Примерное время чтения: 8 минут
53

Иркутская «королева неба»: Ей признавался в любви итальянец и соблазнял деньгами наш старатель

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ в Восточной Сибири» 13/02/2013
Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ
Фото Елены Антюшиной

 

Иркутск, 14 февраля – АиФ-ВС. Профессия стюардессы, «королевы неба», о которой грезят тысячи девушек, для нашей героини стала частью жизни. В воздухе она встретила свою любовь и «обрела себя», с авиацией связана судьба её родителей, и сейчас династию продолжает средний сын.

Елена Дмитриевна вспоминает, что выбор профессии не представлял для неё сложности, потому что работа с крылатыми машинами была делом всей семьи. Любимая служба, требовавшая так много времени и сил, приносила и радость, и боль. Одна из самых громких трагедий в иркутской авиации коснулась и нашей героини.

Многие иркутяне помнят, как весной 1988-го многодетная семья музыкантов Овечкиных, известных на всю страну как ансамбль «Семь Симеонов», попыталась захватить и угнать самолёт, следовавший из Иркутска в Ленинград. Попытка не удалась ценой жизней трёх пассажиров и стюардессы Тамары Жаркой, пять террористов покончили жизнь самоубийством. От неудачной попытки взрыва в самолёте начался пожар, многие пострадали… Бортинженером того злополучного рейса был брат нашей гостьи Иннокентий. О трагедии она узнала едва ли не в первые минуты. Жив ли брат, стало известно позже.

- Помню, в Иркутск экипаж привезли спецрейсом, потому что весь город уже знал о случившемся, а это, сами понимаете, не та ситуация, чтобы встречали с фанфарами, - вспоминает Елена Дмитриевна. - Я в ту пору уже работала в аэропорту «на земле» и возвращалась из ночной смены. И вижу, идёт мой брат, осунувшийся и виски седые, будто снегом припорошенные. Я расплакалась, а он мне: «Ну ладно, чего ты, Елена. Жив, здоров». Это сейчас он ещё может иногда говорить о том трагическом происшествии, а первое время отвечал только: «Закроем эту тему, очень тяжело». Рассказывает обычно то же, что говорил когда-то в суде: как Овечкины хотели перелететь в Финляндию, как экипаж решил посадить самолёт на каком-то военном аэродроме под Ленинградом, как он выходил с ними беседовать…

Говорит, что чувствовалась в них какая-то оголтелость, поражал шальной блеск в глазах, хотя пьяными они не были.

Наша героиня хорошо знала погибшую тогда стюардессу Тамару Жаркую: девушка очень хотела попасть в экипаж-пятёрку, бригадиром которого летала Елена Антюшина, но так и не довелось.

Смерть нередко ходила неподалёку от неё: однажды коллеги Елены погибли под Читой. Через какое-то время на взлёте разбился самолёт, командир которого соседствовал по подъезду с нашей героиней.

«Выходите за меня замуж!»

Кстати

Сейчас вся страна обсуждает вопиющие случаи хулиганства пьяных пассажиров на борту авиалайнеров. Елена Антюшина в своей лётной практике также встречалась с дебоширами, утихомирить которых было не так просто. Стюардесса со стажем хорошо помнит и тот период, когда спиртное на борту было запрещено, и то время, когда в самолёте разрешили употреблять алкоголь. Анализируя этот опыт, она уверена: чтобы сегодня справиться с проблемой, нужно вновь ввести строгое табу на распитие горячительных напитков в воздухе.

- Кроме того, я бы категорически запретила пускать на борт пассажиров, уже находящихся в состоянии опьянения: ведь ясно, что такой человек захочет «добавить», после у него развяжутся руки… К сожалению, сегодня слишком много «хозяев жизни», так называемых «новых русских», которые провозят алкоголь в ручной клади, а после позволяют себе «подвиги». Бороться с таким явлением нужно только возвращением былой дисциплины.

И всё-таки лётная судьба приготовила Елене Антюшиной немало радостных и интересных эпизодов. Как-то из-за задержки рейса ей случилось встречать Новый год в воздухе.

- Тогда спиртное на борту категорически запрещалось. Смотрю, время подходит к полуночи, - рассказывает наша гостья. - У кого-то из пассажиров нашлись воздушные шары, у кого-то серпантин - мигом украсили салон. В честь праздника мы разрешили тихонько, без стрельбы открыть шампанское, и то тут, то там слышали характерное шипение. А поскольку самолёт направлялся на запад страны, праздник всем салоном тогда встретили несколько раз.

Многие пассажиры засматривались на строгую красоту сибирской стюардессы. Находились среди них и те, кто был готов предложить девушке руку и сердце. Однажды бодайбинский старатель, возвращавшийся с приисков, пытался завоевать её солидной пачкой денег.

- Я такую огромную пачку, признаться, вообще увидела впервые. Наш тогдашний оклад был всего 70 рублей… - улыбается Елена Дмитриевна. - Конечно, ни о каком замужестве речи не шло, я ответила этому человеку: мол, ты ещё девчонок найдёшь, а я летать буду.

А как-то случился и вовсе целый сериал на борту. Девушке трижды пришлось лететь с одной и той же группой итальянских туристов. Один из них так заинтересовался сибирячкой, что приглашал её в ресторан, осыпал любезностями. Когда удивлённая Елена в третий раз подряд увидела иностранного гостя на борту самолёта, тот уже упал перед ней на колени и стал звать замуж и уехать в какой-то город на итальянском побережье. Удивлённые такой игрой фортуны, подруги уверяли девушку, что это судьба, а та только смеялась. В итоге с будущим супругом её свело небо: он пришёл работать в её команду бортпроводником.

Обаяние важнее красоты

Интересно, что для стюардесс, всегда считавшихся негласным эталоном красоты, не было каких-то особенных внешних критериев: будь то цвет волос, рост или пропорции фигуры. Гораздо важнее, говорит Елена Антюшина, обаяние и отменное здоровье. Тестировали девушек буквально как кандидатов в космос: медкомиссию они проходили на равных с лётчиками, а помимо географии или правил сервировки стола барышням надлежало знать основы аэродинамики. Елена Дмитриевна рассказывает, что отбор проходила в лучшем случае каждая пятая претендентка.

Фото Елены Антюшиной

Правильным, чистым языком наша собеседница рассказывает истории из своей лётной жизни. Она уверена, что это дала ей работа, подарившая и возможность посмотреть страну, и общение с людьми. Елена Дмитриевна и спустя три десятилетия после ухода на землю помнит многих своих пассажиров - например, доярку из небольшой деревни, впервые оказавшуюся на борту самолёта. Женщину отправили в Москву на ВДНХ, и та настолько боялась лететь, что едва могла пошевелиться, вжавшись в спинку кресла и мёртвой хваткой вцепившись в подлокотники.

- Чтобы её успокоить, рассказывала ей, как хороша Москва: в силу своей профессии мы знали её едва ли не лучше Иркутска, объясняла, как добраться до ВДНХ, беседовала с ней… Постепенно моя пассажирка начала оживляться, и с трапа она сошла уже другим человеком, - рассказывает наша гостья. - И знаете, когда мы прощались, было так приятно - не потому что мне сказали спасибо, а потому, что я помогла человеку преодолеть себя.

Ей и самой порой бывало страшно в воздухе: стюардесса вспоминает, как на стареньких, дорабатывавших свой век Ту-104 у неё порой мелькала мысль: «Эх, поскорей бы долететь». Пассажирам от такой боязни она советует только одно: думать о том, какие интересные впечатления ждут их в новом городе.

…Елена Антюшина говорит, что даже на земле бывших стюардесс можно узнать по отглаженным костюмам. Показывает фотографии «боевых подруг» и смеётся с хитринкой в глазах - спина струной, укладка, маникюр… Как будто завтра снова в рейс.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах