культивировать моду ездить на автобусах, трамваях, троллейбусах. Я заядлый автомобилист, но в центр города на машине заезжаю редко, пользуюсь общественным транспортом, или хожу пешком».

Другое дело, что общественный транспорт находится не в лучшем состоянии, подвижной состав надо обновлять, согласен горожанин. Не очень приятно ездить в том, что порой собирает людей на остановках.

«В этом году мэрия закупила 40 новых просторных муниципальных автобусов, мэр сказал, что их не будут обвешивать рекламой, правильно – пусть чистенькими ходят, это шаг на пути к тому, чтобы общественный транспорт стал привлекательным для пассажиров, – говорит Сергей Демков. – Там, глядишь, начнут выдавать водителям белые рубашки и перчатки, это всё культура вождения, которой нам так не хватает. Её надо обязательно развивать вместе с дорожной инфраструктурой».

«Труд» как трагедия областного центра

Почётный гражданин Иркутска Владимир Матиенко уверен, что транспортного коллапса не избежать, если не сделать серьёзные развязки на иркутских дорогах, в том числе на плотине ГЭС в районе стелы «Город трудовой доблести», но наводить порядок в центре города тоже необходимо, начинать можно со стадиона «Труд».

Это не кадр из фильма про апокалипсис, просто растут деревья на трибунах стадиона
Это не кадр из фильма про апокалипсис, просто трибуны стадиона "Труд" начинают зарастать деревьями. Фото: АиФ/ Анна Попова

«То, в каком состоянии сегодня находится стадион «Труд», – это трагедия города, – считает Владимир Александрович. – В своё время губернатор Сергей Ерощенко обещал капитально его отремонтировать. Ерощенко сам футболист, он мечтал, чтобы «Труд» стал шикарным стадионом, способным принимать всероссийские и даже международные соревнования по футболу. Нет человека с мечтой – нет стадиона. Вот построили Ледовый дворец. Посмотрите, как изменилась жизнь в Иркутске у конькобежцев, у любителей катания на коньках! Уникальное спортивное сооружение. Принимаем здесь чемпионаты и кубки России по конькобежному спорту, кёрлингу, я уже не говорю про хоккей с мячом. Такое мощное атмосферное место. Ребятишки получили возможность тянуться к мастерам».

По-хорошему, считает иркутянин, в стратегии развития города надо запланировать при каждой школе строительство современной спортивной площадки с искусственным покрытием, оборудовать её всем необходимым для игры в волейбол, баскетбол, футбол.

«Ну, и от третьей смены в школах надо отказываться, – говорит Владимир Матиенко. – Я сам учился в третью смену в 39-й школе, когда жил на Постышева».

Обратить внимание на школы предлагает и региональный координатор Российского движения школьников в Иркутской области Оксана Бичевина.

«Хотелось бы, чтобы в каждой школе появилась комната детских инициатив, где дети будут вместе обсуждать важные для себя вопросы, заниматься творчеством, писать проекты, научатся думать о школе, микрорайоне, городе, – рассуждает общественник. – К 2036 году мы получим молодых инициативных иркутян. Через такую структуру можно было бы собирать идеи школьников по развитию города».

Ещё Иркутску не хватает дворца молодёжи – областной центр нуждается в такой площадке, она необходима для развития молодёжных движений, считает Оксана Бичевина.

Нужно налоговое стимулирование, а не угнетение

«Я знакомился с первой редакцией стратегии социально-экономического развития Иркутска, встречался с командой разработчиков, вносил свои предложения, – рассказывает руководитель общественной организации предпринимателей Иркутской области, член Общественной палаты Иркутска Ильдус Галяутдинов. – На мой взгляд, роль малого бизнеса в стратегии недооценена. С одной стороны, правильные вещи прописаны, особенно в отношении крупных предприятий. С другой, я не увидел, чтобы предлагались способы устранения существующих болевых точек малого бизнеса. Наоборот, декларируется то, что, по моему мнению, будет мешать развитию предпринимательства».

В качестве примера бизнесмен приводит такой посыл в стратегии, как возможность увеличения налога на недвижимость для пополнения бюджета.

«Это неправильный подход, необходимо налоговое стимулирование, а не налоговое угнетение, – считает Ильдус Ильясович. – Мы и так не в лучшую сторону отличаемся по налоговой нагрузке на бизнес по сравнению с другими регионами. Давайте определимся, мы хотим, чтобы малый бизнес развивался? Если да, а это было бы неплохо для купеческого города, каким Иркутск исторически был и является сейчас, тогда не надо на него якоря навешивать, иначе он так и не выйдет из тени. По крайней мере, вектор развития, заданный стратегией в том её варианте, что я видел, развитию малого бизнеса мало способствует».

Выйдет за границы

В комитете по экономике и стратегическому планированию администрации Иркутска рассказали, что в стратегии выделено несколько приоритетных сфер развития. Так, перед городом стоит задача полностью ликвидировать обучение в третью смену. Для этого создадут более 8 тысяч новых мест в школах – на первом этапе планируется построить 7 школ и несколько дополнительных помещений для существующих. В ближайшие годы требуется возвести 12 детских садов, чтобы обеспечить местами всех маленьких иркутян в возрасте 1,5-3 лет.

Создадут более 8 тысяч новых мест в школах – на первом этапе планируется построить 7 школ и несколько дополнительных помещений для существующих.

Предполагается модернизировать ряд развязок и простроить дороги для большей связанности районов, чтобы снизить транспортную нагрузку на центр Иркутска. Задумано полностью обновить парк городского пассажирского транспорта, увеличить частоту его движения и оптимизировать маршрутную сеть. В областном центре собираются увеличить обеспеченность жильём с текущих 29 до 34 квадратных метров на человека. В связи с этим обновят документы градостроительного планирования, а границы города могут быть расширены.

Как пояснили в мэрии, разработка стратегии инициирована Думой Иркутска. В первом квартале 2023 года документ вынесут на публичные слушания и общественное обсуждение, после чего стратегию утвердят решением городской Думы.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Винокуров, экс-ректор Байкальского государственного университета экономики и права, Почётный гражданин Иркутской области:

«Иркутск – город студенческий. У нас 11 высших учебных заведений и у большинства из них слабая материальная база, а если говорить про общежития, то вообще никакая.

Родителей ведь в первую очередь заботит, чтобы их дети жили в комфорте. Если мы эти комфортные условия создадим, то в наши вузы поедут поступать абитуриенты из других регионов. Иркутск станет центром притяжения для молодых и перспективных. Для этого нам надо сформировать единый для всех вузов студенческий городок, отвечающий всем бытовым требованиям. Удобный для жизни: со спортивным, досуговым, детским центрами, чтобы семейные студенты там же могли отвести своих детишек в садик.

Каждый вуз по отдельности создать такие условия для своих студентов не сможет. Надо объединять усилия, они того стоят. Тут нужна помощь и области, и федерального центра. Вполне решаемая задача – построить такой городок, центр, кампус к 2036 году. При этом управлять им должен муниципалитет, жильё всё-таки городское».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах