Примерное время чтения: 6 минут
176

Портал в будущее. Народное хозяйство переходит в сферу цифровых технологий

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ в Восточной Сибири» 26/07/2018
Для тех, кто ценит свое время, сверкающие краской «цифровые менеджеры» - надежные друзья.
Для тех, кто ценит свое время, сверкающие краской «цифровые менеджеры» - надежные друзья. pixabay.com

Мобильные банки, госуслуги в электронном виде, автоматическая оплата жилищно-коммунальных услуг – всё это небольшие кирпичики, из которых и складывается глобальное понятие «цифровая экономика». Как реализуются её основные принципы в Приангарье, обсудили эксперты, представители различных сфер экономики региона.

Самолёт за неделю

Сегодня все взаимодействия между людьми должны осуществляться через цифровые каналы и сервисы, утверждает начальник управления информационных технологий Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» Анатолий Ключерёв. Он уверен, что необходим закон о сокращении бумажного, а затем и электронного документооборота, переход на работу с цифровыми порталами, которые обрабатывают запросы и оказывают услуги населению в режиме реального времени без оформления документов.

«Самолёт МС-21, который мы выпускаем, – полностью цифровой, он был спроектирован в виде цифровой модели с использованием информационных систем. Управление данными об изделии, ресурсами, материалами, комплектующими, производственными процессами осуществляется в единой информационной среде, – пояснил Анатолий Александрович. – С начала 2000-х годов мы создавали интегрированную информационную систему управления предприятием (ИИСУ), компонентами которой являются корпоративные информационные системы, такие как PLM, ERP и другие. Это платформа, на базе которой мы будем строить цифровое производство. К данным об изделии и производственных процессах добавятся неструктурированные данные в хранилище BIGDATA, которые будут использованы для формирования цифрового двойника и прогнозной аналитики для управления оборудованием и производством». 

Уже в ближайшие годы Иркутский авиазавод намерен выпускать до 70 лайнеров МС-21 в год. Чтобы производить один самолёт в неделю, сборочная линия должна работать в режиме поточного производства как конвейер.

«Для оперативного управления сборочной линией в реальном времени внедряем систему на базе мультиагентных технологий, – уточнил Анатолий Ключерёв. – Это единственная в России подобная система, которая не только управляет производством, но и генерирует решения по возникающим в его процессе проблемам. Кстати, весной Минпромторг проводил оценку цифровизации на ИАЗ, которая составила 71%. Один из выводов: информационные технологии на ИАЗ стали бизнесобразующими». 

Чтобы достичь этого, на заводе ещё несколько лет назад провели так называемую «разморозку персонала», стимулируя работу на компьютерах, повышая компьютерную грамотность. Сегодня стоит задача повышения мобильности сервисов и прозрачности данных информационных систем.

«Однако на пути построения цифрового предприятия имеются проблемы, – говорит Анатолий Александрович. – В первую очередь, до сих пор нет концепций построения цифрового производства по отраслям промышленности. Наши стандарты не модернизированы под требования цифровой экономики. Всё это требует больших финансовых затрат, поэтому необходима поддержка предприятий, которые осуществляют переход на цифровую экономику». 

Требования времени отражаются и на новых услугах, которые предоставляет своим клиентам и железная дорога. Как рассказала начальник сектора службы корпоративной информатизации ВСЖД - филиала ОАО «РЖД» Яна Вдовина, за первое полугодие 2018 года более чем на треть увеличилось количество проданных электронных билетов посредством мобильного приложения «РЖД Пассажирам». Набирает популярность и электронная регистрация, пользуется спросом возможность оформлять электронные проездные билеты для школьников, пассажиров-колясочников, заказ питания в дорогу.

«Бытовая цифра»

Самые бытовые и привычные действия, как, например, оплата коммунальных услуг, – также переходят на более прогрессивные технологии. Это позволяет ускорить процесс и повысить его надёжность. Заместитель директора по сбыту ООО «Иркутск-энергосбыт» Андрей Харитонов уверен, что сейчас без цифровых технологий невозможно обработать весь поступающий поток информации:

«У нас порядка одного миллиона лицевых счетов потребителей электроэнергии и около 600 тысяч – потребителей тепла и горячей воды плюс взаимоотношения с управляющими компаниями, водоканалами, котельными. Все эти данные на бумаге не сохранишь, поэтому на предприятии внедрён единый программный комплекс, который перерабатывает информацию, проводит учёт потребления, делает расчёты для каждого потребителя».

Именно для облегчения связи с потребителем компания ещё несколько лет назад открыла на своем сайте «личный кабинет», куда уже перешло порядка 200 тысяч клиентов, и ежемесячно этот показатель прирастает на две тысячи человек. Число пользователей мобильного приложения компании на платформе Android и IOS за год увеличивается в десятки раз.

Кстати, первые версии приложения не допускали возможности вводить сразу же несколько счетов – к примеру, свой и родителей. Об этом потребители сообщили в компанию, которая доработала сервис, и сейчас продвинутые потребители могут с одного телефона с минимальными затратами времени оплатить электроэнергию и тепло за себя и своих близких.

«Сейчас на машинном интеллекте мы разрабатываем чат-боты, – рассказал Андрей Юрьевич. – Боты призваны разгрузить наш контакт-центр, куда на горячую линию поступает около двух миллионов звонков в год. Чат-боты будут работать в мессенджерах и помогут ускорить общение потребителя с нами: не нужно будет дозваниваться в контакт-центр, а просто набрать вопрос, отправить его через Viber или WhatsApp, машина обработает запрос и пришлёт ответ».

Для снятия показаний с приборов учёта, которых не меньше, чем лицевых счетов, также разработана и внедрена специальная система. Конечно, потребитель может и сам передать показания, но интеллектуальная автоматизированная система учёта и контроля энергопотребления позволяет удалённо снимать показания без привлечения потребителя. То же самое относится и к общедомовым приборам учёта, показания которых также централизованно, через серверы, обрабатываются и попадают в платёжки к жителям.

К сожалению, не везде есть возможность внедрить цифровые технологии, поскольку пока сам Интернет доступен не всем населённым пунктам. К тому же, в компании понимают, что обязательно останутся потребители, которым удобнее индивидуально общаться с оператором. Но для тех, кто экономит время и готов принимать новые способы связи, Иркутская энергосбытовая компания предоставляет такую возможность. И сейчас порядка 40% платежей уже идут через эквайринг, безналичный расчёт, без участия операторов кассы, без терминала и необходимости стоять в какой бы то ни было очереди.

Кстати

Цифровые технологии активно внедряются в добывающей сфере. Так, по словам начальника производственного отдела автоматизации ООО «Газпром добыча Иркутск» Дмитрия Селюгина, ещё в рамках проекта разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения закладывались наиболее передовые технологии информатизации: «Например, имеющаяся система управления восполнением материально-сырьевой базы при добыче углеводородов позволяет следить за запасами месторождения, регулировать добычу по разным участкам, исходя из предпосылок дальнейшего восстановления запасов».

Реклама

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах