Примерное время чтения: 7 минут
1209

Перевоспитатель. Как наставить на путь истинный современных подростков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. «АиФ в Восточной Сибири» 18/11/2015

Уогда представительница слабого пола в погонах ещё и лучшая в своём деле, то… Только стоит ли говорить «слабый пол», кода речь идёт о силовых структурах? И вообще, разве женское дело - служба, к примеру, в полиции?

С таким вопросом в канун профессионального праздника «АиФ-Иркутск» обратился к призёру Всероссийского конкурса МВД «Лучший по профессии» - инспектору по делам несовершеннолетних из Усть-Илимска, капитану полиции, молодой маме и просто красавице Екатерине Телешко.

Андрей Москов, «АиФ-Иркутск»: - Екатерина, скажите, служба в полиции - разве это женская работа?

Екатерина Телешко: - Мне кажется, так неправильно даже думать. Это как домашние дела: оба супруга могут выполнять как мужские, так и женские обязанности. А в полиции… Мы умеем стрелять, знаем боевые приёмы борьбы, можем говорить и повысить голос, если нужно. Какие из обязанностей женские-то?! А! Мы умеем ходить на каблуках и в юбках, а вот сотрудники мужского пола с этим, думаю, не справятся!

У нас в отделе были молодые люди, но они как-то… отбыли. Но в ПДН всегда много женщин, и в следствии, и в дознании. Например, у нас даже начальники этих отделов - женщины и в дежурной части - тоже. Но мы не выживаем мужчин из полиции, мы им помогаем.

Досье:
Екатерина Телешко родилась в Братске, в 1982 году. В 2004 г. закончила Иркутский государственный лингвистический университет, в 2007 г. - Иркутский государственный университет, в 2015-м - Байкальский государственный университет экономики и права. Воспитывает дочь 5 лет.

Фильтр негатива

- В детстве вы хотели быть полицейским?

- Нет. Всегда хотела быть ветеринаром. В детстве увлекалась кинологией и всем, что связано с собаками, - дрессировкой, разведением. Но это была мечта детства. После школы, как это у многих случается, пошла совсем по другой стезе - поступила в лингвистический институт. И по своему первому образованию я - преподаватель английского и французского. После института без особого успеха пробовала найти работу по специальности, но потом устроилась в органы, и первого апреля будет десять лет, как я в полиции.

- Профессиональная деформация происходит с каждым. Как за десять лет изменились вы?

- Перестала пропускать всё через себя. В работе сталкиваешься с массой негатива, и позволять ему оставлять след в душе нельзя. Я не то что огрубела, просто перестала принимать близко к сердцу всё подряд. Фильтрую.

- Отобрание ребёнка у нерадивых родителей тоже удаётся не принимать близко к сердцу?

- Когда видишь большое горе, равнодушным всё равно не остаёшься, хочется помочь человеку, но когда видишь мать, которая пропила всё - детей, работу, будущее, плакать с ней не хочется. В любом случае наша задача - не отобрать у неё ребёнка, а выяснить причины, по которым он оказался в ситуации, когда его надо отбирать, и, если возможно, постараться вернуть ему нормальную семью. Если родители пьют - сделать так, чтобы они прекратили, требуется финансовая помощь - сообщить об этом в соцзащиту, отсутствуют законные представители - проинформируем об этом органы опёки и попечительства. Не отобрать, а помочь!

- С чем чаще всего приходится сталкиваться инспектору ПДН?

- С преступлениями, совершёнными несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Последнее обычно касается родителей, применяющих физическую силу в «воспитательных целях». Как правило, об этом становится известно случайно - или в детском саду воспитатели заметят телесные повреждения, или учителя в школе увидят и нам сообщат. Но иногда и сами дети рассказывают тем же учителям или знакомым. Отмечу, что по сравнению даже с тремя предыдущими годами таких преступлений стало в разы меньше. Что же касается правонарушений, совершаемых самими детьми… Хищения, угоны, уклонение от получения образования, бродяжничество. Основная работа инспектора - узнать, кто склонен к правонарушениям, до того, как он их совершит. Это и есть профилактика. Мы ходим в школы, говорим с педагогами и учениками. Участковые и наряды, выезжающие на вызовы, также сообщают нам о неблагополучных семьях, и мы ходим и по этим адресам, выясняем обстановку.

- Не бывает страшно?

- Когда априори знаешь, что в семье, куда ты идёшь, есть пьяница или наркоман, или просто буйный - разумеется, одна туда не ходишь, только с участковым инспектором или с кем-то из оперативных работников.

- А в первый раз тоже не боялись?

- Волнение, конечно, было, но первая проверка оказалась очень простой: мальчик не посещал школу, и мы с инспектором-наставником пришли к нему домой, беседовали и с мамой этого прогульщика, и с ним самим, убеждали в необходимости образования. Честно говоря, не помню, чем всё завершилось, но надеюсь, что этот мальчик закончил школу.

Глаза в глаза

- Когда встречаете на улице бывших подопечных, как они себя ведут?

- По-разному. С кем-то и самой не хочется общаться - не всех можно исправить. Но тех, до кого всё-таки «дошло», - больше. Некоторые из них уже и сами родители, но до сих пор общаемся и при встрече, и в соцсетях переписываемся, перезваниваемся даже, с праздниками поздравляют, бывает, что и помощи просят.

- Вы уверены, что эти «перевоспитания» целиком ваша заслуга? Может просто подростки перебесились?

- Мне хочется считать, что перевоспитание - это всё-таки заслуга родителей, которым мы в свою очередь помогли разобраться, выяснить причину, понять, почему ребёнок, например, начал бродяжничать или перестал ходить в школу. В моей практике были случаи, когда причиной этого было убеждение, что родители любят его меньше, чем других детей в семье. И чтобы привлечь к себе внимание, он взял и ушёл из дома.

Материнскую любовь и заботу каждый ребёнок воспринимает по-разному. Для кого-то критерием может быть обновка из магазина - купили не тебе - значит, тебя любят меньше.
А родители… Подростки не просто так начинают делать что-то противоправное - очень часто родители слушают своих детей, но не слышат их, видят, но не замечают. А потом взрыв. Позже, оглядываясь назад, родители вспоминают какие-то тревожные звоночки и понимают, что того-то они не заметили, этого не услышали, а тут не поняли.

- А вы, как мама, что-то очень главное для себя поняли?

- Что с ребёнком нужно разговаривать. Как можно больше. И не стоя к нему спиной во время готовки, глажки или мытья посуды, а сидя напротив, глядя ему в глаза и держа за руку. Ребёнок должен чувствовать, что ты не только его родитель, которого нужно слушаться, он должен знать, что ты первый человек, которому можно рассказать о любой своей беде, и что ты поможешь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах