aif.ru counter
414

Порядок рубль бережёт. Как внедряют систему бережливого производства?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ в Восточной Сибири» 26/07/2017
На авиазаводе лин-технологии начали внедрять почти 10 лет назад.
На авиазаводе лин-технологии начали внедрять почти 10 лет назад. © / ПАО «Корпорация «Иркут»

Наверное, далеко не все обыватели знают термин «бережливое производство», однако эта система экономии ресурсов на предприятии уже стала довольно популярной, в том числе в компаниях Приангарья.

«АиФ в ВС» собрал за круглым столом представителей предприятий, которые рассказали, в чём заключается суть сберегающих технологий и какие механизмы они внедряют у себя на производстве, чтобы сделать свою работу экономной, но эффективной.

Основателем концепции «бережливого производства» считается компания «Тойота», которая придумала систему устранения ошибок и потерь в бизнесе ещё в 1950-х годах. Первыми эстафету от японцев перехватили американские предприниматели, которые дали ей своё название лин-технологии (от английского lean - «тощий»), а потом очередь дошла и до нашей страны. Сейчас свои ресурсы, в том числе временные и финансовые, экономят все прогрессивные компании. Притом делают это сами, а не по указке сверху. По словам экспертов, которые собрались за круглым столом, ни на федеральном, ни на региональном уровне до сих пор нет программ, которые мотивировали бы бизнес оптимизировать свои производственные процессы.

Впрочем, внутренняя потребность изменять производственные процессы подчас гораздо сильнее внешней, потому что сберегающие технологии помогают компаниям не только экономить, но и привлекать больше клиентов. Отличный пример - Сбербанк, который кардинально изменился, после того как начал применять лин-технологии в 2008 году: исчезли очереди, обслуживание стало более быстрым. Как говорит начальник отдела ПСС по Байкальскому банку Управления лин-технологий  «Москва» Центра развития технологий ПАО Сбербанк Татьяна Басова, если раньше у одного сотрудника на оформление сберкнижки уходило минимум 180 секунд, то сейчас всего 40.

«Не моды ради»

Директор по бережливому производству Иркутского авиационного завода - филиала ПАО «Корпорация «Иркут» Сергей Яманов говорит, что на заводе лин-технологии начали внедрять почти 10 лет назад не моды ради, а для выживания: с 1992 по 2012 год государство не разместило на Иркутском авиационном заводе ни одного заказа на производство военной авиационной техники. Только усилиями руководителей завода, которым удалось подписать контракт с Индией на поставку многофункциональных истребителей Су-30МКИ, было сохранено предприятие и высококвалифицированный персонал.

В 2008 году подписаны ещё несколько экспортных контрактов, для выполнения которых требовались дополнительные производственные мощности и, в частности, дорогостоящее высокопроизводительное оборудование. Разразившийся в то время в мире финансовый кризис негативно отразился на бюджете корпорации «Иркут». В этих сложных экономических условиях руководство корпорации приняло решение применить на предприятии лин-технологии как инструмент, позволяющий значительно повысить эффективность предприятия без глобальных финансовых вложений методом тщательного и последовательного исключения потерь в процессах производства.

Это решение значительно изменило жизнь всего завода. Благодаря применению инструментов бережливого производства была повышена эффективность работы имеющегося высокопроизводительного оборудования, сокращены циклы процессов изготовления деталей и сборки самолётов, снижена трудоёмкость и материалоёмкость производства, достигнут высокий уровень культуры и безопасных условий труда на каждом рабочем месте.

Красноречивее всего об итогах внедрения технологий бережливого производства говорят цифры: если в 2007 выручка составляла около 30 млрд руб., то в 2016 приблизилась к 100 млрд руб., выработка на одного трудящегося выросла с 2,5 до 6,7 млн руб., текучесть кадров сократилась с 10,8% до 3,4%.

- Полученный на производстве военной авиационной техники опыт применения лин-технологий позволил нам с успехом внедрить проверенные инструменты при запуске производства гражданского лайнера МС-21. При выходе на серийное производство до 72 самолётов в год крайне важна безупречная организация всех производственных процессов, - резюмирует Сергей Яманов.

Дорога к экономии

Восточно-Сибирская железная дорога тоже может похвастаться результатами использования технологий бережливого производства и системы менеджмента качества, здесь их начали внедрять ещё в 2010 году. Как пояснил заместитель начальника отдела службы технической политики ВСЖД Александр Баранов, принципы бережливого производства на дороге не выделяются обособленно, они гармонично встроились в общую систему производства, в этом помогает выстроенная система менеджмента качества, степень соответствия которой предприятие подтверждает каждый год.

- Этому способствовали и постановления правительства, президента ОАО «РЖД», которые ставят нам задачи по сокращению издержек на 10% уменьшения эксплуатационных расходов, в том числе за счёт проектов бережливого производства, - рассказывает Александр Баранов. - Если в 2010 году на ВСЖД внедрение началось с одного пилотного подразделения, то сегодня их насчитывается уже 124.

Каждое подразделение дороги может предлагать свои проекты по экономии ресурсов. Как отметил Александр Баранов, с начала года сотрудники подали уже 213 таких предложений.

- Всего в этом году мы намерены рассмотреть порядка 305 проектов и получить экономический эффект более 20 млн руб., на сегодня рассмотрели 128 предложений, которые помогут компании сэкономить 13 млн руб. К примеру, Дирекция управления движением разработала проект, суть которого - изменение технологии работы сортировочной горки станции Усть-Илимск с экономическим эффектом в 2,6 млн руб. Эти средства можно получить за счёт перераспределения обязанностей между регулировщиками скорости движения и оптимизации штата сигналистов. А административно-хозяйственный центр разрабатывает проекты по экономии расходов, например, за счёт обслуживания лифтов. Эффект более миллиона рублей мы можем получить, забрав часть работ на себя. Транспортный центр фирменного обслуживания разработал проект совершенствования процесса выдачи клиентам первичных учётных документов и счёт-фактур за счёт применения документооборота с электронно-цифровой подписью. Эффект - порядка миллиона рублей, - говорит Александр Баранов.

По его словам, на протяжении всего жизненного цикла осуществляется экспертное сопровождение каждого проекта специалистами дирекций, служб (технической, технологической, экономики и финансов), отдела оплаты труда и утверждается главным инженером дороги.

Бережливые технологии преображают предприятие.

«Перешли за периметр»

Участвовать в совершенствовании производственных процессов может весь персонал ВСЖД. С прошлого года предприятие внедрило эффективную систему мотивации - 23% от экономического эффекта, который принёс проект, отправляют в фонд поощрения тех сотрудников, которые его разработали и реализовали.

- Выплаты получаются достаточно хорошие, - рассказывает Александр Валентинович. - Решением проектного офиса из фонда поощрения на мотивацию работников уже направили 5,3 млн руб. Приняли от сотрудников 79 проектов. Также проводим конкурсы на лучшее подразделение по внедрению технологий производства и лучшее подразделение по методике 5S (система организации и стандартизации рабочих мест. - Прим. ред.) За 2016 год 254 лучших сотрудника получили материальные и нематериальные вознаграждения. Только за три года по этим конкурсам поощрили 592 наших работника.

Как рассказывает Александр Баранов, железнодорожники Восточной Сибири уже давно перешли за периметр своего полигона - идеями бережливого производства они обмениваются с Забайкальской и Дальневосточной железными дорогами. К тому же, предприятие постоянно обучает своих сотрудников новым технологиям, инструментам и механизмам: в прошлом году свою квалификацию в области бережливого производства повысили 93 руководителя и специалиста ВСЖД, а за пять лет - порядка 1000 человек, в этом году новые знания получили 180 сотрудников.

Работу железной дороги по организации экономного производства уже оценили не только на уровне нашей страны. Так, сейчас ОАО «РЖД» участвует в конкурсе на соискание премии Содружества Независимых Государств, который проводят на уровне глав правительств. Работу оценивают 15 экспертов из разных стран, двое из них - из Азербайджана и Белоруссии - посетили объекты железной дороги в Иркутске, так как ВСЖД - одно из подразделений дороги, которое раньше других начало внедрять систему менеджмента качества.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах