Примерное время чтения: 8 минут
276

Учитель сегодня «в загоне»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ - В Восточной Сибири» 13/10/2010

«С «царицей наук» он на «ты», с учениками - почтительно на «вы». Он «…без разговоров пойдёт убирать улицы родного города, вместе со старшеклассниками будет грузить мусор и уйдёт последним с городского субботника».

С ним «…каждый от несмышлёного первоклашки до умудрённого опытом учителя чувствует себя защищённым и нужным». Мы цитируем письмо прошлогодних выпускников Бирюсинской школы № 10 об их любимом учителе, директоре школы Александре Христиче. Преподаватель математики победил в конкурсе «Скажи спасибо своему Учителю!» по итогам голосования учеников. Об условиях, в которых приходится воспитывать личность, о стойкости и романтике педагог рассказал нашим читателям.

«АиФ в ВС»: - Александр Дмитриевич, когда вы окончательно поняли, что школа - это ваше?

Александр Христич: - Наверное, с первого дня поступления в институт. Тогда было время романтиков, учителя и медики были в чести, нам казалось, что это - самая почётная, самая благодатная работа. Время прошло, а мы остались…

Выпускной вместо Лос-Анджелеса

После института год я проработал по распределению и вернулся на родину в Бирюсинск. И так получилось, что в 1994 году меня уговорили баллотироваться в местные мэры, набрал 80% голосов. Знаете, на этом посту я чётко понял, что это не моё место. Тогда были девяностые годы, страшное время. А мне хотелось, чтобы было честно и благородно.

Губернатором в ту пору являлся Юрий Абрамович Ножиков, и он предложил мне полугодовые курсы федеральных чиновников в Лос-Анджелесе. Со всей России туда отправляли 35 человек. А я не поехал, потому что было жалко пропустить выпуск моих одиннадцатиклассников. Меня отговаривали: мол, пройдёт время и дети тебя не вспомнят. Получилось наоборот: многие заслуженные люди остались несправедливо забытыми. А мне повезло чуточку больше: куда ни приезжаю, в Иркутск, например, или в Красноярск, шагается легко, потому что везде я встречаю своих выпускников.

«АиФ в ВС»: - Вы помните своих самых интересных учеников?

А.Х.: - Совсем неинтересных людей просто не бывает. Многие наши выпускники сейчас успешны, владеют и в Москве, и в Петербурге, и в Красноярске собственными компаниями. Были люди, которые очень удивляли своим интеллектом. Например, сверхспособный маль­чик Юра Гарус. Сегодня он и идеолог, и скалолаз, и математик… знаете, удивлялся: он мог весь урок ничего не делать, но задай ему любой вопрос - и он ответит по существу.

Многих умниц, как пылесос, затягивает именно Красноярск. Несколько лет назад, мне удалось договориться с тамошним Сибирским федеральным университетом, чтобы провели среди наших школьников тестирование по нескольким предметам. Результаты бирюсинцев стали лучшими по Красноярскому краю.

«АиФ в ВС»: - Как вы делаете «вкусной» такую сухую науку?

А.Х.: - Учитель - это всегда немножко артист. Мимика, жесты, движения, шутки - всё должно быть собранно, сконцентрированно… Урок - это маленький спектакль, и спектакль на равных, и если в нём никого не оскорбят и не унизят, то будет результат.

«АиФ в ВС»: - С какими учениками интереснее всего работать?

А.Х.: - Больше всего люблю старшеклассников, с ними чувствуешь уважение, равенство в отношениях. Я всегда цитирую Стивенсона в переводе Маршака: «Не верил я в стойкость юных, не бреющих бороды». До восьмого класса детей можно легко… купить, простите за этот глагол. Конфеткой, добрым словом. Они подвижные, безалаберные, с не сложившейся системой ценностей. В пятом, шестом классе они боязливые, правильные, могут и «заложить». А в старших классах всё настолько честно, настолько чувствуется фальшь… Чувствуешь себя напряжённым, контролируешь своё поведение, интонацию, жесты - это уже интересно.

«АиФ в ВС»: - Вы так тонко чувствуете периоды взросления каждого ребёнка… Родителям нужно знать об этом, заниматься специальной педагогической подготовкой?

А.Х.: - Даже если «ребёнку» уже за сорок, ближе чем родители для него никого нет. Тут не нужен педагогический такт, педагогическое воспитание… это всё надуманное. За 33 года работы в школе видел всяких родителей. Есть, например, те, кто прекрасно учился в педагогических институтах, кичится этим. А сами не могут снизойти до сына или дочери. Родитель, подарив миру ребёнка, становится чем-то большим, чем педагог. Я не говорю про тех, кого и родителями-то назвать нельзя. И у настоящих отца и матери чутьё гораздо тоньше, чем у учителя.

Труд родителей и педагогов оценить очень сложно.

Понятно, если я буду печь пироги, можно будет сразу попробовать и сказать, удались ли они. А дети…. Нужно, чтобы они выросли, состоялись. Когда они будут счастливы во всех сферах, тогда можно сказать, что результат достигнут.

Мало пряников

А.Х.: - Знаете, мне было очень приятно победить именно в этой акции - она показалась очень независимой, «не прибранной к рукам». Многие конкурсы, розыгрыши грантов сегодня основаны на том, чтобы лучше написать, ярче оформить, создать самое красивое портфолио. А тем, кто пашет день и ночь, некогда красоваться.

«АиФ в ВС»: - После победы в конкурсе ваше имя можно встретить в Интернете в двух контекстах: «народный учитель» и участник забастовки бирюсинских учителей в 2003 году. Скажите, тогда вам удалось отстоять коллег?

А.Х.: - Да, мы смогли защитить свои права. Тогда нам не платили зарплату несколько месяцев. И получилось больно и обидно, что наши «братья», «коллеги по перу» так себя не уважают, что поддались на мизерные поблажки. Мы продержались два месяца, до последнего. Мне намекали вернуться к работе, если я хоть немного дорожу директорством. Я отвечал: пожалуйста, ищите других, очереди на моё место пока нет. И на самом деле, средний возраст в нашей школе сейчас 50 лет, больше половины педагогов - пенсионеры.

«АиФ в ВС»: - Вы согласны с мыслью, что в педагогические вузы сегодня идут по остаточному принципу?

А.Х.: - Это ужасно, но в педагоги сегодня, действительно, затягивает тех, кому некуда деться. Если ты никому не нужен, ты идёшь… в пединститут. Это политика государства: мы губим себя на корню. Ведь, согласитесь, от школы очень многое зависит: и поколение, и общество, и все. А в школе масса случайных людей, которые не смогли больше никуда устроиться. И, знаете, когда к нам приходят молодые люди, часто я им не доверяю. Я не могу вам лгать про горящие глаза: вот пришли молодые, полные сил… Учителя 13-14 категории со всеми надбавками зарабатывают от силы 8 тыс. на ставку.

От лидеров государства, к которым в целом отношусь с уважением, ни разу не слышал доброго слова об учителях. Такое впечатление, что у нас нет такой профессии. У нас есть работники МВД - потому что это опасно. Прокуратура существует, нефтяники, ядерщики… А о нас забыли. В этот день я посмотрел телевизор - о нашем празднике не было даже упоминания. Вспоминаю Булата Окуджаву, который говорил: как правило, пряников всегда не хватает на всех.

Сегодня нам нужен другой учитель, с другим статусом. В советское время были замечательные фильмы об учителях: «Доживём до понедельника», «Розыгрыш», «Первая учительница». И люди шли в профессию: когда я поступал, конкурс на матфак был 8 человек на место! Сейчас даже после окончания педуниверситета немногие идут в школу, потому что знают, что здесь ты - заведомый лузер. Пока такое отношение к учительству не изменим, ничего не изменится.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах