Примерное время чтения: 5 минут
151

Служили три товарища. Фронтовые и спортивные судьбы футболистов Приангарья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ в Восточной Сибири 12/10/2022
Футбольная команда иркутского «Динамо» 1946 года, шестой слева – Григорий Израильский, седьмой – Пётр Катровский.
Футбольная команда иркутского «Динамо» 1946 года, шестой слева – Григорий Израильский, седьмой – Пётр Катровский. Предоставлено героем публикации

Многие известные иркутские спортсмены в Великую Отечественную войну сражались на восточных рубежах против Японии с августа по сентябрь 1945 года. В их числе друзья по футбольно-хоккейной юности Григорий Израильский, Геннадий Гноев и Пётр Катровский.

Осенью победного 1945-го на иркутском стадионе «Локомотив» играла команда железнодорожного полка МВД. В перерыве динамовский форвард Пётр Катровский столкнулся с бывшим одноклубником Израильским.

– Гришка? Глазам не верю. Война закончилась, а ты всё ещё в военной форме.

– Для кого закончилась, моя служба продолжается. Я в Иркутске в служебной командировке, вечером возвращаюсь в свою часть.

– Постой, постой. Нам позарез нужен защитник твоего уровня. Наш начальник гарнизона большой поклонник футбола, я тебя сейчас ему представлю.

Катровский подвёл Израильского к моложавому генералу.

– Товарищ генерал! Тут такое дело. С рядовым Израильским мы до войны вместе играли. Он бы усилил наше «Динамо».

– Так в чём вопрос? Пусть переодевается, посмотрим, как он усилит.

Цепкий и жёсткий защитник произвёл впечатление на генерала:

– Такой защитник нужен «Динамо».

Вскоре к ним присоединился ещё один фронтовик Геннадий Гноев, игравший до войны за «Динамо».

Маньчжурские перевалы

Все трое воевали против Японии, но Катровскому выпала судьба пройти пекло Великой Отечественной с самого начала. 19-летним он сражался под Смоленском, где был тяжело ранен. Подлечился и снова на передовую. Бои под Москвой, затем служил в составе Ленинградского фронта. Три ранения и долгие скитания по госпиталям. Войну заканчивал на Дальнем Востоке. После контузии демобилизовали, вернулся в родной Иркутск, где в любимый футбол играли даже в войну.

В 1941-м 17-летний Израильский рвался на фронт добровольцем. В военкомате отрезали: «Успеешь навоеваться». В конце 1942-го призвали в Забайкальский военный округ. Служил на станции Шерловая Гора, где советские военные части держали в резерве до войны с Японией.

Глубокой ночью полк подняли по тревоге. Наступление велось в направлении Маньчжурии, передвигались обходным путём через безводные степи, реки и горные перевалы. 450 километров изнурительного пути. Падали, поднимались и снова шли. У перевала Большой Хинган в бой вступили с неистово сражавшимися частями Квантунской армии. Сдаваться в плен японцы начали лишь в конце августа. Взвод Израильского нарвался на смертников, Григорию осколком зацепило руку. Уже в госпитале узнал, что японцы окончательно капитулировали.

Геннадий Гноев служил в Даурии – пограничной зоне. Боевые тревоги, учения, марш-броски чуть ли не каждый день. Нередко возникали стычки с японскими военными. Вблизи Маньчжурии часть Гноева увязла в стычках с пограничными отрядами японцев. Не раз и не два командир подразделения отмечал рядового Гноева за смелость при выполнении боевого задания. Однажды Гноев с двумя бойцами под огнём противника подползли ко рву и гранатами уничтожали врага.

Под флагом «Динамо»

Вернувшийся с фронта Геннадий Гноев на распутье: за какую команду играть? Звали в «Стрелу», ОДО (Окружной Дом офицеров), «Локомотив», «Авангард», были такие сильные команды.

– Что за проблема, Геннадий? – удивились друзья. – Катровский под флагом «Динамо» собрал всех бывших одноклубников. Надеемся, ты не забыл, где начинал играть и откуда ушёл служить в армию?

Непобедимую команду собрал Катровский. Она в 1948 году сотворила сенсацию – сыграла вничью с одной из сильнейших команд страны ВВС из Москвы, детищем Василия Сталина, сына отца народов. В рядах лётчиков прославленный бомбардир Александр Пономарёв, будущий участник Олимпийских игр 1952-го защитник Константин Крижевский. Москвичи приехали радовать сибиряков мастерством, а едва ноги унесли. Репутацию гостей спас Крижевский, сравнявший в конце встречи счёт – 2:2.

Непобедимую команду собрал Катровский. Она в 1948 году сотворила сенсацию – сыграла вничью с одной из сильнейших команд страны ВВС из Москвы.

За иркутян играли Израильский и Гноев. Катровский буквально перед визитом лётчиков был приглашён в Куйбышев (ныне Самара) выступать за команду мастеров «Крылья Советов» и стал с такой же уверенностью забивать голы признанным вратарям. Потом играл за рижскую «Даугаву», ленинградские клубы «Динамо» и «Зенит».

Техничный и надёжный защитник Геннадий Гноев украсил игру динамовцев. Его потрясающий удар ножницами вызывал восторг на трибунах, никто из сибирских футболистов не мог повторить столь своеобразное, классное исполнение.

«Золото» Кубка СССР

Гноев с Израильским на первых ролях были и в хоккее с мячом, внеся весомую лепту в победу иркутского ОДО в Кубке РСФСР 1954 года, а спустя две недели завоевали Кубок СССР, выиграв в финале у минчан.

Из того чемпионского состава добрая половина игроков составила ядро будущей команды мастеров «Локомотива»: Юрий Романовский, Олег Непомняший, Игорь Логашёв, Виктор Кузьмин.

Геннадий Евгеньевич Гноев долгие годы работал в областном спорткомитете начальником отдела. Культурный, обаятельный, отзывчивый, к нему приходили с проблемами и просьбами, зная, что без ответа не уйдут. Он не просиживал место в кабинете, а постоянно находился в гуще событий, его знали на местах, и он хорошо знал всех физкультурников. Тогда шесть-семь сотрудников областного спортивного ведомства трудились куда плодотворнее, чем сейчас уйма клерков в министерстве спорта.

В 1966 году хоккеисты «Локомотива» заняли невиданное высокое пятое место в чемпионате СССР. А привёл их к пятому «перрону» старший тренер команды Григорий Аркадьевич Израильский. К медали «За победу над Японией» прибавился титул судьи всесоюзной категории.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах