Вот только расхватывать молодых специалистов, как горячие пирожки, работодатели не торопятся. Какие же препятствия встают перед выпускниками с заветным дипломом в кармане? И как примирить свои желания с требования рынка, чтобы не остаться без работы?
Без опыта - никуда
«Требуется сотрудник не старше 35 лет. Опыт работы - не менее 25 лет». В этой шутке, популярной в социальных сетях, скрывается самый горький и обидный для выпускников вузов барьер при поиске работы - отсутствие опыта.
Алёна - юрист гражданско-правовой специализации. Этим летом она получит официальное подтверждение своего профессионального статуса. По меркам многих выпускников, девушка - редкое и удачное исключение: ещё не получила диплом, а уже работает, и мало того - работает по своей специальности:
- В прошлом году я пришла на производственную практику в юридический отдел банка. Здесь сразу же вылезли наружу все недостатки вузовского обучения - много «ненужностей» и нехватка по-настоящему необходимых знаний, - делится своим опытом Алёна. - Некоторое время работала безвозмездно, потом мне предложили заключить договор. Сейчас мой трудовой стаж составляет десять месяцев - это личный повод для гордости. Безусловно, во время учёбы были сложности с преподавателями, однако, несмотря на огромное количество пропущенных занятий, мои профессиональные навыки и опыт, полученные непосредственно на практике, помогли при сдаче экзаменов.
Но если учащиеся гуманитарных профилей могут позволить себе поставить практику впереди теории и работать в ущерб обучению и этот «ущерб», наоборот, будет их преимуществом, то совсем по-другому обстоят дела со студентами технических специальностей. Учебный материал самостоятельно не освоишь, да и к работе без серьёзной научной базы не подберёшься. Даже если и удаётся выкроить время для подработки, то явно не по специальности.
У Дарьи успешная защита квалификационной работы уже позади, самое время искать рабочее место. Но хотя Дашина профессия химика-технолога числится в списках самых востребованных и редких, с трудоустройством обнаружились проблемы. Даша рассказала мне свою историю:
- В университете кафедра выдала нам лист с перечисленными в нём вакантными местами. Заявки на соискателей подают сами работодатели. От машиностроительного предприятия, в которое мне бы хотелось устроиться, была предоставлена одна вакансия. Я решила попробовать, отправила резюме, но когда пришла туда на собеседование, ко мне спустилась женщина (внутрь меня даже не впустили) и сказала, что им нужен работник как минимум с трёхлетним стажем. Я спросила, зачем тогда они отправляли заявку в вуз? Надеялись найти сверхопытных студентов? На это женщина ответила, что ничего они не отправляли.
Вот и получается, как в известном советском мультфильме только с небольшой перефразировкой: «У меня для вас есть работа, только я её вам не дам - у вас опыта нет».
Альма-матер - не в помощь?
Почти в каждом вузе есть специальные отделы и центры содействия трудоустройству выпускников. В их задачи входит формирование базы вакантных рабочих мест на основе заявок от работодателей, а также ежегодный мониторинг количества получивших работу специалистов.
Зачастую факультеты требуют от своих выпускников представить справку о трудоустройстве. Для отчётности. Одна из студенток рассказала, что деканат отказывался допускать к итоговой сессии тех, кто не приносил требуемый документ:
- Ты должен был либо «добыть» справку, что принят на работу или будешь принят после получения диплома, либо написать заявление в магистратуру. При этом никого не интересовало, будет ли человек работать или продолжать обучение на самом деле. Декан очень просил нас понять ситуацию: положительные отчёты важны для получения аккредитации и поддержания эффективности вуза. Поэтому не стоит всегда буквально воспринимать «99-процентное трудоустройство выпускников».
В большинстве случаев молодые специалисты остаются один на один со своей рабочей неустроенностью, но винить альма-матер за недостаточную помощь глупо: советская система обязательного распределения давно ушла в небытие. Более того, последние несколько лет исследователи неустанно твердят о критической нехватке специалистов рабочих отраслей и избытке выпускников вузов с гуманитарно-экономической направленностью. Но, невзирая на предупреждения, мы продолжаем укреплять стереотип о том, что престижную и хорошо оплачиваемую работу можно получить только после вуза, и создаём из высшего образования фетиш.
Комментарий
Наталья Шлыкова, начальник отдела трудоустройства и профессионального обучения министерства труда и занятости Иркутской области:
- В долгосрочной перспективе Иркутской области прежде всего нужны квалифицированные рабочие в строительной сфере, например - каменщики, арматурщики, сварщики, монтажники, дорожные рабочие. Их доля - 41,5% от общего количества вакансий в регионе. Также востребованы работники общеотраслевых профессий: машинисты бульдозеров, автокранов; водители большегрузных автомобилей; операторы технологических установок, станков. Устойчивый спрос сохраняется на вакансии неквалифицированного труда, такие как уборщики, подсобные рабочие, грузчики. Трагичный парадокс для специалистов с высшим образованием: легче найти работу без престижного статуса, который даёт университет, чем с ним. Потребность рынка в работниках с вузовским дипломом характерна разве что для профессий социальной сферы (воспитатели, педагоги, учителя, врачи) и инженерных направлений (инженер-технолог, инженер-программист, инженер-механик).
Для содействия трудоустройству молодых специалистов с 2014-го до 2018-го года действует программа «Организация стажировок выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях приобретения ими опыта работы в Иркутской области», но полагаться на неё нужно далеко не всем. Стажировки проходят по специальностям бухгалтера, секретаря, менеджера, специалиста финансового отдела, машиниста крана, электромонтёра, а также по другим «нужным» области профессиям.
Особое мнение
Станислав Погребинский, работодатель:
- В том, что выпускникам вузов сложно устроиться на работу, по моему мнению, несколько причин, которые я бы даже назвал проблемами. Во-первых, образование в высшей школе сейчас идёт в абсолютном отрыве от практики. Отсюда вторая проблема - низкий уровень профессионализма, большинству молодых специалистов больше подходит определение «любитель-дилетант». И в первую очередь это относится к техническим специальностям, где особенно всё разрушили. В частности, в Иркутске раньше было очень много промышленных предприятий с отлаженной производственной культурой. Студенты проходили там практику и получали опыт даже в такой сфере, как взаимоотношения в трудовом коллективе. Сейчас этого в Иркутске практически нет. Ещё одна проблема - общая инфантилизация молодёжи. Грубо говоря, ей не надо бороться за кусок хлеба, в итоге мотивация у нынешнего поколения гораздо ниже, чем она была у нас. Выход я лично вижу только один - устраиваться на работу с первого курса, причём на любых условиях и именно в сектор реальной экономики, и получать реальный трудовой опыт, а не только теорию.
Кстати, когда ко мне приходят молодые люди устраиваться на работу, я никогда не смотрю, какого цвета у них диплом, а предпочитаю побеседовать и взять на работу с испытательным сроком, и через пару-тройку недель уже будет понятно, хороший он специалист или дилетант любитель.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть