aif.ru counter
145

Уберечь от человека. В лесной отрасли нужен общественный контроль

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. «АиФ в Восточной Сибири» 31/08/2016
 На Приангарье приходится до 70% нелегально заготавливаемой древесины в России.
На Приангарье приходится до 70% нелегально заготавливаемой древесины в России. © / Архив / АиФ

Сгенерировать решения этих проблем попытались в Иркутске. Здесь 29 августа состоялся Всероссийский форум «Живой лес», организованный партией Единая Россия и Общероссийским народным фронтом. Главы муниципалитетов, представители лесной отрасли и общественники озвучили свои предложения по спасению ситуацию. Их отправят президенту Владимиру Путину. Для него по итогам мониторинга лесного законодательства и работы форума сформируют специальный доклад.

Прозрачность во всём

Николай Николаев, руководитель мониторинговой группы «Живой лес», директор центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза»:

- В июне этого года приняты новые положения в лесное законодательство. Министерству природных ресурсов РФ и Рослесхозу нужно ускорить подготовку нормативно-правовой базы, которая необходима регионам, чтобы исполнять эти положения. Также пока не готова сеть многофункциональных центров для работы с новой формой отчётности лесопользователей, которая включает в себя фото и видео-
отчёты по вырубке и лесовосстановлению.

На региональном уровне контроль за лесной отраслью очень слабый. Нет единых подходов по фиксации нарушений, плохо работает система взимания штрафов с нарушителей. Это означает, что реестр недобросовестных лесопользователей, который должен появиться в марте следующего года, может стать формальным.

Порядка в лесной отрасли не будет, пока не появится общественный контроль. На сегодня закрыты сведения в информационных системах Рослесхоза о лесопользователях, о сделках по лесу, о лесных пожарах и т.д. Пока они доступны только профессиональным участникам рынка.

Фиксируется масса нарушений при выделении древесины гражданам для собственных нужд. Очень часто у людей просто не принимают заявления, образуются огромные очереди. А если древесину и выделяют, то в десятках километрах от места проживания человека. Эта система должна быть максимально прозрачной, у людей должна быть возможность подавать заявления на получение древесины через многофункциональные центры. Нужна прозрачность электронной очереди. И, конечно, необходимо, чтобы людям выделяли участки рядом с их населёнными пунктами.

Семь раз проверь

Иван Валентик, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ - руководитель Рослесхоза:

- Безусловно, открытая и доступная информация - это главный антикоррупционный инструмент. И мы - активные сторонники расширения доступа людей к любой информации, в том числе о лесных ресурсах. С 1 октября этого года вступает в силу очень важный закон, который устанавливает предварительный контроль за проведением санитарных рубок. Это такое очень вредное явление, когда под видом больных насаждений вырубается здоровый лес. Есть два механизма данного контроля. Первый - каждый орган исполнительной власти региона обязан разместить на своём сайте информацию о назначенных санитарно-оздоровительных мероприятиях. То есть каждое лесопатологическое обследование будет публичным и граждане смогут высказать своё мнение относительно того, согласны они с проведением этого мероприятия или нет. Любые жалобы орган исполнительной власти обязан будет рассмотреть. Второй механизм - контроль федерального агентства лесного хозяйства. Каждый акт лесопатологического обследования поступает нам на рассмотрение, мы сверяем эти данные с данными государственного лесопатологического мониторинга, и если видим несоответствие результатов в актах, не разрешаем проведение рубок.

Лесу - справедливую цену

Наталья Дикусарова, вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области:

- Общая проблема всех регионов - низкая стартовая цена на аукционах по выделению лесных участков. Естественно, что это отрицательно сказывается на бюджете. А правила проведения торгов таковы, что нельзя не допустить к ним участников, которые не собираются заниматься переработкой древесины, у которых уставный капитал 10 тыс. рублей, и совершенно понятно, для каких целей им нужны деляны. Поэтому необходимы изменения в федеральное законодательство по правилам формирования стартовой цены и требованиям к участникам аукционов - они должны обладать производственными мощностями, их работники должны быть официально трудоустроены.

Очень важно, чтобы информация о тех лицах, которые работают в лесу, арендуют насаждения, была открытой. Мы посмотрели систему ЕГАИС, проанализировали, как открывается информация на сайтах органов государственной власти. В большинстве регионов она закрыта. Система ЕГАИС учитывает только круглую древесину, и мы не понимаем, какой объём уже готовых пиломатериалов уходит с территории РФ и находится в обороте.

Также, на взгляд некоторых участников форума, должна быть отменена субаренда лесных участков и необходимо увеличить число лесных инспекторов, наделив их такими полномочиями, чтобы они действительно были хозяевами в лесу.

Не хватает оперативности

Кузьма Аладров, вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области:

- Лесной пожар эффективнее тушить сразу после его возникновения, а не через два-три дня, когда он уже разрастётся. Однако мобильных группировок авиалесоохраны в Иркутской области не хватает, чтобы оперативно обнаруживать возгорания. Муниципалитеты должны активно участвовать в этой работе, иметь полномочия, чтобы заниматься предотвращением пожаров. Вовлекать в этот процесс нужно и людей, которые чаще всего посещают леса и не всегда оставляют после себя порядок. Речь в первую очередь - об обществах охотников и рыболовов.
К сожалению, у нас нет ни единой федеральной структуры авиалесоохраны с вертикалью, ни своей авиалесоохраны в каждом регионе, укомплектованной всеми необходимыми ресурсами. Иркутской области не хватает двух-трёх вертолётов, чтобы оперативно и самостоятельно тушить лесные пожары в труднодоступных местах, а не просить технику у других регионов и ждать, пока она прибудет.

Использовать эффективно

Сергей Брилка, председатель Законодательного собрания Иркутской области:

- Лесная отрасль - одна из основных в Иркутской области. 20 лет назад бюджет региона на 38% формировался за счёт лесопользования и работы лесохимических, гидролизных предприятий и предприятий по лесопереработке. Так всё было гармонично устроено, что в лесу после порубки невозможно было обнаружить остатки, они шли на предприятия лесохимии и на гидролизные производства. Сегодня таких предприятий осталось очень мало. Переход к рыночной экономике, изменения в Лесном кодексе отрицательно сказались на отрасли. Лесные посёлки заброшены, потому что новые условия предоставления участков лесопользователям совершенно не ориентированы на эти поселения, люди как трудовой ресурс не сбалансированы по лесозаготовкам, в большинстве случаев лесопилением и лесозаготовкой занимаются иностранцы. И не всегда это компании, зарегистрированные по российскому законодательству. Масштабные лесные пожары - показатель того, что в лесу нет хозяина. Необходимо уточнять, изменять федеральное и региональное законодательство, скоординировать действия всех ответственных органов государственной власти. От лесной отрасли должна быть достойная налоговая отдача, в лесу нужен порядок, сбалансированность рабочих ресурсов, которые живут в наших муниципалитетах. Нужно максимально эффективно использовать ресурс, который называется «лес».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах