Примерное время чтения: 9 минут
340

Не до бензину. Чем повышение акцизов на топливо обернётся для Приангарья?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ в Восточной Сибири» 23/03/2016

С 1 апреля в России повышают налоговые ставки акциза на бензин и дизельное топливо, и это не шутка.

Сначала кажется, что сумма небольшая - акциз на бензин увеличивают на 2 рубля за литр, на дизельное топливо - на рубль, но в целом бюджет страны в 2016 году может выиграть от этого повышения ни больше ни меньше 89,3 млрд рублей. Таков прогноз федерального Минфина. Также чиновники подсчитали, что розничная цена топлива от налоговых нововведений при средней стоимости  в 34-35 рублей за литр (а в Иркутске, к слову, во столько обходится только 92-й бензин) подскочит на 6,5-7%, то есть с учётом НДС чуть меньше, чем на  2,5 рубля.

Корреспондент «АиФ-Иркутск» выяснял, чем такое удорожание может обернуться для простых жителей Иркутской области.

2 рубля для бюджета

Громкое апрельское повышение, о котором говорят на каждом углу, - не первое. В этом году акциз на топливо уже тихонько, без лишнего шума вырос 1 января, хотя многие, наоборот, ожидали его снижения. Как говорит декан одного из иркутских вузов, доктор экономических наук Надежда Грошева, по разным группам ГСМ акциз вырос в среднем на 30%, и если доля налогов в цене хотя бы 20%, то грядущее повышение как раз должно поднять розничную цену топлива минимум на 6%, о которых осторожно и говорит Минфин.

«Однако, скорее всего, рост будет выше, потому что производители топлива заложат туда не только акциз, но и транзакционные расходы на его оплату в бюджет, - поясняет Надежда Грошева. - Но ФАС уже неоднократно заявлял, что будет следить за необоснованным  увеличением цены».

Повышение цен на бензинЦена на бензин регулярно становится поводом к массовым акциям протеста по стране.  Фото: АиФ/ Сергей Соловьев

Сами заправочные компании о конкретных цифрах, с которыми придётся столкнуться автомобилистам первого апреля, говорить не хотят - сетуют на то, что конечная стоимость продукта для них самих станет сюрпризом, так как они «не назначают цены с потолка, а зависят, как и потребители, от рыночной ситуации на бирже».

«Безусловно, изменения будут, но в каких размерах, прогнозировать сейчас сложно, - пояснили корреспонденту «АиФ-Иркутск» в одной из заправочных компаний региона. - Помимо действия акцизов на стоимость будет влиять биржевая ситуация, ведь мы не можем, купив заводское топливо у производителя, продавать его по меньшей стоимости». 

Также в компании поясняют, что цены на бензин имеют цикличный характер: летом растут из-за высокого спроса на топливо, а осенью - снижаются. Так в прошлом году после нешуточного летнего увеличения (тогда спрос в Иркутской области значительно превысил предложение и стоимость литра с 33,31 руб. в мае выросла до 36,29 руб. в августе), в начале сентября цены «зависли» на одном уровне вплоть до нынешней весны. Так что осенью 2016 года, скорее всего, опять следует ждать снижения стоимости горючего, однако вряд ли она упадёт до того уровня, на котором замерла сейчас.

Запас прочности

Понятно, что сильнее всего  новая цена на топливо ударит по тем жителям области, которые с помощью железного коня зарабатывают на жизнь. Руководитель Ассоциации таксистов Приангарья Дмитрий Сидоров в беседе с корреспондентом «АиФ-Иркутск» отметил, что сотрудникам служб такси  и сейчас не позавидуешь, а с увеличением стоимости бензина их положение станет совсем бедственным, так как ежедневно минимум 20% своей выручки водители тратят на топливо.

 «Цены на услугу у нас в регионе и так очень низкие, - отмечает Дмитрий Сидоров. - Из-за этого многие таксисты уже задумываются о том, чтобы сдать разрешение и уйти с легального рынка, а если их расходы возрастут, то они уже точно решатся на такой шаг. Многие уже вышли из бизнеса и нашли другую работу. А что делать людям, если за восьмичасовую смену они зарабатывают около 700 рублей, из которых им ещё нужно заплатить за топливо?»

Однако от повышения акцизов на горючее пострадают кошельки и людей, с извозом никак связанных, и вообще не садящихся за руль авто - стоимость бензина автоматически потянет за собой цены на продукты, которые преодолевают длинную автодорогу, прежде чем попасть на прилавок.

«Особенно это отразится на товарах, где высокая логистическая составляющая - а в Иркутской области это довольное большое количество позиций, - подчёркивает Надежда Грошева. -  Но при этом важно понимать, что розничным продавцам в нынешних условиях не выгоден рост цен, и они будут его сдерживать до какого-то предела, пока хватает «запасов прочности», а потом просто по отдельным позициям отпустят цену. В целом, сейчас трудно подсчитать вклад роста стоимости бензина в инфляцию, но, думаю, что он прибавит в среднем 2- 3%».

Кстати, по данным Иркутскстата за февраль, стоимость грузовых перевозок с декабря прошлого года уже

Комментарий

Сергей Курганский, доктор экономических наук, завкафедрой банковского дела и ценных бумаг БГУ.

«Повышение стоимости топлива на 2-3 рубля (то есть на 5 – 7% от нынешней цены), скорее всего, поднимет общую инфляцию примерно на 1%. По последним данным за март, инфляция составляет около 8%, то есть будет 9%. Хотя сейчас у нас наметилась общая тенденция к снижению уровня цен.

Считаю, что прогноз Минфина вполне реальный, и накручивать стоимость топлива сильнее продавцы вряд ли будут: во-первых, их жёстко контролирует ФАС, во-вторых, задирать цены, означает, снижать продажи, а это не выгодно ни поставщикам нефти, ни заправкам. Реальные доходы населения итак падают - по статистике, они уже снизились на 10%. Если бензин станет людям не по карману, они просто будут меньше покупать его: чаще ездить на общественном транспорте, отказываться от дальних поездок и в целом лишний раз не садиться за руль. Однако, несмотря на это, некоторые заправки в области работают с опережением и уже подняли стоимость своего бензина, хотя акцизы только планируется увеличить.

Если говорить о ценах на продовольствие, думаю, их рост после 1 апреля не заставит себя ждать: многие продукты в области возят автомобильным транспортом, и перевозчики не будут работать себе в убыток, они сразу заложат удорожание в свои расценки, так же, следом за ними, поступят и магазины. Причём этот рост распределится по региону неравномерно: где транспортные издержки выше, там и продовольствие станет дороже».

Особое мнение

Алексей Шабанов, председатель Союза автомобилистов Сибири

«Я прекрасно понимаю решение по увеличению акцизов – с внешним санкционным давлением дефицит бюджета нашей страны увеличивается и государству нужно где-то брать дополнительные финансовые ресурсы. Бензин в этом смысле самый надёжный источник для пополнения казны: люди всё равно будут ездить и будут платить. Тем более, нелегального топлива не так много, потому что этот рынок достаточно жёстко контролируют.

Думаю, в контексте двухрублёвого повышения никто на автобусы не пересядет - наш пассажирский транспорт оставляет желать лучшего, и вряд ли кто-то из-за повышения цены будет лишать себя комфорта. Не для того машину покупают, чтобы на автобусе ездить. Тем более, у нас за достаточно короткое время (примерно за пять лет) стоимость горючего выросла с 17 до 36 рублей за литр, и никто никуда не пересел. Хотя на топливо приходится львиная доля всех автомобильных расходов - от 40 до 70%, думаю, в зависимости от машины и частоты поездок, жители области тратят на бензин от 1 до 15 тыс. руб. в месяц».

Куда уходят деньги?

Компания PwC посчитала среднюю стоимость владения автомобилем в России в 2015 году. По регионам исследователи статистику не делили, однако, как показал опрос «АиФ в ВС», их оценки близки к иркутской реальности. Цифры варьируются в зависимости от автомобиля: минимум приходится на  компактную машину В класса, максимум - на полноразмерный внедорожник, стоимостью больше 3 млн рублей.

Топливо - от 54,3 до 101,7 тыс. руб. в год.

Плановое техобслуживание - от 8,5 до 20,9 тыс. руб. в год

Страхование - 65,7 до 230,3 тыс. в год

Налоги и сборы - от 2,7 до 51,6 тыс. руб. в год

Зимние шины и мойка 2 раза в месяц - от 11,9 до 20,4 тыс. руб. в год

Как менялась цена за литр бензина в Приангарье?

Приведена средняя стоимость бензина АИ-92 по данным Иркутскстата

Январь 2012 г. – 27,2 руб.

Январь 2013 г. – 28,98 руб.

Январь 2014 г. – 30,3 руб.

Январь 2015 г. – 34,38 руб.

Январь 2016 г. – 35,64 руб.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах