Вампилов – потомок лам и священников
Откуда родом известный драматург

Александр Вампилов – драматург, подаривший золотому фонду литературы такие пьесы как «Старший сын» и «Утиная охота».


К несчастью, он умер, не дожив и до 35 лет. Биография Вампилова не слишком богата на события, что, конечно же, не удивительно. Однако он сумел заслужить любовь читателей и почётное звание Чехова XX века.


В прошлом году исполнилось 85 лет со дня рождения драматурга и 50 лет

со дня его смерти. В честь этих событий, мы собрали несколько историй о жизни и творчестве самого писателя, а также о жизни его поклонников – Александр Валентинович даже спустя столько лет оказывает колоссальное влияние на людей.

Большой писатель Вампилов – потомок людей высокообразованных. Его предками, так уж случилось, стали и православные русские священники, и бурятские ламы.

Спектаклями по пьесам Александра Вампилова начали год десятки театров по всей стране, и залы полны. Как так случилось, что драматург, погибший 50 лет назад накануне своего 35-летия и успевший создать всего четыре крупных пьесы, сегодня не просто востребован, но и современен?

Большой писатель Вампилов – потомок людей высокообразованных. Его предками, так уж случилось, стали и православные русские священники, и бурятские ламы. Его отец знал несколько европейских языков, ставил спектакли в родной деревне и когда-то учил немецкому детей иркутского губернатора. Александр Вампилов вобрал в себя лучшее от двух цивилизаций – европейской и азиатской и наверняка это чувствовал. Изучая биографии предков, сказать, что Александр Вампилов – уникальный самородок, сельский парень «от сохи», не получается никак…. Подробности в материале irk.aif.ru.

От Бога не отказался

Мать писателя – Анастасия Прокопьевна – родилась в семье потомственного православного священника. Её отец преподавал Закон божий в женской гимназии в Иркутске, сотрудничал в епархиальных ведомостях – писал в газету статьи и был почётным гражданином. Девочка тоже училась в гимназии, как и все её братья и сестры. Поступив уже в советские годы в пединститут, скрыть этого факта ей не удалось – отчислили. Позже она получила диплом, сдав экзамены за курс заочно. Уехала учить детей в глубинку. Так и оказалась в Алари, где познакомилась с будущим мужем на одной из учительских конференций.

А её отец, священнослужитель Копылов, когда в двадцатых громили в Иркутске церкви, от бога не отказался. Наоборот – был протоиереем кафедрального собора. И только в 1929-м подал прошение об отставке. И всё-таки за свои убеждения поплатился – за ним пришли в 1938-м, когда он уже работал простым сторожем. Обвинили в монархическом заговоре.
Деда Вампилова Прокопия расстреляют практически одновременно с его отцом. Его супруга, Александра Африкановна, после этой трагедии покинула Иркутск и отправилась в Кутулик к дочери. Здесь она занялась воспитанием Александра, его братьев и сестры. Благо, в своё время она получила хорошее для женщины того времени воспитание, окончила Иркутское епархиальное училище с дипломом домашней учительницы, много читала, интересовалась литературой, искусством.

Родители бабушки драматурга могли и умели заботиться о будущем своих детей. В их доме большое внимание уделялось образованию. Её брат, дед Александра Вампилова по материнской линии, Иннокентий Медведев, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.

Осуждён за панмонголизм

Отца своего Александр не помнил совсем – его, как и многих бурятских интеллигентов в те годы, расстреляли за панмонголизм, популярную в 30-х идею объединения монгольских народов. Зато в каникулы он ездил в гости к Владимиру Никитичу, его брату.

Там Александр Вампилов более обстоятельно, чем дома, в Кутулике, пополнил свои знания по русской и зарубежной литературе (дядя имел богатейшую библиотеку), по публицистике (у него была подписка на многие газеты и журналы). Чтение произведений Островского, Гоголя, Сухово-Кобылина, О’Генри, О’Нила, Теннесси и других писателей утвердило Александра Вампилова в правильном решении вопроса о главном направлении в его творчестве.
Дядя рассказывал племяннику и о его отце. Валентин Вампилов окончил иркутскую учительскую семинарию, поступил в только что созданный университет, намереваясь стать юристом. И, наверное, стал бы им, если бы не революция, поменявшая жизненные приоритеты.
«Отец драматурга был полиглотом. Кроме бурятского и русского, он знал латинский, греческий, французский и немецкий языки. Был репетитором по немецкому языку у сына иркутского губернатора», – это опять из данных биографов.

Удивительного тут на самом деле мало. В гимназиях языки изучались, а немецкий он освоил самостоятельно. В вузе, правда, он проучился всего три курса. Потом всё бросил, уехал в родную Аларь, стал учителем русского и литературы в школе и женился на красавице-бурятке. В этом браке родилось четверо детей, но потом Вампилов-старший встретил русскую учительницу, Анастасию Прокопьевну. Два образованных, талантливых человека нашли друг друга, и первая супруга не стала мешать их счастью. В этом браке и родился будущий драматург.

Отец словно знал, что ему осталось мало, жил ярко – ставил спектакли по «Борису Годунову» в поселковом Доме культуры, взахлёб читал Пушкина и наконец напророчил, назвав сына Сашей в честь поэта. О чём и писал жене, надеясь, что сын будет писателем. Сбылось. Хотя сам Валентин Вампилов, погибший в 1937-м, этого, конечно, не увидел…

Восстановили родословное древо

О предках драматурга со стороны отца в своё время говорили мало, и понятно, почему. Чтобы быть успешным в советские годы, не стоило иметь в генеалогическом древе богатого человека. Поэтому в воспоминаниях родственника Вампиловых, написанных в советское время, читаем о том, как в «бедную бурятскую семью» приезжает из Иркутска сын. Правда, немного задумываешься о реальности, когда выясняется, что юноша этот, отец драматурга, учится в городской гимназии.

Учёные из Бурятского университета уже в наше время восстановили родословное древо Вампиловых. В бурятских родах хранят память, поэтому дошли до прародителя. Так и выяснилось, что это был род просвещённых лам.
– О Вампиле известно немногое: крестьянин, который был посвящён в духовное звание и стал казначеем, а впоследствии – настоятелем Аларского дацана, ширетэ-ламой, – рассказывает кандидат филологических наук, преподаватель БГУ Ольга Юрченко. – Само слово «ширетэ-лама» (высокообразованный) свидетельствует о том, что прапрадед Александра Вампилова был человеком неординарным для своего времени.

Один из его сыновей, Вандан, прадед Александра, тоже стал ламой. Но в 1847 году ушёл из монашества, позже и вовсе крестился и женился. В обычной жизни он, говоря сегодняшним языком, быстро сделал карьеру и состояние. Стал главой Аларской думы, отвечал за просвещение и медицину. Занимался селекцией растений – и небезуспешно, вывел новый сорт пшеницы. Знал восток, владел, кроме родного бурятского и русского, ещё и монгольским, непальским, хинди.

Но составители генеалогического древа Вампиловых считают, что характер, нрав и способности передались драматургу через поколение – от деда, Никиты Владимировича.

«Никита отличался среди сверстников своим остроумием, юмором, стремлением к справедливости. Он был недурён собой: высокого роста, стройный, большеглазый, с шевелюрой чёрных непокорных кудрей. Именно его характер и кудрявые волосы передались по наследству Александру Вампилову», – отмечают они.
Увы, но и судьбы их похожи. Жизнь деда Никиты (Будилаха) была короткой – как и его талантливый внук, он прожил 35 лет и погиб трагически – умер от удара копытом лошади в грудь. Однако успел продолжить фамильное дело, был ламой Аларского дацана. А в семье его родилось четверо детей, один из которых, Валентин, или Бадма, стал отцом драматурга.
~
«Я – русский писатель!»
Что общего у Вампилова и Пушкина
Драматург с мировым именем из Кутулика – небольшого села в Иркутской области –
был обречён на славу
и признание. Но всё
это пришло посмертно. Поскольку, как и положено гениям, современники
его не оценили.
Произведения не признанного в своё время автора вышли на двадцати языках.

Драматург с мировым именем из Кутулика – небольшого села в Иркутской области – был обречён на славу и признание. Но всё это пришло посмертно. Поскольку, как и положено гениям, современники его не оценили.

Пушкинская точность

Имя Александру Вампилову выбрал его отец Валентин Никитич ещё до рождения сына. Валентин Никитич сам ставил пьесы, наизусть знал Пушкина и верил, что кто-нибудь из детей станет писателем. Поэтому назвал младшего сына Сашей в честь Александра Сергеевича Пушкина.

Назначенное отцом Вампилов исполнил – подарив золотому фонду литературы пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», заслужив любовь читателей и почётное звание Чехова XX века.

– Пьесы Вампилова открывают человеческое, задвинутое подальше, в пыльный угол нашей души, возвращают понимание, сочувствие, благодарность, честность, порядочность, душевную чистоту. То, что в русской литературе стоит вне времени и ценится выше всего, – говорит о драматурге кандидат филологических наук, кандидат культурологии, член Союза писателей России, лауреат Литературной премии им. Ф. Абрамова «Чистая книга» Валентина Иванова. – Вампилов по-пушкински точен в слове. Он испытывал его на слух, на вкус, прежде чем ставил в текст. Это строительство с расчётом на прочность. Отсюда весомость и незаменимость его слова. У Вампилова по-гоголевски неожиданны ситуации и повороты сюжетов. Вслед Достоевскому он касается парадоксов человеческой души. По-чеховски встают на сцене дальние, видимые только внутренним зрением планы. А в центре всегда – любовь к своему герою и, каким бы он ни был, стремление понять его. Все открытия русской литературы – в полёте драматургической мысли Вампилова, в музыке его слов, чувств, сюжета.
Канатоходец

Однако, несмотря на столь глубокие тексты, пьесы драматурга не имели успеха при его жизни. Может быть потому, что они рассказывали об обычном человеке и его житейских метаниях, поисках смысла, здесь не было ничего героического. Рассказывают, что для продвижения на сцену столичных театров Александру Вампилову предлагали представлять их как творчество национального автора, как перевод с бурятского. На что Вампилов твёрдо отказывался: «Я – русский писатель!». Он не раз говорил друзьям, что ему не нравится перекраивать свои пьесы и делать их привлекательными в угоду кому-то.

Второй раз эту фразу, по воспоминаниям друзей, он произнёс в другой обстановке, в компании знаменитостей, – Беллы Ахмадуллиной, Андрона Кончаловского, западников-самиздатовцев. Они пытались корить «молодое дарование» за почвенность, а он, невзирая на культовые имена собеседников, раскритиковал их преклонение перед Западом и незнание настоящей родной страны. В итоге им тоже ответил: «Я – русский писатель!».

Говорят, что друзья звали его не иначе как «канатоходец». Он всегда балансировал между обыденным и рискованным, метался в поисках своего пути, подкупал своей искренностью и честностью.

– Александр Вампилов – подлинно русский писатель по своему родству с традицией отечественной культуры, – убеждена Валентина Иванова. – Нравственные проблемы, которые драматург поставил в пьесах «Провинциальные анекдоты», «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», в своё время бурно обсуждались. Резко был встречен образ Зилова с его набором отрицательных качеств. «Разве это тип советского человека?» – спрашивала критика. Но время шло, менялась его социальная окраска – и люди не те, и ситуации, и жизнь другая. И Вампилов открылся с новой стороны.

Острота актуального отпала, драматург впустил нас внутрь русской души.

Именно аполитичность Вампилова и его героев, приверженность простым, понятным, знакомым всякому человеку характерам помогли ему завоевать место в наших сердцах и в мировой литературе. Иванова уверена, что любая классика находится вне политики:
– Втягивать Вампилова в нашу современность неправомерно. Это классик литературы. Он и силён тем, что нравственные проблемы, которые он поднимает, существуют вне времени, вне социальных неурядиц, понятны и близки людям вне зависимости от эпохи, социального или политического их статуса.
Без двух дней 35

Впервые комедию «Прощание в июне» поставил режиссёр Вадим Допкюнас в клайпедском драмтеатре в 1966 году. После фееричного успеха постановки пьесу стали включать в репертуар другие театры. Но на столичных сценах пьесы Вампилова появились только после гибели автора.
В 2006 году его «Старший сын» был экранизирован в Голливуде, в 2015-м режиссёр Александр Прошкин снял картину «Райские кущи», в основу которой легла «Утиная охота». Книги непризнанного в своё время автора вышли на двадцати девяти языках, в том числе на немецком, английском, французском.

Ни друзья, ни коллеги по ремеслу не разглядели в нём того, что очевидно нам. Вампилов, как и Пушкин, опередил время. Как и его великий тёзка, которому было отмерено 37 лет, Вампилов прожил недолго, без двух дней 35. И остался в памяти, так же, как и поэт. Книги

Пушкина переиздают, стихи читает наизусть молодёжь.
На спектаклях, поставленных по пьесам драматурга, – удивительно молодые, вдохновлённые и одухотворённые лица.
~
Солнце в аистовом гнезде
Театр как предчувствие в творчестве Вампилова
Герой рассказа, мальчишка Витька, нежными майскими вечерами сидит на крыльце сельского клуба, любуется закатом и ждёт-томится, когда же солнце сядет в гнездо аиста, но всё никак не дождётся. И вот в один из таких волшебных вечеров в село закатился красный автобус. Это приехал театр.
В село приехал театр, собрал в бревенчатой избе всех деревенских, даже из соседних сёл народ пришёл посмотреть представление. Это история из рассказа Александра Вампилова «Солнце в аистовом гнезде». Опубликовал он его в 1963 году, а спустя почти 60 лет история повторилась. В августе 2022 года на малую родину драматурга, в посёлок Кутулик, приехали сразу… 10 театров и три дня давали спектакли.

Когда свершается чудо

Мама писателя, Анастасия Прокопьевна, говорила, что рассказ «Солнце в аистовом гнезде» – «воспоминание Саши о детстве». Когда-то ребёнком он увидел на сцене в бревенчатой избе нечто потрясающее. По афише – спектакль, по содержанию – чудо, которое изменило его жизнь. Подарило любовь к театру. Озарило творческим откровением.

Герой рассказа, мальчишка Витька, нежными майскими вечерами сидит на крыльце сельского клуба, любуется закатом и ждёт-томится, когда же солнце сядет в гнездо аиста, но всё никак не дождётся. И вот в один из таких волшебных вечеров в село закатился красный автобус. Это приехал театр.

Время для представления позднее, поэтому малышню взрослые отправляют по домам спать. Но кто же будет спать, когда свершается чудо?! Полная изба зрителей, и Витькин глаз из дырки в занавеске. А потом мальчишка отважился и сел на полу у самой сцены. Разве можно любовь прогнать? Сел, и «Витькино сердце запрыгало от предчувствия чуда. Солнце село в аистово гнездо». Театр осветил сердце будущего драматурга, ведь Витька – это Вампилов.
Благодарили овациями

19 августа 2022 года в Кутулике праздновали 85-летие выдающегося земляка. Здесь прошли его детство и юность. К знаменательной дате организовали фестиваль любительских театров «Солнце в аистовом гнезде». В Кутулик приехали 10 творческих коллективов из Иркутска, Ангарска, Усть-Кута, были и зарубежные гости – свою постановку привёз театр из Казахстана.

На аларской земле играли спектакли, поставленные по мотивам произведений Александра Вампилова. Открылся фестиваль представлением местного любительского театра «Провинциалы», которым руководит режиссёр Фёдор Ясников. Земляки драматурга сыграли так, что их отблагодарили овациями со слезами на глазах. Если бы Витька видел, его сердце снова бы прыгало от предчувствия чуда.

Спектакли шли с утра до вечера три дня, и всякий раз переполненный зал рукоплескал. Все 150 актёров, столько выходило на сцены Кутулика, играли проникновенно. Как и тогда, в детстве Вампилова, среди сельских ценителей театра много ребятни. И каждый знает, кто такой Александр Валентинович: «Родился в Черемхово, вырос в Кутулике». Земляки друг друга помнят.
Выйти на новый уровень

Дополняли программу фестиваля на аларской земле – песни у костра, круглые столы, литературные вечера, мастер-классы по актёрскому мастерству. Состоялось открытие выставки художника Мориса Москвитина, который подарил мемориальному музею Вампилова в Кутулике триптих с портретом Александра Валентиновича.

– В настоящую встречу друзей превратился круглый стол «Драматург на все времена», – считает зав. мемориальным музеем Вампилова в Кутулике Тамара Попова. – Писатели, поэты, критики, журналисты, филологи анализировали творчество Вампилова. Режиссёр молодёжного художественного театра города Улан-Удэ Артём Баскаков выполнил режиссёрский анализ произведений драматурга.
В администрации Аларского района задумали сделать фестиваль «Солнце в аистовом гнезде» ежегодным. Не обязательно для этого театральным коллективам каждый год приезжать в Кутулик. Они могут выступать и в Иркутске. Например, на сцене областного академического драмтеатра имени Охлопкова, который, собственно, принимал самое активное участие в организации первого фестиваля в Кутулике.

Театральный форум остался позади, но культурная жизнь в Аларском районе продолжает развиваться. В планах 2023 года – кардинальное обновление межпоселенческой центральной библиотеки имени Вампилова. Её здание было построено к 50-летию драматурга в 1987 году и сегодня нуждается в капитальном ремонте. Когда он будет выполнен, библиотека получит статус модельной, что позволит вывести творческую и культурную жизнь в Кутулике на ещё более высокий уровень.
~
Любимая игра драматурга
Вампилов страстно отдавался пьесам и футболу
Странное смешение творческих встреч и спортивных баталий, подумает кто-то.
Однако применительно
к Вампилову это вовсе
не нонсенс,
а закономерность, поскольку кроме писательства у Вампилова с детства
была ещё одна страсть – футбол.
На поле собирались одноклассники и собратья по перу.

Вампиловские дни, которые традиционно проходят на родине драматурга Александра Вампилова в посёлке Кутулик Аларского района Приангарья, обычно заканчиваются футбольным матчем. Странное смешение творческих встреч и спортивных баталий, подумает кто-то. Однако применительно к Вампилову это вовсе не нонсенс, а закономерность, поскольку кроме писательства у Вампилова с детства была ещё одна страсть – футбол.
.
Одни ворота на всех

В школьные годы Александр Вампилов был капитаном кутуликской команды. В своём очерке «Прогулки по Кутулику», написанном в 1968 году, драматург писал:
«Стадион, теперь огороженный, с приличным полем, со скамейками для зрителей, в былые времена был горбатым пустырём с одними лишь футбольными воротами. И на этом пустыре, помню, несколько лет подряд сражались одни и те же, единственные в районе команды Кутулика и шахтёрского посёлка Забитуй.

Спортивной организации в Кутулике тогда ещё не существовало, почти все игроки учились в средней школе; то же и забитуйцы, которые, бывало, добирались до места встречи где на попутных машинах, где пешком, а то и на товарных поездах. Поезда в те времена таскали паровозы, и на подъёме, где они замедляли ход, футбольная команда десантом высаживалась в Кутулике. Играли, бывало, часами, до изнеможения, до темноты».

Вампилов в детстве с увлечением гонял кожаный мяч со сверстниками из своего посёлка. Для будущего драматурга баталии на футбольном поле у школы представлялись первой серьезной высотой и, не исключено, помогали в сложные периоды становления.

Играли азартно, яростно, лихо, полностью отдаваясь команде. Впрочем, слово самому Вампилову. Его впечатлениям, представленным в очерке.

«…Я вошёл на стадион и удивился. Никогда я не видел здесь столько болельщиков и никак не думал, что в Кутулике столько почитателей футбола. Они заняли небольшую трибунку, все скамейки, сидели на траве, на заборе, тучами стояли за воротами. Их было много, но ещё больше меня поразило количество футболистов. По всем углам стадиона, вдоль заборов они стояли тут табор к табору, отделяясь друг от друга лишь цветом маек: сиреневые, белые, красные, жёлтые и т.д. Мне кажется, их было больше, чем болельщиков».
Эта страсть не прошла с годами, и даже став известным писателем, он с товарищами по перу выходил на футбольное поле.

«Любопытно, что люди искусства и спорта очень близки по духу, они часто соприкасаются в повседневном бытии, – пишет в своих воспоминаниях журналист Павел Кушкин. – К примеру, поэт Евгений Евтушенко, проживая в Москве, гонял мяч во дворе с будущим капитаном столичного «Спартака» и сборной СССР, олимпийским чемпионом Игорем Нетто. В 70-е годы команда нашей иркутской журналистской братии часто играла с коммерсантами, комсомольскими лидерами и даже с актёрами Ленсовета во главе с Боярским. А репортаж с трибуны вёл легендарный комментатор Лев Перминов».
Ещё одно свидетельство небывалой популярности футбола на родине драматурга он получил в самом неожиданном, казалось бы, месте – библиотеке...
«В Кутулике теперь тоже смотрят телевизор...(…) Телевизоров здесь пока ещё немного, но вот узнал я, что в районной библиотеке, например, установлен телевизор. Для общего пользования. Работники библиотеки не без удовольствия рассказывают, что в дни, когда передаётся футбольный матч, у них бывает много посетителей».

На поле всем посёлком

Сейчас же и телевизоров, и футболистов на Аларской земле стало гораздо больше, чем в конце 60-х. Как рассказал преподаватель по футболу ДЮСШ Аларского района в посёлке Кутулик Семён Гончаров, сейчас только в футбольных секциях занимаются около 60 детей в возрасте от 6 до 18 лет.

– В этом году будет первый мой полноценный выпуск, – признаётся Семён Андреевич. – Наша команда выступала в областных соревнованиях и некогда становилась бронзовым призёром регионального турнира «Кожаный мяч». Мы принимали участие в соревнованиях в других регионах, ездили в Сочи, Омск. В Приангарье регулярно приезжаем на соревнования в Саянск – это один из футбольных центров Иркутской области. Наши ребята входили в состав команды «Байкал 2004» города Иркутска. А двое играют в ФК «Иркутск», который является единственным представителем нашего региона в чемпионате России. Местная команда «Планета-Кутулик» с 2013 года регулярно участвует в первенстве Иркутска по зимнему футболу, а также были чемпионами второй лиги Иркутска.

Кстати, в 2015 году стадион Кутулика реконструировали. Он стал уютным, обзавёлся трибунами, беговыми дорожками.
– А само футбольное поле, которое, кстати, располагается на улице Вампилова, осталось, похоже, на уровне времён, когда на нём играл будущий драматург, – признаётся тренер. – Надеюсь, что и здесь со временем появится искусственное покрытие.

Тем более, что сейчас футболом в Кутулике «заболели» многие. Например, на традиционном зимнем первенстве посёлка по футболу в среднем участвуют 6–8 команд, в каждой из которых по 12–15 человек. И это только местные жители в возрасте от школьников с 14 лет и до бесконечности.

– Футбол для многих земляков стал любимым занятием, – говорит Семён Гончаров. – Я в этой игре вижу для наших школьников не только тренировку тела, но и характера, коммуникабельности, потому что это командный вид спорта, поэтому здесь приходится учиться общаться между собой, отстаивать свои интересы и уметь постоять друг за друга.
Кстати, в этом году в футбольную секцию Кутулика попросились две девочки, которые сейчас успешно в ней занимаются.
~
Все ошибки уже совершили
его герои
Почему Вампилов актуален по сей день?
Пьесы драматурга ставят крупнейшие театры мира. И надо сказать, что современной молодёжи Вампилов очень даже «заходит». В чём же секрет такого успеха?
Александра Вампилова нет с нами уже полвека. Срок, по меркам человеческой жизни, немалый, однако за все эти годы его произведения не утратили актуальности. Пьесы драматурга ставят крупнейшие театры мира. И надо сказать, что современной молодёжи Вампилов очень даже «заходит». В чём же секрет такого успеха?

Пример и в жизни,
и в профессии

За ответом на свой вопрос мы отправились на родину Александра Вампилова – в посёлок Кутулик Аларского района. И зашли первым делом в местную школу – туда, где дети впервые знакомятся со своим известным земляком и его творчеством.

– Конечно же, мы, жители посёлка – и взрослые, и дети, – очень трепетно и с большой любовью относимся к Александру Валентиновичу, – говорит преподаватель, руководитель школьного объединения учителей русского языка и литературы Оксана Дубовик. – Ребята изучают его произведения уже с пятого класса, и каждый раз мы проводим анализ прочитанного. Обязательно смотрим постановки Вампилова в театре и потом обсуждаем увиденное. Надо сказать, что дети проникаются большой любовью к драматургу, что для нас, учителей, совсем неудивительно. Эти произведения вне времени – актуальны и популярны и спустя 50 лет после смерти автора.
Преподаватель отмечает, что хороший пример заразителен – многие ребята так вдохновляются творчеством Вампилова, что и сами начинают писать.

– Есть талантливые дети, – с улыбкой говорит Оксана Викторовна. – Пишут и стихи, и прозу. Часто выступают со своими произведениями на литературных конкурсах, даже занимают призовые места.

– Ещё наши ребята часто выбирают тему Вампилова, когда делают проекты о писателях, – рассказывает учитель русского языка и литературы Нина Овсянникова. – Одна моя ученица придумала создать открытки, на которых с одной стороны изображены виды нашего посёлка, а с другой – строки из очерков Вампилова. Наши ребята гордятся, что они его земляки.
Личность – живая, думающая, индивидуальная…

Отправляемся обратно в Иркутск и попадаем в центр Вампилова, где жизни и творчеству драматурга посвящена большая выставка – личные вещи, театральные афиши, программки спектаклей, фотографии, книги… и ещё много чего интересного. И экспозиция пользуется популярностью и у взрослых, и у молодёжи.

– Мы регулярно проводим групповые экскурсии для школьников и студентов, – говорит научный сотрудник центра Максим Максимов. – Рассказываем о жизни выдающегося драматурга, в том числе освещаем малоизвестные факты из его биографии. Например, говорим о детских годах и увлечениях. Возможно, даже о каких-то шалостях из студенчества.

И молодые посетители в основном положительно реагируют на такие вещи – у них возникает неподдельный интерес. На экскурсии мы стремимся показать Вампилова личностью – живой, думающей, амбициозной и индивидуальной. Ребята видят, каким был этот автор, какую атмосферу он создавал вокруг себя, и здесь уже мы получаем хороший отклик и заинтересованность.
Вне времени или люди всё те же

В Иркутске каждый театр поставил хотя бы одну пьесу Александра Валентиновича. Да, мы не оговорились. И театр кукол – тоже! В его репертуаре есть, пожалуй, самая оригинальная постановка «Утиной охоты» из всех существующих. Иркутский областной театр кукол «Аистёнок» создал уникальный спектакль, где только Зилова играет актёр-человек, а всех остальных героев представляют куклы. Удивительное зрелище!

– Вампилов, конечно же, актуален и сегодня, – утверждает актёр, исполнитель главной роли в спектакле «Утиная охота. Сны Зилова» Роман Бучек. – Если мы поднимаем какие-то вопросы ценностей – любви, смерти, подвига, долга… эти темы вечны. Да, Вампилов писал в 60-е, но люди-то остались всё теми же. И что уж говорить о молодёжи: наша сверхзадача – нести им пищу для ума. Не знаю, как отреагируют ребята на моего Зилова – полюбят его или скажут, что он подлец, но им будет над чем подумать. Они точно поймут, что каждый поступок имеет последствия. Мы показываем, что можно вести себя по-разному – как подонок или как человек. Это тоже повод для размышлений, но ребята поймут, что выбор есть всегда, главное, каким он будет.

Молодёжь и взрослые с Романом согласны. На спектакле о снах Зилова мы встретили студентов одного из иркутских колледжей и их преподавателей. Всем было о чём подумать.
– Вампилов мне очень нравится именно как драматург, – делится мыслями студент Тимофей Викентьев. – В его пьесах всё строится на каком-то невероятном случае, что заставляет нас, читателей или зрителей, о многом задуматься. Поднимаются очень важные жизненные вопросы, причём они задевают и молодёжь, и зрелых людей. И если мы, подростки, будем на эти вопросы сами себе отвечать, мы в будущем сможем избежать многих ошибок, которые Александр Валентинович уже описал. Эти ошибки за нас уже совершили его герои.

– Александр Валентинович много чему учит наших детей, – говорит заведующая отделением преподавания в начальных классах Юлия Полувян. – И мы пришли на «Утиную охоту» неслучайно – есть пища для ума, есть о чём поговорить. Мы со студентами обязательно проведём после спектакля анализ произведения, обсудим постановку. Думаю, что ребятам понравится, и они вынесут для себя много уроков. К тому же изюминка постановки в том, что это театр кукол. Неожиданно, да, но абсолютно точно запомнится навсегда. И куклы-актёры, и невероятные декорации, которые переносят в ту эпоху.

Если вы в Иркутске и любите Вампилова, побывайте на спектакле в Театре кукол! Нестандартное прочтение его пьесы, нестандартные «актёры», необыкновенное впечатление… Оно того стоит!
~
Юные хранители
Как клуб «Вампиловец» помог создать
музей памяти драматурга
Мемориальный музей Александра Вампилова – главная достопримечательность посёлка Кутулик
в Аларском районе.
Каждый год его посещает множество именитых гостей не только из России, но и со всего мира.
Мемориальный музей Александра Вампилова – главная достопримечательность посёлка Кутулик в Аларском районе. Каждый год его посещает множество именитых гостей не только из России, но и со всего мира. Елена Воробей, Олег Ефремов, Иосиф Кобзон, Виктор Логинов – и это далеко не все имена тех, кто входил в дверь небольшого деревянного домика с четырьмя комнатами, посетив которые, можно заново познакомиться с жизнью и творчеством автора.

Идея витала в воздухе

Работа по созданию будущего музея началась вскоре после гибели Александра Вампилова. Проектом занялась учитель математики из местной школы, почётный гражданин Аларского района Юлия Соломеина.
Она была лично знакома с матерью драматурга Анастасией Прокопьевной и хотела тем самым поддержать её.

«Идея создания музея Александра Вампилова была единодушной, бесспорной, была поддержана всеми – другого варианта и не могло быть, – писала Елена Доржеева в книге «Хранительница», посвящённой юбилею Юлии Соломеиной. – Он наш родной человек, а Кутулик – посёлок, где он родился, где прошли его детские и школьные годы, откуда он с аттестатом зрелости ушёл во взрослую жизнь и начал самостоятельный путь в большом творческом мире».

Однако чтобы создать с нуля музей памяти драматурга, усилий одного человека было недостаточно: нужны энтузиасты. И такие нашлись – в том числе и среди школьников.

– Юлия Борисовна организовала литературный клуб «Вампиловец», в который вошли ученики Кутуликской средней школы, – рассказывает мэр Аларского района Роман Дульбеев. – Ещё до всемирного признания творчества Александра Вампилова она была уверена, что этот человек будет знаменит и его труды оценят будущие поколения. Ребята под началом талантливого педагога помогали по крупицам создавать будущий музей драматурга.

«Вампиловец» помог привить ребятам тягу к краеведению и научным исследованиям. Школьники становились ответственными и инициативными, стремились к новым открытиям.
– В юбилейный для музея год в нём собрались бывшие участники клуба – все они стали достойными гражданами района, – добавляет мэр. – Они гордятся тем, что «Вампиловец» дал им путёвку в жизнь. К тому же они смогли глубже изучить жизнь и творчество драматурга и расширить свой кругозор в области литературы и творчества.
Открытие в юбилей

Главный редактор издательского дома «Аларь» Ирина Аюшинова вступила в клуб «Вампиловец» в девятом классе.
– Мы помогали готовить к открытию музей: изучали творчество писателя, подолгу пропадали в библиотеках, помогали оформлять экспозицию, приводили в порядок стенды, – вспоминает Ирина Виссарионовна. – Заниматься этим мне нравилось, к тому же на тот момент Александр Вампилов уже был знаменит, поэтому чувствовалась определённая ответственность. Конечно, событий было много, но больше всего запомнился 1987 год – год 50-летия со дня рождения драматурга: в тот год состоялось открытие мемориального музея. Тогда же открылись новые школа и библиотека. Чувствовалось, что посёлок преображается. Осенью приехали артисты из Москвы, они проводили творческие встречи и ставили спектакли».

Главный врач Аларской районной больницы Дина Муруева вступила в клуб «Вампиловец» в пятом классе и была в его рядах в течение четырёх лет.
– Юлия Борисовна была настоящим наставником, – вспоминает Дина Алексеевна. – Смогла заинтересовать нас историей жизни Александра Валентиновича, и мы начали собирать музей. За экспонатами ездили по всей стране – даже в Москву. Однажды отправились в Дмитров за гитарой Александра Вампилова, правда, тогда мы её не добыли. Собирали и афиши пьес автора в разных театрах, что тоже было непросто. Участвовали в первом рейсе теплохода «Александр Вампилов» на Байкале. Было почётно, что нас, школьников, приглашали на мероприятия с участием известных писателей и драматургов.
Вечно актуальные пьесы

Члены клуба «Вампиловец» не только помогали создавать экспозиции, но и сами проводили экскурсии в музее – помогали знания, которые они получали в процессе поиска экспонатов.
– Я работала в музее в театральной комнате – здесь собраны афиши спектаклей и информация о пьесах драматурга, – добавляет Дина Муруева. – Рассказывали о постановках «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и других. Нам повезло, что Юлия Борисовна отдала всю себя в дело сохранения памяти о Вампилове. То, что к нам в посёлок на 5 тысяч населения каждый год приезжают артисты лучших театров страны – на 90 процентов её заслуга.

Работа в музее Вампилова для школьников не была чем-то вроде обязательных работ. Они с интересом проводили там по 2–3 вечера в неделю, хотя могли потратить это время на прогулки с друзьями. Даже во время подготовки к выпускным экзаменам находили время, чтобы заглянуть в литературный клуб.

– Пьесы Вампилова живут, они не имеют срока давности, – уверена Дина Муруева. – Это вечная драматургия: тот же сюжет «Старшего сына» не устареет ни через 10, ни через 20 лет. Даже серия очерков «Прогулки по Кутулику» не утратила актуальности: хоть внешний вид зданий и изменился, они стоят на том же месте. Неизменной остаётся и тема любви к родному краю».
~
«Свой парень»
Каким запомнили Вампилова друзья и близкие
«17 августа 1972 года лодка, в которой сидели Александр Вампилов и Глеб Пакулов, натолкнувшись на затопленное бревно, перевернулась – несколько дней не дожил до своего 35-летия Александр Вампилов», –
с этих слов начинается документальный фильм Владимира Эйснера о жизни и творчестве известного сибирского драматурга.
«17 августа 1972 года лодка, в которой сидели Александр Вампилов и Глеб Пакулов, натолкнувшись на затопленное бревно, перевернулась – несколько дней не дожил до своего 35-летия Александр Вампилов», – с этих слов начинается документальный фильм Владимира Эйснера о жизни и творчестве известного сибирского драматурга.

Этот фильм сняли на Восточно-Сибирской студии кинохроники в 1987 году к 50-летию со дня рождения драматурга. Сегодня эти уникальные кадры как никогда ценны – на них воспоминания мамы Александра Валентиновича, его близких друзей, коллег и современников – многих из которых тоже уже нет с нами. Так каким же они все запомнили драматурга?
«Не нравилось.
Кратко писал»

«Я поздно поняла, какой он талантливый, – вспоминала мать Александра Вампилова, Анастасия Прокопьевна. – Я даже как-то говорила ему: «Что ты, Саня, разве сможешь ты писать?». А он мне однажды сказал: «Эх, мама, ты меня не понимаешь и не ценишь». А я ответила: «Матери всегда должны быть строги к своим детям». Я почему-то этот разговор очень хорошо запомнила – Саша тогда сказал, что всё будет хорошо».

«Он определённо был очень талантливым, – рассказывает учительница Вампилова Клавдия Токтонова. – Жаль, конечно, что мы раньше и не замечали этого, просто не придавали значения. Вот те же сочинения на моих уроках. Мне не нравилось – кратко писал».

Душа компании

Картинка сменяется, и вот мы в университетской аудитории. Прямо на партах сидят именитые иркутские журналисты, в прошлом – однокурсники и друзья Александра Валентиновича.

«Вот здесь мы сидели, вот на этих самых местах, – рассказывает журналист Игорь Петров, показывая на парту под собой. – Нас же было всего несколько ребят в женском коллективе. Здесь мы собирались и в свободное время, здесь же проходили наши лекции. Я помню, трудно давался Сане иностранный язык. Очень трудно. Он же первый раз поступал и не поступил из-за немецкого языка».
«У Распутина, значит, уроки французского, а у Саши – уроки немецкого, – смеётся сидящий рядом с Игорем Константиновичем журналист Виталий Зоркин, дополняя рассказ друга.

К Александру Вампилову всегда тянулись люди. Он играл на гитаре, пел, был весельчаком и душой компании. В университете организовал даже собственный музыкальный коллектив.

«Старенькое пианино стояло вот прямо здесь в углу, – говорит Игорь Петров, показывая аудитории. – Здесь мы проводили свои репетиции». «Озорство, мальчишество было присуще Вампилову, – дополняет Виталий Зоркин. – Мы как-то собрались вечером и пошли в Центральный парк. Проходили мы мимо дома нашего преподавателя, и вдруг Саня плащ по-испански откинул, гитару – на колени и запел серенаду Дон-Жуана: «На призывный звон гитары выйди, милая моя». А мы все хором подпевали. Наутро нас вызвали в деканат – долго журили, но, к счастью, этим дело и кончилось».
Студенческий оркестр

В 1959 году Александр Вампилов пришёл работать в областную газету «Советская молодёжь». Литературная жизнь в Иркутске тогда кипела. У Вампилова же вышел первый сборник рассказов, опубликовались первые пьесы. Однако чтобы они попали на сцену, требовалось разрешение министерства культуры Советского Союза.

«Тогда его приезды в Москву не завершались особой радостью, – вспоминает в фильме советский и российский актёр театра и кино Вадим Андреев. – Там говорили, что драматургия хулиганская, здесь – что не на периферии больших интересов. Я как сейчас помню его глаза…».
Писатель и близкий друг Александра Валентиновича Глеб Пакулов вспоминал о Вампилове так: «Жил среди нас гений. А разве понимали мы тогда, что это гений? Не увидели в нём ничего. А зря!».

Сейчас говорят – это потому, что он опережал время.

К собственным постановкам
относился критически

К концу 60-х пьесы Вампилова всё-таки попали на сцену. Их стали ставить далеко за пределами Иркутской области.
«Я тогда уже знал о драматурге Вампилове – читал его пьесы, а наш областной ленинградский театр поставил спектакль «Старший сын», – вспоминал режиссёр Георгий Товстоногов. – И вот когда я сел в один из первых рядов партера на премьере, рядом со мной оказался незнакомец довольно мрачного вида. Мы не перемолвились ни словом, но весь первый акт он меня сердил – спектакль шёл хорошо, было много положительных реакций от зрителей, а мой сосед не реагировал никак. Он даже не улыбнулся ни разу. Я ещё подумал про себя: «Ну что это за зритель такой, который ничего не воспринимает из происходящего на сцене». Кончился первый акт, я пошёл в кабинет дирекции, где оказался и мой сосед. Меня с ним познакомили – это был Вампилов».

Сотрудничество Вампилова с Товстоноговым продолжилось и дальше.

«Когда уже я работал с ним над пьесой «Прошлым летом в Чулимске» – сказал, что будем ставить, но есть нюансы, – рассказывал Товстоногов. – Мне показалось, что Валентина написана несколько сентиментально, и он согласился – сказал, что через пару дней принесёт другой вариант. Принёс. И что удивительно, исправил всего три реплики, не больше, и ощущение это исчезло. У него была удивительная тонкость относительно таких моментов. Я обожаю Чехова и считаю, что Вампилов из всех современных авторов наиболее близок именно этому писателю. И это покоряло, потому что когда начиналась работа на сцене, как и у Чехова, нельзя было переставить ни одного слова».
«Не думал никто тогда о смерти»

«В то лето мы строили большие планы, – вспоминал Глеб Пакулов. – В августе мы поехали на Байкал. Я увидел озеро впервые, засмотрелся, и вдруг Саня начал читать мне стихи Рембо, а Байкал вокруг волновался, волны накатывали. Помню, в драной палатке сидим, продрогли, нас ещё дождь заливает. Мы всё о чём-то говорили».

На Байкал драматург с друзьями вырывался каждое лето. В роковом августе 1972 года они захватили с собой киноаппарат.

«Шутки ради, снимая Саню, я перевернул камеру, ему это понравилось… мы тогда посмеялись над этим», – горько говорит Пакулов.

В ледяной воде Вампилов не доплыл до берега всего несколько метров – остановилось сердце…
~
«Пьесы земляка»
Любительский театр из Иркутской области
ставит Вампилова
Драматург любит и глубоко понимает людей. К своим героям относится не высокомерно, не осуждает их, а просто показывает, какие они есть, на какие высокие и низкие поступки способны. Он сострадает своим персонажам, ибо и сам принадлежит этому миру…
На родине сибирского писателя и драматурга Александра Вампилова, в небольшом посёлке Кутулик Иркутской области, любительский театр «Провинциалы» ставит спектакли по произведениям знаменитого земляка. У постановок всегда много зрителей. Как родился этот проект, читайте в материале irk.aif.ru.

Понимал и любил людей

Режиссёр «Провинциалов» Фёдор Ясников – человек с немалым театральным опытом. Долгое время он прожил в Иркутске, где 15 лет работал художником в Театре народной драмы и сыграл с десяток ролей на сцене: дьяка в «Ночи перед Рождеством», Никитича в пьесе «Охота жить» по рассказу Василия Шукшина, старосту в «Станционном смотрителе». Переехав с женой в Кутулик, Фёдор Леонидович решил создать здесь любительский театр.

– Во время службы в театре я с Вампиловым не сталкивался, но всегда с большим интересом его читал. Меня привлекает, что у него, по сути, нет отрицательных персонажей, – делится Фёдор Ясников. – Есть обычные люди, которые совершают обычные человеческие поступки. Драматург любит и глубоко понимает людей. К своим героям относится не высокомерно, не осуждает их, а просто показывает, какие они есть, на какие высокие и низкие поступки способны. Он сострадает своим персонажам, ибо и сам принадлежит этому миру… К тому же кого ещё ставить на родине Вампилова?
Создать любительский театр удалось только со второй попытки. Первый раз получилось набрать группу желающих при местном храме, с которыми Фёдор Ясников создал постановку по очерку Вампилова «Как там наши акации?», но дальше дело не пошло.

А в 2021 году к приближающемуся 85-летию писателя местные театралы вместе с мемориальным музеем Александра Вампилова и краеведческим музеем Аларского района подали документы и выиграли президентский грант на создание любительского театра. Большую поддержку в этом деле оказал благотворительный фонд «Рассвет». При музее организовали небольшой театральный зал. Впоследствии мэр района Роман Дульбеев выделил собственное помещение, где можно репетировать и хранить реквизит. Так в посёлке появился настоящий театр.
У каждого главная роль

В новую труппу вошли десять человек: трое мужчин, остальные женщины. Актёрский состав самый разный – здесь и работники районной администрации, и пенсионеры, и преподаватели. Одни люди появляются, другие уходят.
Репетиции проходят по вечерам два раза в неделю, но так как театр любительский, нередко бывает, что не все актёры могут собраться. От первого чтения сценария по ролям до показа зрителям обычно проходит 3–4 месяца.

– Выбирая, что ставить, я исхожу из доступного числа актёров, их типажа, характера. Выбираю самые выигрышные, наполненные смыслом отрывки, – рассказывает режиссёр.

Житель Кутулика Андрей Кожанов, как только услышал о театре, пришёл туда, и уже через несколько месяцев сыграл свою первую роль в сцене из пьесы «20 минут с ангелом». А сейчас у Андрея Кожанова главная роль в спектакле «Успех». По сюжету молодой актёр Погорелов решает сыграть подлеца перед матерью своей невесты.

– На репетициях я пробую разные жесты, интонации, пытаюсь понять своего персонажа. Может быть, даже не всё из этого зритель увидит. Например, когда мой Погорелов играет роль, он ведёт себя более уверенно и развязно, и чтобы подчеркнуть это, я расстёгиваю верхнюю пуговицу рубашки, – говорит Андрей Кожанов.

Почти у каждого актёра важная роль в том или ином спектакле. Заведующей Мемориальным музеем Вампилова и супруге режиссёра Тамаре Поповой достался один из двух центральных персонажей в спектакле «Цветы и годы».

– Это история о пожилой паре, в которой муж, несмотря на возраст, остался романтиком, а жена наоборот стала очень прагматичной. Он рвёт для неё цветы с клумбы, а она считает, что всё это глупости. Мне очень нравится и играть, и даже репетировать, ведь Вампилов пишет о главном… К тому же, когда играешь, драматург открывается совсем с другой стороны, чем когда воспринимаешь его как читатель, – говорит Тамара Васильевна.
Сложно, но интересно

За год «Провинциалы» поставили пять сцен и провели 13 показов в Кутулике и ближайших населённых пунктах, выезжали в столицу Усть-Ордынского Бурятского округа (куда входит Кутулик) и в Иркутск.

На фестивале «Солнце в аистовом гнезде», приуроченном к 85-летию со дня рождения драматурга, показали большую театральную композицию «Ваш Вампилов», состоящую из всех пяти сцен. В двух сценах играли ученики Кутуликской средней школы Егор Исаков и Егор Куколин. Они исполнили главные роли в постановках по рассказам «Шорохи. Рассказ ночного сторожа» и «Месяц в деревне, или Гибель одного лирика».

– Наши зрители не избалованы театральными зрелищами, им всё нравится. Даже если мы и допускаем какие-то огрехи, этого не замечают. Тем более, это ведь Вампилов, земляк. Но и на фестивале, где наше выступление смотрели в том числе театральные режиссёры и критики, аудитория тоже очень тепло реагировала. Это вселяет уверенность в своих силах, мотивирует работать дальше, – рассказывает Фёдор Леонидович. Результат трудов своих подопечных он видит из зала, заодно наблюдая за реакцией публики.

Сейчас «Провинциалы» репетируют фрагмент из «Утиной охоты». Для Людмилы Цыреновой это будет первая роль, на сцене она ещё не выступала, если не считать недолгого опыта театрального кружка в школе и КВН в студенческие годы.

– Моя героиня, Галина, – женщина, которая устала от обманов мужа и хочет его бросить. Сложная драматическая роль. Мне нелегко переключаться, ведь надо нестандартную для тебя ситуацию пропускать через себя, отыгрывать, будто это всё с тобой происходит. Часто я не понимаю свою героиню, – делится впечатлениями Людмила Цыренова. – К тому же приходится обращать внимание на вещи, на которых в жизни не фокусируешься: как встать, как посмотреть на партнёра. Но это очень интересный и необычный опыт».

Идут репетиции сказки «Кот и лиса», единственной невампиловской вещи в репертуаре театра. Сказку Фёдор Ясников литературно обработал, а вот Вампилова он не трогает.

– Там каждое слово, каждая запятая имеет глубокий смысл, и мы стараемся максимально сохранить его для зрителей, – говорит режиссёр.

Федор Ясников мечтает полностью поставить пьесу «20 минут с ангелом». Она о человеке, который совершает бескорыстный поступок, но окружающие ему не верят и даже привязывают к кровати, допытываясь о скрытых мотивах. Но для такой масштабной постановки нужно больше актёров, чем пока участвует в постановках «Провинциалов»…
~
«Это как русский Гамлет»
Пять фактов о фильме «Облепиховое лето»
Вживаясь в роль, роль биографическую, сложную, неоднозначную, актёр берёт на себя огромную ответственность. Даже если ещё до съёмок «Облепихового лета» было ясно, что фильм о великом драматурге Александре Вампилове не документальный, а художественный. Задача – показать личность, а не портретное сходство.
На родине сибирского писателя и драматурга Александра Вампилова, в небольшом посёлке Кутулик Иркутской области, любительский театр «Провинциалы» ставит спектакли по произведениям знаменитого земляка. У постановок всегда много зрителей. Как родился этот проект, читайте в материале irk.aif.ru.

Факт первый.
«Где я и где Вампилов». Согласиться на роль было трудно

– Каким-то странным чудом режиссёр Виктор Алфёров рассмотрел во мне будущего исполнителя роли Александра Валентиновича Вампилова. Мы познакомились, а потом меня спросили: «Как я отношусь к Вампилову?» Я ответил, что прекрасно отношусь, поинтересовался, в чём цель любопытства. «Мы хотим снимать фильм о жизни и судьбе Вампилова», – отвечают. Я говорю – замечательная, хорошая, правильная, необходимая идея. Но когда предложили мне его сыграть, я сказал: «Да вы что, с ума сошли? Где я и где Вампилов?! Я же не хочу, чтобы про меня говорили, что, мол, «У Мерзликина с головой что-то не в порядке». В общем, долго отнекивался, приводил много всяких разных доводов, но в конце сказал «Да!». По одной простой причине – такие предложения редко делают, в жизни даже редко. И, чтобы не жалеть потом, что испугался и смалодушничал, дал согласие. Здесь нужно было дерзнуть и в силу глубокого уважения просто подойти более деликатно к исполнению этой роли.

Мы готовились к съёмкам, много читали, смотрели. Максимально пытались найти даже какое-то визуальное сходство. Как мне кажется, иногда даже что-то удавалось художникам-гримёрам. Но для меня самое главное в принятии решения было глубокое уважение к фигуре великого русского драматурга Александра Вампилова.
Факт второй.
«Мы затронули два последних года жизни драматурга»

– Облепиховое лето – это не сериал. Мы затронули лишь два последних года жизни Александра Вампилова, и заканчивается картина его трагическим уходом. Поэтому нельзя показать его в студенческие годы – весёлого, с гитарой. Его любили все девчонки и мальчишки, потому что он – душа компании. Этот человек знал толк в радости, умел быть весёлым.

А тот Вампилов, которого мы застаём в нашей картине, – рефлексирующий, переживающий, решающий какие-то глубокие экзистенциальные драмы, связанные с тем, что его не печатают или не берут на театральную сцену, зрелый человек. Если бы не его скоротечный уход, я думаю, что Александр Валентинович увидел бы и победу на театральной московской сцене.
Факт третий. «Он судил себя по Чехову»

– Мы много читали, изучали дневники и письма. И было понятно, что уже есть начало будущего успеха. Уже родилась большая звезда. Как сказал кто-то, Гагарин русской драматургии и русской театральной сцены. А ему была свойственна скромность, внутренняя глубина, как обычно подобает людям такого уровня и масштаба.

Кинуть вызов, посоревноваться с представителями великой русской культуры? Сложно. А для него это была задача номер один. Он видел себя в этой системе координат, соизмерял себя сквозь призму Чехова, Пушкина – вот куда стремился. А то, что иногда советуют – пиши, будь самобытным писателем, ну это проще всего. А стремление его к этой вершине неожиданно опирается на то, что я в нём нахожу человека, который помнит, откуда он и где он родился. Его правдой в драматургии, как и у Шукшина, является то, что ты сам увидел, пережил. И ты признаёшься в любви к тем людям, с которыми ты живёшь.
Факт четвёртый.
Он постоянно думал об отце

– В фильме акцент сделан на тему потери отца. Александр Вампилов, человек, которого отец назвал в честь Александра Пушкина, жил с этим пониманием, с раной в душе от несправедливости исторического времени, в котором отца не стало.

Со временем репрессий. Это ведь не просто потеря близкого человека – здесь образная любовь, аллегорическая, это можно почувствовать. Это не просто желание мальчика иметь папу, с которым бы разговаривал. В этом любовь через отца ко всему Отечеству.
Факт пятый.
Он любил Кутулик и Байкал

– Любовь к Байкалу, любовь к родному Кутулику – у Вампилова везде. Он даже навязчиво об этом говорил, мол, вот это моё, я вот отсюда, а мы вот такие. Эта его любовь к малой родине близка и понятна всем. Живя в огромной стране, мы все помним поле, дорогу к школе, кинотеатр. Словом, какие-то символы нашего детства, места, где мы родились и выросли.

Помним те сказки, которые нам читали, те песни, которые мы слышали. И вот, уже взрослым человеком (даже, может быть, ты уже уехал из родных мест, а всё равно нет-нет ночью проснёшься, и тебе снится дом) ты думаешь об этом, а иной раз и заплачешь. Это мне дорого было и в самом Вампилове – играть его любовь к родине.
Для меня эта роль – победа. Это ситуация, когда ты можешь сказать, ради чего пришёл в профессию.
~
~
~
«Помним. Счастливы…»
Чем запомнился год 85-летия Вампилова

В 2022 году драматургу Александру Вампилову исполнилось бы 85 лет. И в течение года не только в Иркутской области,
но и по всей стране прошло немало мероприятий, которые лишний раз доказывают, что пьесы автора по-прежнему знают и любят.
В 2022 году драматургу Александру Вампилову исполнилось бы 85 лет. И в течение года не только в Иркутской области, но и по всей стране прошло немало мероприятий, которые лишний раз доказывают, что пьесы автора по-прежнему знают и любят.

Год больших событий

– Юбилейных пятилеток было много – начиная с 1992 года, когда я работала завлитом в Театре юного зрителя, уже тогда носившем имя Александра Валентиновича,
– рассказывает корреспонденту «АиФ Иркутск»директор Государственного автономного учреждения культуры Иркутской области «Центр Александра Вампилова» Галина Солуянова. – Но именно 2022 год стал самым броским, ярким и насыщенным. Он получился таким не только потому, что исполнилось 85 лет со дня рождения Вампилова. Трагическое совпадение дат. Это ещё и 50 лет со дня его гибели и 30 лет со дня установки камня-символа в посёлке Листвянка.
Главным событием юбилейного года Галина Анатольевна считает проект «Помним. Счастливы…». Это серия интервью с людьми, которые лично знали Александра Валентиновича и работали с ним.

Главным событием юбилейного года Галина Анатольевна считает проект «Помним. Счастливы…». Это серия интервью с людьми, которые лично знали Александра Валентиновича и работали с ним.

– Наш главный научный сотрудник Екатерина Фалалеева съездила в Москву, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Кутулик – в общей сложностиполучилось 36 интервью, – рассказывает Галина Анатольевна. – Я не предполагала такого. Просто думала: возьмём несколько интервью у тех, кто остался. Проект разросся до таких масштабов, что из всех этих бесед о Вампилове, которые выходили раз в неделю по пятницам в течение года, мы сейчас делаем выжимку из наиболее ярких интервью в формате фильма».
Кстати, в этом году проект неожиданно получил продолжение. На 100-летие со дня рождения Леонида Гайдая в Иркутск приезжала актриса Наталья Варлей.
– Она была первой исполнительницей роли Тани в постановке «Прощания в июне» в театре Станиславского, – отмечает Галина Солуянова.

Премьера была сыграна уже после гибели Александра Валентиновича. Но он успел посмотреть на генеральную репетицию постановки, когда театр приезжал с гастролями в Красноярск в июне 1972 года.

– Когда об Александре Валентиновиче говорили те, кто уже на полвека «повзрослел», я поняла, что он был своего рода кометой, которая пролетела и обожгла своим дарованием очень многих людей, – добавляет директор «Центра Александра Вампилова». – Они в самом начале своего творческого пути оказались осчастливлены тем, что познакомились с ним, и почитание этого автора осталось с ними на всю оставшуюся жизнь. Скольких людей он успел обогреть за свои неполные 35 лет. И как, зная такого человека, можно жить не вдохновенно?
«Август. Расставания и встречи»

Также в год 85-летия со дня рождения Александра Вампилова провели несколько конкурсов для детей и молодёжи. Организовывала их вся команда Центра: Екатерина Фалалеева, Юлия Морозова и Максим Максимов.
– Были и конкурсы чтецов, и конкурсы сочинений и эссе для школьников, – рассказывает Галина Анатольевна. – Студенты иркутского филиала ВГИКа снимали фрагменты по мотивам произведений автора. Также поработали с политехом и пединститутом: будущие художники и дизайнеры сделали более 70 работ, вдохновлённых творчеством Вампилова. Это и проекты оформления книг, и дизайны обложек для будущих изданий с пьесами.
Его посетили именитые гости – исполнители главных ролей в первой постановке «Старшего сына». Спектакль впервые показали на сцене Иркутского драмтеатра 18 ноября 1969 года.

– Приехали художник Юрий Суракевич, оформлявший спектакль, народный артист России Валерий Алексеев, сыгравший Сильву, и народный артист России Алексей Исайченко, исполнивший роль Бусыгина, – говорит Галина Анатольевна. – Также пригласили друга и одногруппника Вампилова – народного поэта республики Бурятия Андрея Румянцева. В 2015 году он выпустил в серии «Жизнь замечательных людей» биографию Александра Вампилова.
Сразу несколько важных событий пришлись на 17–19 августа 2022 года. В Листвянке открыли информационную стелу у камня-символа, расположенного неподалеку от места гибели Александра Вампилова на берегу озера Байкал.

– В Листвянке всегда достаточно много туристов – и далеко не каждый знает, почему здесь установлен памятный знак, – говорит Галина Солуянова. – Теперь все желающие смогут больше узнать о Вампилове.

18 августа в Кутулике традиционно показали премьеру постановки ко дню рождения Александра Вампилова. Елена Константинова написала сценарий «Август. Расставания и встречи» – спектакль, в котором встретились все персонажи из пьес Вампилова. А 19 августа его показали уже на сцене ТЮЗа в Иркутске.

Необычным в юбилейный год оказался и традиционный фестиваль «Литературно-музыкальные вечера «Этим летом в Иркутске».
Галина Анатольевна с командой уже вовсю готовится
к 90-летию со дня рождения драматурга и составляет примерные планы будущих мероприятий. Кстати, 2022 год для Центра тоже стал юбилейным: ему исполнилось 10 лет.

– Вампилов объединяет всех нас, – говорит Галина Солуянова. – Это светлая личность, не убившая ни одного из своих героев. В первом варианте концовки «Прошлым летом в Чулимске» Валентина погибает. Александр Валентинович долго мучился, считая неверным уход после насилия над героиней пьесы. В итоге она в окончательном варианте текста пьесы выбирает жизнь. Решение продолжить чинить палисадник является верным как для героини, так и для автора. И мы тоже в каком-то смысле продолжаем чинить палисадник.
Создано при поддержке ИРИ, 2023 год
16+
Фотографии, афиши предоставил
МБУК "Краеведческий музей Аларского района" и его структурное подразделение Мемориальный музей Александра Вампилова, Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова», Иркутский академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова.
ООО «АиФ в Восточной Сибири»
Руководитель проекта: Светлана Мисерева
Редактор: Ольга Липчинская
Авторы: Анна Попова, Анна Садовникова, Лариса Ковтун,
Андрей Калинкин, Владимир Шпикалов
Фильм: Анна Садовникова, Анна Попова
Дизайн, верстка: Олеся Тугутова