Примерное время чтения: 10 минут
1078

О природе с любовью. Охрана Байкала - это не только уборка мусора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «АиФ в Восточной Сибири» 19/08/2015
Антон Климов / Из личного архива

Байкал - не только жемчужина планеты, но и, пожалуй, самая большая в России площадка для уборки: с ранней весны до поздней осени на озеро приезжают тысячи волонтёров из разных уголков мира, чтобы вывезти из священного места тонны отходов. Возможно, поэтому в сознании многих сибиряков закрепилась мысль, что бесконечные «чистки» - это и есть экология.

Наша героиня Любовь Можаева уже в третий раз организует на Ольхоне фестиваль экотворчества «Байкал. Точка возврата», в рамках которого участники генерируют идеи, способные спасти будущие поколения от экокатастроф.

Платье из шишечек?

- Самым сложным было организовывать всё в первый раз, - рассказывает себеседница. - Когда начинаешь говорить людям, что у нас экологический фестиваль для творческих людей, сразу спрашивают: «А вы будете платье из шишечек делать? Нет? Тогда скульптуры из мусора!»

Наш фестиваль не об этом. Мы назвали его «Байкал. Точка возврата», имея в виду, что многое из того, что человек делает с природой, ещё можно «развернуть». Конечно, сначала только в нашей голове, а уже потом это как-то отразится на внешнем мире. Большинство акций на Байкале - уборка, то есть нивелирование антропогенной нагрузки. А мы пытаемся зайти с другой стороны: понять, как сделать так, чтобы такого мусора вообще не было.

Любовь Можаева. Фото: Из личного архива / Антон Климов

Дарья Галеева, «АиФ-Иркутск»: - И размышляют об этом на фестивале не экологи и биологи, а дизайнеры, архитекторы и музыканты?

Досье:
Любовь Можаева Окончила Иркутское художественное училище и художественно-графический факультет Омского педагогического университета. Художественный руководитель АНО «Творцы», член Союза дизайнеров России, глава дизайн-группы БЭФа, руководитель проекта «Эко Идея».

Любовь Можаева: - Креативные люди - та точка воздействия, которая действительно много нового может принести. Однажды на фестивале рекламы в Новосибирске я увидела, как интересно можно играть с упаковкой, чтобы минимизировать нагрузку: например - использовать вместо пенопласта рис или специальные грибы (их уже выращивают) или делать такие коробки для холодильников, которые можно превратить в домик для игры с детьми.

И вот когда ехала с этого фестиваля на поезде, снег уже сошёл, а трава ещё не вышла. Я смотрела в окно и видела бескрайние поля вдоль дороги сплошь в полиэтиленовых пакетах, которые летают как перекати-поле. Мусор копится и копится, и эти гигантские просторы с каждым годом всё больше страдают. Тут для меня всё и сошлось: творческие решения проблем экологии возможны и думать об этом должны именно мы.

Дикий турист против дикой природы

- Какие проекты из тех, что разрабатывали участники фестиваля в этом году, вы считаете самыми важными?

- Вообще фестиваль состоит из двух частей: творческой и прикладной. Люди, которые едут туда с нами, не могут не творить для души, но основная часть - практическая: наши экологические проекты. Мы даже придумали новое слово - «экопроектирование» и продвигаем его в профессиональный мир творческих людей. Притом идеи проектов приходят к нам от заказчиков, которым предстоит их реализовывать.

Арт-объект «гнездо». Фото: Из личного архива/ Антон Климов.

Очень интересный заказ поступил от одной компании, которая хочет развивать всесезонный туризм на Байкале, но при этом считает, что дикие путешественники погубят Ольхон. И я с ними согласна: когда попадаешь на пляж - сердце кровью обливается. Ни в одной цивилизованной стране нельзя заехать на машине в такое место и «упасть», где угодно. А у нас можно.

Специалисты национального парка рассказывали, к каким проблемам это приводит. Например, если начать закапывать мусор на пляжах, то, с одной стороны, мы вроде бы молодцы: всё за собой убрали, с другой - можно рыть метр, два и встречать другие отходы. И я уже не говорю о том, что лес на острове превращается в туалеты. Там нет насекомых, которые помогают справиться с этой проблемой, и почти нет дождей. Другие леса быстро восстанавливаются от летнего нашествия туристов, а Ольхонский - нет.

Марина Рихванова, сопредседатель «Байкальской экологической волны», показывала нам травку, которую экологи высаживали - ольхонский астрагал. Этот эндемик нигде в мире не растёт, только на Ольхоне. Эти травинки в каждой бухте поштучно можно пересчитать. Представьте, как объяснить «дикому» туристу, что эти уникальные травки, неказистые, скромненькие на вид, но древнейшие, не могут выжить в других условиях. Мы ещё не знаем, какие тайны в них сокрыты: может быть, внутри них «зашит» такой генетический код, который в будущем поможет решать какие-то проблемы, а сегодня мы их квадрациклами «вытаптываем». А все эти квадрациклы вообще равносильны девизу «Нет Ольхону!».

- Но нужно ли развивать круглогодичный туризм, если даже за короткое лето путешественники успевают так навредить Байкалу? Разве это не ухудшит ситуацию?

- Дело не в том - сколько, дело в том - как люди едут. «Заповедное Прибайкалье» поручил нам придумать стоянку для путешественников, которая не вредила бы острову. У нас был сильный архитектор из МАРХИ Вера Чуклова. Она разработала концептуальный проект как сформировать новую традицию культурного отдыха. Например - обеспечивать туристов необходимым грамотным турнабором, в том числе специальной решёточкой-по-диумом для палатки, чтобы не травмировать грунт.

Фото: Из личного архива / Антон Климов

Если человек взял что-то в аренду, то у него повышается ответственность. Он думает: «Ага, раз мне дали эту решётку - значит, земля здесь ценная и её нужно беречь». Это целая цепочка.

Когда за каждого кто-то отвечает, появляется система. Хороший пример Япония - маленькая страна-остров. Представьте, если бы там просто так каждый мог купить новую технику и выкинуть старую. Какие бы там были свалки? Они бы уже захлебнулись в своём мусоре.

Там купить даже ванну самому невозможно: сначала нужно обратиться в архитектурное бюро, которое, делая проект по твоему заказу, имеет право её обновить. Это регулирующий инструмент, он помогает отслеживать: раз люди купили новое - значит, нужно забрать у них старое и грамотно утилизировать. Невозможно каждый раз тыкать пальцем и говорить: «Убери за собой».

Фото: Из личного архива

- Говорят, в такой набор вы предлагаете включить моющие средства без фосфатов.

- Мало просто информировать туристов о том, что спирогира (нитчатая водоросль, которая ведёт к заболачиванию озера. - Прим. ред.) питается фосфатами, нужен реальный механизм. Человек уже приехал на отдых со своим порошком или пошёл в местный магазин, где продаётся то же самое. Мы придумали, как его перехватить, но это пока на уровне проекта. Вопросов ещё много, но понятно, что к широкому туристу должно попадать что-то доступное, возможно - даже бесплатное. К сожалению, пока большая часть экологически безопасных товаров недешёва, и выбор большинства, скорее всего, встанет в пользу бюджетного и привычного.

- Так может просто запретить? Сказать: «Зайдёшь с мылом в Байкал - и тебя оштрафуют!» Это эффективно?

- Это антиэффективно, потому что когда русскому человеку говорят: «Нельзя!», он отвечает «Льзя!» и идёт в обход. Понятно, что рассказывать о безопасном для природы поведении нужно «с горшка», чтобы поймать юное сознание. Взрослым же необходимо предлагать что-то конкретное и очень удобное. Пока у нас только 3-5% людей, которые готовы себя в чём-то ограничить ради природы.

Фото: Из личного архива/ Антон Климов

Одноразовый мир

- А те энтузиасты, которые приезжают чистить Байкал, не вредят озеру? Они же тоже топчут траву, используют мыло, жгут костры? Не пора ли отказаться от таких акций?

- Пока отказываться от этого рано, потому что волонтёры сегодня очень многое делают. И это осознанные люди, они не мусорят. Без них ситуация была бы хуже. Но мы проводим много виртуальных мероприятий как раз для того, чтобы людям не приходилось преодолевать расстояния и оставлять за собой огромный транспортный след. Например, в «Часе зелёного творчества», к которому может присоединиться любой житель планеты, принцип такой: «Где находишься, там и участвуй».

Проект мы задумали как раз для того, чтобы расширить у людей представление об экологии, показать им, что это огромное поле для творчества, а не только уборка. Мы не против - пусть люди убирают, но это уже работа с проблемой на выходе. Наш слоган «Творческая энергия - самая главная альтернативная энергия планеты» как раз о том, что если приложить мозги, то отходов будет меньше: например, если в каком-то кафе заменить пластиковые одноразовые стаканчики на обычные кружки или начать делать такую мебель, которую не придётся выбрасывать через год, а захочется передавать по наследству.

Самый главный бич нашего времени - одноразовые вещи, одноразовый мир, одноразовая жизнь. Эксперты в области экологии уже сегодня бьют тревогу - мы живём в долгу у будущих поколений, уже забираем у них ресурсы и всё ещё находимся в иллюзии, что природы вокруг нас много.

Фото: Из личного архива/ Антон Климов

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах