Примерное время чтения: 9 минут
845

Уроки доброты. Почему важно научить ребёнка милосердию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. «АиФ в Восточной Сибири» 25/01/2017
Детей учат, что из школы они должны выйти не только умными, но и добрыми, и активными людьми.
Детей учат, что из школы они должны выйти не только умными, но и добрыми, и активными людьми. / Предоставлено Натальей Кузнецовой / Из личного архива

Когда в конце прошлого года «АиФ в ВС» объявил акцию «Подари тепло бабушке и дедушке», мы даже не могли подумать, сколько неравнодушных людей готовы потратить несколько зимних вечеров, чтобы связать варежки для незнакомого человека.

Самым большим сюрпризом стала посылка, которою приготовили ученики иркутской школы № 49. Для одиноких стариков заботливые дети подготовили огромный пакет тёплых носков и шарфиков, смогли изготовить даже ажурный джемпер. Подарки школьников в редакцию привезла Наталья Кузнецова - социальный педагог школы. Правда, «сухая» должность абсолютно не отражает того, чем на самом деле старается заниматься учитель. Главная её цель - научить детей быть добрыми и милосердными. Мы поговорили с Натальей Михайловной о том, можно ли «разбудить» детское сердце в эпоху кровавых компьютерных «стрелялок».

«Подрастём и поймём»

Наталья Кузнецова: Участие в вашей акции - не минутный порыв, - говорит Наталья Кузнецова. - В прошлом ноябре нашей школе исполнилось 50 лет, и два выпускных класса учредили замечательную традицию: с 13 ноября, который во всём мире считается днём доброты, по 29-е - а это так называемый «щедрый вторник» - мы решили участвовать во всевозможных добрых делах. Именно в это время по счастливой случайности нам встретилась акция «Подари тепло бабушке и дедушке», а ещё мероприятие под названием «Они очень ждут нашей помощи» - ученики взяли под свою опеку приют для бездомных собак в Пивоварихе. Впрочем, мы начали «официально» помогать тем, кто нуждается, ещё в 2009 году, когда в школе родилась общественная организация «Добрые сердца».

Кстати, и нашему тёзке - фонду АиФ «Доброе сердце» мы тоже пытались помочь - многие ученики отправляли эсэмэски, чтобы девочка Алиса, грустную историю которой мы прочитали в одном из ноябрьских номеров, наконец-то смогла улыбнуться. Я тогда говорила ребятишкам: «Вот мы смеёмся, радуемся, а ребёнок практически не видит, всё время плачет и просит: «Боженька, спаси!» Так мы вместе с учениками плакали и пытались помочь, как можем. Даже родители прониклись.

Ученики иркутской школы №49 часто участвуют в благотворительных акциях.
Ученики иркутской школы №49 часто участвуют в благотворительных акциях. Фото: Из личного архива/ Предоставлено Натальей Кузнецовой

Корреспондент «АиФ-Иркутск»: Неужели во всех школах сейчас так? Как правило, если учебные заведения и попадают в новости, то «благодаря» дракам и конфликтам. Или вам достались какие-то особенные ученики?

- Нам иногда говорят: «Хорошо вам - у вас такие дети!» Да у нас обыкновенные дети. Безусловно, жестокость в среде подростков есть, и она не всегда обходит стороной и нашу школу, иногда конфликты случаются, как и везде. Бывает, смотришь на ребят на выпускном или когда «первачи» приходят: дети хорошие, они просто попадают не в ту среду, а её ведь создаём мы, взрослые. Сегодня можно встретить красивую, просто шикарную маму, которая «успокаивает» своего ребёнка фразой «Закрой рот - кишки простудишь» и кричит чуть ли не нецензурной бранью. Разве это то отношение, которое нужно детям?

Бывает, родители говорят, что и мы в своей школе мало занимаемся воспитанием. А мы ведь стараемся, даже проводим уроки доброты - специальные классные часы по всем параллелям. Новый министр образования России Ольга Васильева так и сказала: «Учите детей добру, учите! И чаще смотрите им в глаза». Это сегодня так важно - просто разговаривать с ребёнком по-человечески.

Недавно я пошла к педагогу в конце урока музыки, а шестой класс «Аве Марию» слушает. Я стою в коридоре, дверь приоткрыла, слушаю, а по щекам - слёзы. Один ученик потом ко мне подходит и спрашивает «Наталья Михайловна, а почему вы плакали?» А я ему говорю: «Вот вы болтаете на уроке и не слышите, а музыка такая красивая, до слёз». Он меня обнял и отвечает: «Вы не плачьте, мы тоже подрастём и поймём, мы же только в шестом классе». Один хулиганит, второй - обнимает. Ради этих моментов и живёшь.

Услуга или миссия?

- А должна ли школа вообще заниматься воспитанием? Правда ли, что и дети, и родители сейчас воспринимают образование как услугу: «Научите Пушкину и дважды два - четыре, а с душой мы дома разберёмся»?

- Слово «услуга» звучит даже в законе об образовании, и это очень неприятно. Мы из другого поколения. Когда я училась, из нашей параллели человек 12 в педагоги пошли, из каждого класса по 3-4 выпускника. Нам хотелось подражать учителям. И это наша беда, что мы превратили школу в услугу. Осталось только «натаскивание» на ЕГЭ - учим зомбированно отвечать на эти тесты. От услуги нужно уходить. И я надеюсь, у нас получится. Это доказывает и то, что сказал в своём прошлогоднем послании Владимир Путин. Он процитировал слова Дмитрия Лихачёва о том, что школа вновь должна стать воспитывающей, и добавил, что очень многое зависит от учителей.

- Но как же слова нашего премьер-министра, который сказал работникам образования: «Хотите деньги зарабатывать - идите в бизнес, а педагогика - это миссия». Разве у учителей сегодня есть возможность воспитывать чужих детей, когда на своих-то времени не остаётся?

- Уходя в 2011 году с директорского кресла, я получала 22 тыс. руб. в месяц и понимала, что раз я учитель - огромной зарплаты у меня не будет никогда. Наше поколение скоро уйдёт из школы, а молодых очень мало, потому что начинающий педагог получает 10 тыс. руб. и не может взять большую нагрузку, чтобы получать больше, потому что у него опыта нет. А разве на эти деньги семью прокормишь? Есть выпускники, которым мы говорим, что из них получится отличный педагог. А они отвечают: «Вы нас за кого держите? За такую зарплату?» Из учительской среды уходит интеллигент-
ность - это плохо. Чтобы она вернулась, в школу должны прийти неслучайные люди, а для этого нужна зарплата достойная.

Иногда педагог накричит на класс, а потом оправдывается: «У меня синдром выгорания» И он действительно «перегорает», потому что учителей не хватает и нагрузка на каждого - беспредельная. Раньше я вела 22 часа в неделю, и мне казалось, что это очень много, а сегодня они по 36 часов ведут. А после им ещё тетради нужно проверить и подготовиться к новым урокам. Это тяжело.

Как-то пришёл в школу папа одного из учеников и очень негативно стал отзываться об учителе. Я спорить не стала, просто попросила: «Посидите на уроке, пожалуйста». Он через урок снова подошёл ко мне и говорит: «Я лучше на заводе две смены отработаю».

«Да нам бы кто помог!»

- Многие родители сейчас озабочены лишь тем, как накормить и одеть своё чадо, людям не до воспитания. Можно ли научить добру детей, особенно тех, чьи мамы и папы говорят: «Да нам бы самим кто помог!»?

- Мне, как оптимисту, кажется, что можно достучаться до каждого, пусть и не сразу. Иногда мы видим чей-то крик о помощи, а ребятишки сетуют: «Да у самих денег немного в семье». А я им объясняю: «А много ли надо? Вот вам родители дали 25-30 рублей на мороженое. А если ими поделиться? Если все столько пожертвуют - представляете, какая будет сумма?»

Досье:
Наталья Кузнецова родилась в Иркутске в 1952 году. Имеет два высших образования: учитель биологии и химии и социальный педагог. Почётный работник общего образования. Награждена медалью «Общественное поощрение Иркутской области». Под её руководством школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование».
Когда я предложила связать шарфики и носочки - конечно, не все сразу сказали: «Да, я буду», но у кого-то что-то промелькнуло в голове. Дети стали подходить ко мне и говорить: «Мы посоветовались дома с родителями и решили поучаствовать». Когда отвозили помощь для собак в приют, один выпускник взял с собой свою тётю и её троих маленьких детей. Все четверо подходили к каждой собаке и общались, играли с каждым псом. Это такая любовь, и она точно идёт из семьи.

Но ведь есть родители, далёкие от воспитания. Если в семье по какой-то причине плохо, рядом с ребёнком обязательно должен оказаться учитель, который сможет посмотреть в глаза и разбудить в юном человеке доброту, чтобы его сердечко не закаменело. На концерте к юбилею нашей школы в прошлом году ко мне подошла девушка-красавица и спрашивает: «Наталья Михайловна, узнаёте?» Как же не узнать - Люда, школу давно закончила, сейчас в Москве живёт, а раньше хулиганка была ещё та! Помню, говорила ей после её проделок: «Поговори со мной 5 минут, давай попробуем в тебя  зерно добра посеять» А она возмущалась: «Не прорастёт!» И тут, спустя много лет, подходит и заявляет: «А зелёненький росточек-то пробился. Спасибо вам!»

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах