Примерное время чтения: 7 минут
96

Самые читающие? Приангарье обогнало соседей по продажам печатной продукции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ в Восточной Сибири» 23/10/2019
Книжные фестивали стали неотъемлемой частью культуры нашего региона.
Книжные фестивали стали неотъемлемой частью культуры нашего региона. / Дарья Эйвазова / АиФ

В 2018 году Иркутская область стала самым читающим регионом страны и получила звание «Литературный флагман России». В конкурсе участвовали 82 региона – каждый представлял свой самый значимый литературный проект за 2017-2018 годы.

Приангарье презентовало проект «Иркутская область чтения – 80», посвящённый 80-летнему юбилею региона. В него вошло 637 книжных мероприятий, в которых поучаствовало более 1,5 млн человек. Не утихла литературная активность и в этом году: нынче в Иркутске с аншлагом прошли сразу три книжных фестиваля: «Книгамарт», «Иркнига», «День Ч», а ведь всего несколько лет назад не было вообще ни одного.

Корреспондент «АиФ в ВС» попыталась разобраться: это – дань моде или всё-таки долгожданное возвращение любви к чтению?

Библиотеки не теряют популярности

Заведующая Книжной палатой Иркутской области Мария Наумочкина уверена, что у людей растёт желание больше читать, что подтверждает посещаемость библиотек и литературных мероприятий, которые проводятся в регионе. 

Так, в крупнейшей библиотеке Иркутской области – им. И.И. Молчанова-Сибирского – ежегодный прирост читателей составляет более тысячи человек. Каждый день в «Молчановку» приходит 500-800 читателей, а в дни, когда проводятся выставки, тематические встречи, праздники, бывает до 5 тысяч посетителей.

 

Всего в Приангарье работает 754 библиотеки, пять из них – крупные, областного значения. Но доступны «избы-читальни» не всем: библиотечным обслуживанием охвачено только 76% населения региона. Да и книжные фонды в них далеки от совершенства. В большинстве муниципальных библиотек о новинках современной литературы только мечтают. Финансирование хоть и увеличили в разы за последние годы, но денег всё равно не хватает. В 2019 году на пополнение книжного фонда на все 754 библиотеки из регионального бюджета выделили всего 6,5 млн рублей. Если учесть, что хорошая книга в твёрдом переплёте стоит в пределах 500 рублей, то на эту сумму каждое учреждение может купить 15-20 изданий в год.

Поэтому за современным «чтивом» нужно всё-таки идти в магазин или Интернет. Кстати, продажи печатной продукции в Иркутской области очень высокие. В том же Красноярске, Новосибирске, Омске, Хабаровске и Владивостоке, по оценкам экспертов, цифры ниже (из расчёта на душу населения).

Что победит: бумага или цифра?

Тем не менее, по словам замруководителя регионального представительства Российского книжного союза Вадима Перевозникова, уже три года Приангарье находится в стагнации – объёмы продаж не растут и не падают (около 300 млн руб.).

Если говорить о способах покупки, то всё больше иркутян отдают предпочтение онлайн-магазинам. На этот канал приходится 30% продаж, при этом мировой тренд – 50%. По мнению эксперта, через год-два и мы приблизимся к этому показателю.

Кроме этого, объёмы продажи печатной книги в ближайшее время не будут расти и по другим объективным причинам. С одной стороны, меньше становится читающая аудитория: население региона снижается, при этом уезжает в основном творческая, читающая молодёжь. С другой стороны, рынок завоёвывают электронные и аудиокниги.

«Современное поколение Z выросло в информационной среде, где главный источник информации и коммуникации – смартфон, поэтому утверждение «Дети не читают» не совсем соответствует истине. Они читают, но только в Сети. Причём, по моим наблюдениям, не все предпочитают электронное «чтиво». Продвинутая молодёжь активно покупает бумажные книги.  Кстати, чтобы не потратить деньги зря (ведь сейчас издаётся очень много низкосортной литературы), подростки сначала знакомятся с произведением в Сети, и если оно цепляет, то идут в магазин за бумажной версией», – рассуждает Перевозников.  

Ещё одно его наблюдение: нынешние ученики средних классов читают меньше, чем ученики начальной школы. «Я связываю это с отсутствием культуры чтения в семье. Родители 10-12-летних ребят росли в 90-е годы, когда народ практически не читал, дети просто не получили положительного примера от мамы и папы. Поколение начала двухтысячных уже другое: оно дружило с книгой и научило этому своих малышей», – говорит Вадим Перевозников.

Культурный диалог

«Книжный фестиваль – это возможность встретиться тем, кто творит культуру, и тем, кто в ней нуждается», – сказал литературный критик Александр Гаврилов, гость одного из иркутских мероприятий. И таких нуждающихся, судя по тому, сколько людей собирают наши фестивали, в Приангарье много. «Люди хотят говорить о книгах, хотят обсудить прочитанное», – добавляет заведующая отделом электронных ресурсов областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского Екатерина Грук.

С ней согласна и Анна Масленникова, соорганизатор праздника чтения «День Ч», который проходит в Иркутске даже два раза в год – весной и осенью. 

«Создавая новую культурную площадку в областном центре, мы  вдохновлялись опытом европейских стран, где в каждом городе есть подобный праздник чтения, и проходит он при поддержке администрации и местных компаний.  Гостями первого «Дня Ч», который состоялся в марте прошлого года, стали сотни иркутян. Мы увидели интерес и отклик с их стороны, поэтому решили сделать праздник традиционным. Наша цель – вдохновить детей и родителей, показать, что чтение – не занудство и не насилие, а очень важная привычка для успешного будущего. Что чтению можно учиться не только традиционными методами, но и через новые формы: дискуссии, мастер-классы, лекции. Сегодня книга – это не просто несколько страниц, запакованных в обложку, это способ и повод для общения. Особенно между родителями и детьми. Часто взрослые навязывают ребёнку только классику, обрубая на корню его желание читать комиксы, фэнтези, графические романы. А вы попробуйте прочесть подростковую литературу и тогда, может, поймёте своего ребёнка лучше», – советует Анна.

В этом году «День Ч» прошёл не только в Иркутске, привыкшем к литературным ивентам, но и в Усть-Куте, где подобный праздник пока в диковинку. Ведь это абсолютно новый культурный формат для небольшого северного города. Расширить географию удалось благодаря тому, что мероприятие поддержал крупный бизнес. Генеральным спонсором праздника выступила Иркутская нефтяная компания, для которой уже стало традицией брать под своё крыло интересные культурно-просветительские проекты. К сожалению, без такой помощи энтузиастам-организаторам просто не справиться. Любой качественный проект живёт только при хорошем финансировании. Основные расходы идут на то, чтобы привезти к нам интересных российских и зарубежных спикеров.  Например, на «Дне Ч» в этом году выступали писатели, издатели и иллюстраторы из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов страны и даже из-за рубежа – Германии, Франции.

«Радует, что у крупных компаний есть понимание того, что такие мероприятия надо поддерживать. Только благодаря этой помощи в Иркутске зародилась традиция книжных фестивалей. Чем больше будет ярких культурных событий в регионе, тем успешнее сформируется культура чтения и любовь к книге, тем грамотнее и образованнее будут люди. Думаю, бизнес только выигрывает от такого сотрудничества, ведь вложения в человеческий капитал, культуру и образование в районах, где расположены производственные мощности компании, всегда окупаются сторицей. Любое предприятие заинтересовано в профессионализме местных кадров, но чтобы их получить, нужно их вырастить со школьной скамьи», – подчёркивает Анна Масленникова.

Мнение

Куратор иркутской программы Иркутского международного книжного фестиваля Александр Верхозин:

«Я уверен, что абсолютно нет никакой разницы, какую книгу читает человек, бумажную или электронную, главное, чтобы он вообще читал. Конкуренция среди видов досуга сейчас очень высокая: ребёнок может сесть за книгу, а может поиграть в компьютерную стрелялку или «залипнуть» в соцсетях, может сходить в квест-комнату, или просто погулять. Важно, чтобы в этой конкуренции книга заняла свою нишу. Электронная она будет или бумажная, не принципиально, ведь наша цель не то, чтобы подросток держал в руках печатную книгу и потреблял буквы с бумаги, наша цель, чтобы он получал осмысленную информацию. Электронные ридеры этому никак не мешают. Задача книжных фестивалей как раз популяризировать чтение и привлекать новых читателей. Это не праздник для своих, это открытая площадка, где рады каждому».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах