Примерное время чтения: 8 минут
747

Виктор Басюк: «Знания нужно добывать»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ - В Восточной Сибири" 07/10/2009

В этот день вступят в силу государственные образовательные стандарты третьего поколения, над которыми сейчас активно работает российское педагогическое сообщество, в том числе и иркутские учителя. О грядущих переменах еженедельнику «АиФ в ВС» рассказал министр образования Иркутской области Виктор Басюк.

- Виктор Стефанович, объясните, в чём принципиальное различие нынешних стандартов обучения от тех, что будут? Что ждёт наших детей?

- Сейчас любое обучение - профессиональное и школьное - проходит по обязательному государственному стандарту. Он определяет, какие предметы должен знать ребёнок, в каком объёме, а также количество часов, за которые эти знания даются. Уровень их освоения определяется государственной итоговой аттестацией в формате ЕГЭ.

Уже опубликованы стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования, есть три альтернативных стандарта по начальному образованию, и до конца года должны быть разработаны по основному среднему и полному образованию.

Отличительная особенность стандартов третьего поколения - научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Сегодня учитель просто даёт их учащимся, а ученик усваивает. Со следующего учебного года задача учителя будет заключаться не столько в том, чтобы давать знания, сколько научить ребёнка поиску знаний, которые ему нужны, из любых источников. За последние годы очень многое в мире изменилось, появились новые источники информации, о которых и понятия не было раньше: Интернет, мобильная связь. И ребята в них ориентируются порой лучше, чем учителя.

- При этом многие педагоги отмечают, что нынешние школьники не хотят воспринимать даже то, что им «разжёвывают и в рот кладут», а уж самостоятельно что-то делать и вовсе не будут…

- А может быть, им и не надо «разжёвывать» и «класть в рот»? Они, может быть, потому и не «жуют», что им это не надо? Мы же с вами тоже не всегда «пережёвываем» ту информацию, что нам даётся, поскольку взрослый человек в любом случае фильтрует её потоки и оставляет для себя только то, что ему необходимо. На мой взгляд, здесь важно другое - научить ребёнка правильно пользоваться современными технологиями.

- Сами-то школы готовы к введению новых стандартов с точки зрения технической оснащенности?

- В Иркутской области Интернет есть в каждой школе, плюс к этому - лицензионное программное обеспечение, во многих школах - интерактивные комплексы, и даже не по одному. Компьютер и Интернет есть в доме каждого школьника. Так что это как раз не проблема. Наоборот, надо учить ребёнка использовать не только компьютер, к которому он привык, но и книгу, которая всё меньше и меньше становится источником знаний. Вот в этом и будет заключаться профессионализм учителя: научить ребёнка черпать знания не только из электронных средств, но и читая. Причём не только книги, но и средства массой информации не с точки зрения развлечения, а для повышения эрудиции.

- А как быть тем детям, что живут в сельской местности и у которых нет компьютера под рукой дома? Да и не уверена я в том, что буквально в каждой сельской школе они есть.

- Я очень много езжу по сёлам Приангарья и знаю, что во многих из них работает Интернет. Кроме того, в сёлах есть прекрасные библиотеки. Сегодня мы используем их как инструмент дополнительного образования, а надо сделать так, чтобы книга была инструментом получения основных знаний, чтобы ребёнок брал из неё материал, приходил и рассказывал его учителю, а не наоборот. Будет сложно, нужно будет менять учебный процесс, потому что должно измениться пропорциональное соотношение лекционных занятий и самостоятельной работы детей. Но это надо делать.

- И при этом в области закрываются малокомплектные школы…

- На самом деле министерство образования Иркутской области не сторонник их закрытия. Это происходит только в том случае, если в населённом пункте совсем нет детей и вообще нет детей дошкольного возраста, то есть как минимум ближайшие 5 лет школа не понадобится. Хотя мы понимаем, что когда исчезает школа, исчезает и само село, ведь сегодня во многих из них школа выступает как «градообразующее предприятие». Если же есть ребята-дошколята, то образовательный процесс просто приостанавливается, школа сохраняется, и когда дети подрастут, они смогут в неё пойти.

- В ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев озвучил современную стратегию развития системы образования. Подготовке кадров, которая всегда была острой проблемой, в ней уделяется не последнее место. Как в Иркутской области решается этот вопрос? Вы же наверняка знаете, что многие директора школ жалуются на то, что качество подготовки молодых специалистов не соответствует современным требованиям?

- Педагогическая профессия сама по себе достаточно творческая, и любой учитель становится успешным только тогда, когда он не останавливается на получении базовых знаний в педвузе, а старается постоянно самообразовываться. Хотя бы для того, чтобы быть в ногу с теми же детьми, которым неинтересна информация, которую он изучал 5 лет назад. Им интересна сегодняшняя. Есть государственный стандарт, что должен знать педагог, когда он пришёл работать в школу, всё остальное - в его руках и администрации школы. Многое зависит от того, как в учебном заведении построена методическая работа, система повышения квалификации. А возможности для самообразования у учителей есть. Можно это делать в Иркутске - буквально во всех вузах, - можно уезжать в другие города. Мы очень активно внедряем практику подготовки и переподготовки специалистов, например учитель-предметник может получить специальность психолога, педагог, ставший администратором, может повысить квалификацию по образовательному менеджменту и т.д.

- Но есть ведь и другая проблема: далеко не все, кто получает диплом педагога, идут работать в школу. Как же привлечь молодёжь?

- Если человек не хочет работать в школе и ищет для этого причину (например - низкая зарплата), то и не надо его туда привлекать. Я думаю, лучше сделать упор на тех, кто уже пришёл в школу. К сожалению, не все из них здесь остаются. И задержать молодого учителя в школе - наша первостепенная задача. Мы активно в этом направлении работаем. Буквально в середине сентября провели первое заседание областного совета молодых специалистов. И будучи на прошлой неделе в командировке в Куйтунском районе, я уже присутствовал там на таком же совете, общался с молодыми учителями, вникал в их многочисленные проблемы.

- Виктор Стефанович, вы руководили вполне благополучным образованием Иркутска. Нет сожалений о том, что возглавили министерство, ведь в области проблем куда больше?

- Сожалений нет. Конечно, работа отличается, здесь ведь приходится отвечать и за сельские школы и за систему начального профессионального образования. Но всё это только добавляет интереса и разносторонности в работе. Мне нравится то, что я делаю.

ДОСЬЕ:

Виктор Басюк родился 22 марта 1970 года в городе Черемхово Иркутской области.

В 1992 году окончил Иркутский государственный педагогический институт по специальности «биология-химия». В 2001-м - Иркутскую государственную сельскохозяйственную академию по специальности «экономика и управление аграрным производством». В 2008-м - Российскую правовую академию Министерства юстиции РФ по специальности «юриспруденция».

26 марта 2009 года распоряжением губернатора назначен на должность министра образования Иркутской области.

Кандидат психологических наук.

Женат, воспитывает двоих детей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах