Примерное время чтения: 5 минут
299

Опять реформы? Как будут развиваться школы - вопрос вечный

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. «АиФ в Восточной Сибири» 05/10/2016
 60-70% специалистов «доходят» после вуза до школ.
60-70% специалистов «доходят» после вуза до школ. Пресс-центр правительства Хабаровского края

«АиФ в ВС» организовали круглый стол, участники которого обсудили, что готовит год грядущий для школ и их «жителей» и какие учительские проблемы беспокоят Приангарье.

Мысли новой власти

По мнению иркутской коллеги федерального министра образования Валентины Перегудовой, среди идей Ольги Васильевой есть много бесспорно полезных.

- Одно из них связано с трудовым воспитанием: дети своё рабочее место должны приводить в порядок сами, и школа не должна взваливать эту работу на техперсонал. Ребятам нужно привыкать к труду, они могут работать на сельских приусадебных участках. Считаю, это правильно. Но пока родители в штыки воспринимают идею о том, что их дочери и сыновья будут заниматься в школе не только умственным трудом, но и физическим. Без их разрешения мы не имеем права привлекать учеников ни к каким видам работ. Ещё на последнем совещании Ольга Юрьевна сказала, что до конца 2016 года разработают единые правила оплаты работы учителей, потому что пока регионы России отличаются подходами к этой системе. Разная оплата одной и той же работы порождает много вопросов и жалоб. Новый министр также настаивает на том, что нельзя закрывать сельские школы, пока там остаётся хоть один ребёнок. В области в деревнях и сёлах около 300 малокомплектных школ, в это же число входят и городские, в которых нет какой-то параллели, например - десятиклассников. Средняя наполняемость классов в таких школах - 12 учеников вместо привычных 24-25.

В числе пионеров

Среди возможных новшеств, которые озвучила министр образования России, - появление профессиональной «градации» - ведущий, старший учитель и «просто» учитель.

- Это правильный подход, - считает Светлана Гершпигель, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Иркутской области. - Я работала в школе и понимаю, что у учителей действительно разная квалификация и разные возможности.

К сожалению, действующие квалификационные категории чаще отражают не реальный уровень профессионализма, а стаж работы. Но порой приходят такие молодые специалисты, что уже через год - а не 10 или 20 лет - их уже можно ставить во главе, например, методического объединения. Поэтому мы с нетерпением ждём нового профстандарта. Пока его отложили на следующий год. Иркутская область - в числе регионов, которые первыми испытают новую систему на себе.

Кстати:
Новый министр образования РФ Ольга Васильева обмолвилась о том, что в педагогических вузах надо отменить бакалавриат и снова вернуться к специалитету - пятилетнему курсу обучения.

«Стареем...»

На отчётных заседаниях правительства региона заявляют, что уровень обеспеченности педагогическими кадрами - 99.4%, но при этом почти все участники круглого стола говорили о проблеме нехватки учителей. В сельских школах, особенно на севере области, не достаёт учителей иностранного языка, физики. Власти уже обсуждают вопрос о введении там дистанционного обучения. Возможно, муниципальным школам придётся помогать друг другу - «делиться» своими учителями в Интернете. В городских школах не хватает преподавателей технологии для мальчиков, а в Иркутске нужны учителя начальных классов.

Ещё одна проблема - в том, что педагогическому сообществу очень необходимы молодые специалисты. Средний возраст учителей в Приангарье - 44 года, есть немало школ, где большая часть коллектива - пенсионеры. Конечно, в каждом муниципалитете стараются привлечь и удержать у себя молодёжь, но получается это не всегда.

- Мэр Саянска жалуется, что уже все средства испробовали: предлагают и жильё, и выплаты… Не прельщается молодёжь, - говорит Валентина Перегудова. - Поэтому, возможно, следующим предложением нашему новому министру от региона будет вернуть систему распределения в вузах.

По словам начальника управления образования администрации Ангарского городского округа Ларисы Лысак, здесь не хватает учителей начальных классов, математики, русского языка, физики, технологии. Чтобы привлечь работников и закрыть вакансии, управление сотрудничает с местным педколледжем, иркутским педагогическим институтом, помогает приезжим преподавателям. Например, компенсирует расходы на аренду жилья, выплачивая 8 тыс. руб. каждый месяц. Если человек захочет купить собственный дом, то может воспользоваться льготной жилищно-ипотечной программой, в которую муниципалитет активно вкладывает средства. Сейчас обсуждается вопрос о подъёмных выплатах. Возможно, в следующем году появится и такой вид помощи для преподавателей.

Кстати, средняя зарплата учителей по региону - 32 тыс. 119 руб. Но сами чиновники добавляют, что в Иркутске она будет одна, в Братске - другая. Плюс в том, по словам Светланы Гершпигель, что она хотя бы не снижается на фоне того, что в целом по области зарплаты падают. Тем не менее среди выпускников вузов мало тех, кто хочет работать в школе, даже учитывая растущие зарплаты. Как рассказал директор педагогического института ИГУ Александр Семиров, по статистике после получения образования до школ «доходят» 60-70% специалистов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах