Примерное время чтения: 10 минут
500

Обманываться рады? Как лишиться сбережений, продавая фикус

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ в Восточной Сибири» 02/12/2015
Оксана Цепилова / АиФ

За первое полгода в Иркутской области количество случаев мошенничества увеличилось на 43%. Удивительно, но жертвами аферистов все больше становятся молодые люди, которые, казалось бы, имеют все инструменты, чтобы проверить любую информацию.

Как попадают на удочку жуликов, и какие схемы работают в регионе, рассказывает корреспондент «АиФ-Иркутск».

«Посредине рабочего дня получила смс-сообщение, содержание которого меня не на шутку испугало, - рассказывает жительница Ангарска Анна. - Мне написали, что банк заблокировал мою карту. А у меня на ней хранятся все деньги! Хорошо, что прямо здесь же, в смске, был указан номер телефона, по которому сотрудники банка могли разъяснить, что следует предпринять, чтобы я могла вернуть свои кровные обратно».

Естественно, Анна перезвонила «специалистам» незамедлительно. Вежливый женский голос успокоил женщину: «Ничего страшного - небольшая системная ошибка, исправить которую довольно просто, потребуется лишь номер карты, телефона и несколько цифр, которые сотрудники организации сейчас же отправят в виде ещё одного смс для разблокировки. Все эти данные ангарчанка тут же передала собеседнице - лишь бы вернуть свои деньги поскорее.

Тот, кто хорошо знаком с устройством банковских интернет-сервисов, уже понял, что доверчивая и напуганная возможностью остаться без всех своих сбережений женщина в эту же минуту без них и осталась. Банковские служащие «из телефона» на деле оказались мошенниками из Самарской области, а несколько цифр из сообщения - секретным паролем, с помощью которого злоумышленники смогли распоряжаться  картой Анны, как своей собственной.

И, конечно же, никто ничего на самом деле не блокировал - женщина попалась на излюбленную уловку преступников, которые пользуются тем, что пойманная врасплох жертва просто не успевает опомниться и элементарно проверить «работоспособность» своей карты.

мошенники
Фото: АиФ

Привет из прошлого

Между тем Анна далеко не единственная жительница Приангарья, попавшаяся на удочку кибермошенников, которые придумывают всё новые схемы обмана доверчивых и невнимательных людей. Если ещё несколько лет назад самым популярным способом выманить у жертвы деньги был полуночный звонок с неразборчивой просьбой «лжеродственника»: «Мама, я попал в беду, скинь мне 50 тысяч рублей, потом всё объясню», то сегодня методы у злодеев более изощрённые.

К примеру, в ноябре полицейские региона столкнулись с новым видом мошенничества: в дежурную часть Усть-Илимска обратилась пенсионерка, из которой злоумышленники умудрялись «тянуть» деньги несколько месяцев. История прощания со сбережениями началась ещё в августе, когда женщине позвонил незнакомец. Он сообщил, что представляет корпорацию, которая возмещает убытки гражданам, когда-то пострадавшим от мошенников, строивших пирамиду «МММ». Как оказалось, пенсионерка, как и многие, тогда действительно пострадала. Но, видимо, этот горький опыт её ничему не научил. Услышав, что за все прошедшие с тех времён годы ей полагаются кругленькие проценты в 4 млн рублей, она согласилась выплачивать налог, якобы необходимый, чтобы получить эти деньги.

Всю осень несостоявшаяся миллионерша исправно отправляла платежи «благотворителям», но обещанный долг ей так и не отдали. В последнем разговоре аферисты поклялись, что ждать выплаты осталось всего сутки, а после этого перестали выходить на связь. Только к ноябрю, потеряв уже более 800 тысяч рублей, пожилая женщина поняла, что её снова обманули.

Фото: АиФ/ Елена Швецова

Метод «фикуса»

Впрочем, такой «дипломатический» вид мошенничества ещё не сильно распространён. А вот липовую продажу шуб, техники и украшений через соцсети уже можно назвать классикой преступных схем: без единого сомнения сотни наивных жителей области отправляют крупные суммы подозрительным продавцам с котиком на аватарке, а потом месяцами ждут свой ноутбук, не догадываясь, что он к ним никогда не приедет.

Впрочем, жертвами мошенников становятся и те люди, которые не планируют ничего покупать, а, наоборот, хотят избавиться от ненужной вещи. Притом страдают не только пенсионеры, которым сложно изучить систему банковских сервисов, но и «продвинутая молодёжь».

К примеру, 20-летняя жительница Иркутска собиралась всего лишь продать фикус, а в итоге потеряла более 10 тысяч рублей. Девушка разместила фотографию пышного цветка и объявление о продаже на одном из популярных сайтов, и тут же получила предложение от потенциального покупателя, готового «прямо сейчас» перевести деньги за прекрасное растение на банковскую карту. Однако помимо номера самой карты горе-продавец, не чувствуя подвоха, беззаботно сообщала мужчине ещё и свой пароль от «личного кабинета» в сети. Не трудно догадаться, что через пару минут иркутянка разделила участь Анны из Ангарска - мошенник, звонивший из Кемеровской области, тут же перевёл деньги со счёта девушки на свой.

Мы в тренде?

Складывается впечатление, что многие жители области готовы отдать деньги первому встречному. Статистика по росту числа случаев мошенничества обескураживает. Как рассказал корреспонденту «АиФ в ВС» заместитель начальника ГУ МВД России по Иркутской области, начальник полиции, полковник полиции Олег КНАУС, мошенничество - один из двух видов преступлений, который в Иркутской области за первую половину 2015 года вырос на 43,5% (второй - подделка денег). За полгода в полицию обратилось более 700 жителей региона, ставших жертвами аферистов из Интернета, телефонных мошенников и лжецелителей.

- В первую очередь растёт количество случаев телефонного мошенничества и незаконных операций с банковскими картами. И это проблема не только нашей области, серьёзный рост идёт по всей России, - поясняет Олег Кнаус. - В этом году мы поменяли подход по раскрытию таких преступлений. Как правило, мошенники находятся не в Иркутской области, а названивают своим «жертвам» из других регионов. И если раньше мы направляли материалы в тот субъект, куда обманутый гражданин перечислял деньги (это было очень долго, материалы могли месяцами без принятого решения ходить по стране), то сегодня возбуждаем дело по месту обращения потерпевшего. И это даёт положительный эффект. К тому же, мы продолжаем активную профилактическую работу с населением.

В целом, за 6 месяцев 2015 года в области зарегистрировали на 1,7% преступлений меньше, чем в первом полугодии 2014 года. Количество тяжких и особо тяжких снизилось сразу на 16,8%, краж - на 5,6%, правонарушений, совершённых на улице - на 11%.

Как отметил Олег Кнаус, тенденция к снижению прослеживается с 2013 года. Однако здесь мы идём в разрез с общей статистикой по стране. Согласно данным Генпрокуратуры РФ, в целом по России за полгода преступность выросла на 5%, в том числе и за счёт увеличения случаев мошенничества.

Особое мнение

Михаил, любитель интернет-шопинга

«Через Интернет совершаю как крупные покупки (от обуви, одежды и электроники до авиабилетов), так и мелкие (вроде аксессуаров для телефона). Мало того, что в сети можно найти интересные и необычные вещи, которых не встретишь в обычных магазинах, так зачастую они и стоят значительно дешевле. Однако если цена слишком занижена - это повод насторожиться.

Например, некоторые сайты предлагают новые модели сотовых телефонов по стоимости на 10, а то и 20 тыс. руб. ниже обычной. Скорее всего, такой товар уже использовали и он имеет повреждения. Что ещё более вероятно - портал, на котором его продают, - фиктивный. Иными словами, после того, как вы переведёте продавцу деньги (а сайты чаще всего работают по 100% предоплате), вам просто перестанут отвечать.

Чтобы не стать жертвой таких сайтов-однодневок, перед покупкой лучше поискать в сети отзывы на ресурс, где вы планируете отовариться. Если вещь на самом деле «продают» аферисты, то из отзывов вы узнаете об этом практически сразу.

Ещё одно правило - избегать серьёзных покупок в социальных сетях. Особенно, если продавец живёт в другом городе, и вы не можете совершить сделку лично. Лучше поискать интересующую вас вещь в крупных интернет-магазинах, которые работают уже много лет. Иначе вместо, к примеру, квадрацикла можно получить дырку от бублика».

Комментарий

Елена Михайлик, замдекана факультета прикладной психологии Педагогического института ИГУ, кандидат психологических наук:

«Есть люди разного уровня доверия. Всё зависит от того, в какой среде человек находится изначально, насколько часто взаимодействует с другими людьми, умеет ли замечать эмоции, оценивать - прав собеседник или нет. Если человек не имеет большого опыта в общении (а проблемы с коммуникацией зачастую идут из детства), то ему трудно объективно оценивать незнакомца, с которым он впервые столкнулся. Мы устроены так, что у каждого из нас велико базовое доверие к миру, и неопытному в общении человеку зачастую хочется доверять даже тем людям, которых он ни разу не видел. Особенно, когда его хвалят, говорят или обещают какие-то приятные вещи - дают положительные эмоции, которых ему не хватает в обычной жизни.

Дело в том, что наша современная жизнь «учит» нас легко принимать негативную информацию: мы готовы к тому, что нас могут вдруг обидеть, оскорбить, уволить, зачастую мы не получаем от близких людей той положительной подпитки, похвалы, которая нам так нужна. Поэтому, когда нас позитивно оценивают пусть даже незнакомцы из Интернета, нам приятно и хочется доверять. К тому же, мошенники хорошо владеют приёмами манипуляции людьми и сразу распознают тех, кто готов откликаться на «красивые» слова.

Главное «лекарство» от возможности быть обманутым - расширять свой круг общения (не виртуального, а именно реального), больше времени проводить с людьми, с которыми вам комфортно, как можно быстрее избавляться от замкнутости в жизни, меньше молчать и, как ни парадоксально, быть более открытым».

Чтобы не стать жертвой мошенника:

памятка против мошенников
 Фото: ГУ МВД России
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах