В поисках сибирских сокровищ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. «АиФ в Восточной Сибири» 05/11/2015
За 55 лет работы  Дзидра Калинина познала все прелести труда геолога.
За 55 лет работы Дзидра Калинина познала все прелести труда геолога. Из личного архива

Накануне Дня народного единства губернатор Иркутской области Сергей Левченко по поручению президента России Владимира Путина вручил высокие государственные награды восьми нашим выдающимся землякам.

- Эти люди известны не только у нас в Приангарье, но и по всей стране. Вы наша гордость и пример для молодёжи. Мы гордимся вами, вашими успехами и достижениями. Благодарю вас за высокое качество работы, преданность своему делу, любовь к родной земле, ответственность, целеустремлённость и профессионализм, - обратился глава региона к своим землякам, чью работу так высоко оценил президент.

Одну из самых серьёзных наград - Почётную грамоту президента РФ за многолетнюю добросовестную работу получила Дзидра Ивановна Калинина, главный геолог «Сибирской геологической компании», которая отдала профессии уже большее 55 лет.

Дзидра Калинина с губернатором Приангарья Сергеем Левченко. Фото: Из личного архива

«Работаешь, будто книгу читаешь»

Досье:
Дзира Калинина родилась 25 марта 1938 года в Псковской области. В 1960 году окончила геологический факультет Иркутского горно-металлургического института. В её багаже есть такие профессиональные награды, как медаль за трудовую доблесть, медаль «Ветеран труда», знак «Ударник XII пятилетки», почётные грамоты губернатора Иркутской области и президента РФ.
- Я училась в школе посёлка Назарово в Красноярском крае, - рассказывает Дзидра Ивановна. - А в конце 40-х годов в посёлке нашли большое месторождение угля - к нам приехали геологи. Я, как и все дети, была очень любопытной, всё мне было интересно, и работа геологов - тоже. В итоге познакомилась с этими  людьми, посмотрела, как они трудятся, и мне это так понравилось, что твёрдо решила - пойду учиться на геолога.

Так и вышло. Знакомство с бравыми работягами определило судьбу девушки, и в 17 лет, сразу после школы, она отправилась в Иркутск поступать в местный горно-металлургический институт. Хотя, признаётся, родители не одобрили такое решение.

- Я была совсем маленькой девчонкой. Казалось бы, ну какая геология? Моя мама работала лаборантом на Назаровском молочном заводе и хотела, чтобы я пошла по её стопам. Но меня это не устраивало. Я не представляла, как можно каждый день делать одно и то же. Геология - это совершенно другое: каждый день происходит что-то новое. Работаешь, будто книгу читаешь. Идёшь по маршруту и исследуешь, что же на этих землях было раньше: какие процессы происходили, какие полезные ископаемые могли образоваться. Даже один маршрут рассказывает тебе то, что ты бы никогда не узнал и не почувствовал, не окажись на этом месте.

После института Дзидру Ивановну направили в Ольхонскую экспедицию - исследовать таинственное Прибайкалье, которое скрывает за вершинами своих хребтов подчас неожиданные сокровища. Во время одной из экспедиций  начинающий геолог и наткнулась на такой байкальский «сюрприз».

- Мы шли высоко в горах в районе Южного кедрового мыса: я с рюкзаком и молотком и за мной маршрутный рабочий - тоже девчонка - с радиометром. И вдруг прибор начинает зашкаливать! Идём дальше, а я смотрю: породы чёрные, с таким ярким блеском - явно урановый минерал. А у радиометра уже все шкалы закончились. Я кричу: «Мая, убегай отсюда!», а сама побежала в гору, чтобы определить ширину выхода этих радиоактивных пород, но уже без прибора, а просто - на глаз. Причём ещё и образцы взяла! Тащила их к берегу Байкала у себя за спиной, а потом долго боялась, чем это для меня закончится. Всё обошлось, но это было довольно опасное приключение.

Кстати, проявление урана, которое нашла Дзидра Ивановна, так и не стало промышленным месторождением, из-за того что располагается на восточном склоне хребта со стороны Байкала.

- Хоть оно и высоко в горах, но брать его ни в коем случае нельзя, - объясняет Дзидра Ивановна. - И никто никогда не будет этого делать, потому что можно «заразить» Байкал целиком и полностью.

Главное -любовь к делу

Многие думают, что работа геолога - не для женщины. Тяжёлые рюкзаки с образцами пород, длинные маршруты по крутому рельефу, ночи в холодной тайге, опасные встречи с дикими таёжными жителями… Дзидра Ивановна прошла через все эти «прелести» своей профессии и говорит, что неважно, какие у человека физические данные. В труде геолога главное - совсем не сила.

- Любовь к профессии, - подчёркивает моя собеседница. - Если она есть, то специалист добьётся успеха в своём деле, независимо от того, какие у него физические качества. Хотя женщинам-геологам не положено поднимать груз тяжелее 25 килограммов, но мне иногда приходилось надевать рюкзак лёжа, потому что поднять его по-другому было невозможно.

Раньше таскать тяжёлые образцы минералов и элементов в высокогорьях специалистам часто помогали лошади. Дзидра Ивановна говорит, что однажды рабочая лошадка даже спасла ей жизнь.

- Мы собирали пробы и оставляли их на берегу Байкала в районе мыса Заворотного, чтобы позже забрать их на лодках. Но от поездки по воде пришлось отказаться из-за шторма. Тогда решили забрать образцы на лошадях. Я поехала на одной из них. Помню - шторм, луна светит, ветрюга дует, а я только и думаю: скорее бы добраться до места. И вдруг моя лошадь встала, как вкопанная. Хлещу её, а она никак не идёт. Обозлилась, соскочила и пошла разбираться. Думаю: может, зверь какой на дорогу вышел. А оказалось - нет, впереди ветром повалило дерево, как раз на уровне моей головы. Если бы мы поскакали дальше, мне было бы не выжить. Обвела лошадь вокруг этой лесины, достала из рюкзака сухари и, невзирая на ночь и холод, стала её угощать. Вот такое умное животное!

Байкальские кладовые

Как говорит Дзидра Ивановна, в Иркутской области есть все возможные минералы и породы. Наш регион - настоящая кладовая с нескончаемыми запасами работы для геолога. За 55 лет она сама обошла пешком с тяжёлым рюкзаком всё Прибайкалье - от Сармы до Котельниковского мыса, поработала на севере - в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах, искала свинец, цинк, алюминий, вольфрам, нефрит, железные руды и даже древнерассыпное золото на Байкало-Патомском нагорье.

- Когда мы занимались геологической съёмкой на Ольхоне, нашли корунд - минерал, который по твёрдости уступает только алмазу, - рассказывает Дзидра Ивановна. - Но поскольку остров признали заповедником, то дальнейшими поисками вряд ли кто-то будет заниматься. Сейчас нам даже стыдно, что в 70-х мы проходили канавы на Ольхоне на взрыв. Но тогда это ещё было разрешено. Интересно, что там же, на острове - в районе Узура, нам встретились стоянки древнего человека, где мы обнаружили нефритовые наконечники. Это не наша основная стезя, но всё же тоже очень интересно. Геолог должен быть исследователем.

Уже почти 25 лет Дзидра Калинина трудится главным геологом в «Сибирской геологической компании». Только за последние несколько лет её сотрудники открыли два золоторудных месторождения в Бодайбинском районе и одно месторождение гипса в Нукутском, а ещё нашли офиокальцит (красивый поделочный камень), рассыпной нефрит и тальк. А также обнаружили золото, железо и вольфрам на участках севера области, которые собираются исследовать дальше в ближайшие годы. В 2015 году компания выполняет поиск рудного золота и железа ещё на шести площадях региона и за его пределами.