И это не просто пафосные слова: Валентина Ивановна на днях отметила 80-летний юбилей, 50 лет она работает в музее. И на заслуженный отдых не собирается, наоборот - полна энергии и творческих планов: с воодушевлением рассказывает о современных музейных технологиях.
В.И.: - Мы хотим, чтобы в новой экспозиции каждая геологическая эпоха была представлена в анимационном виде: как произошёл взрыв нашей планеты, как на ней развивались атмосфера, вулканы, как её заселили динозавры, - делится с читателями «АиФ в ВС» Валентина Галкина. - В Ушкане сейчас отрабатывается проект «Нерпа-онлайн». Работая на таком уровне, начинаешь даже слова и предложения по-другому. выговаривать.
А когда Валентина Ивановна пришла работать в Иркутский научный центр СО РАН в Листвянке, здесь был «самодельный музейчик» в маленьком помещении, в котором она и проводила свои первые экскурсии. В конце 50-х годов появилась идея создать на берегу Байкала настоящий музей. Проект получил одобрение в Академии наук СССР и 35 тысяч рублей - по тем временам огромные деньги - на его воплощение. Заказ выполнили на Московском комбинате декоративно-изобразительного искусства в 1961 году и там же смонтировали экспозицию.
В.И.: - Получилась добротная выставка, которую ещё рано было назвать музеем - надо было наполнять его экспозиции, - рассказывает моя собеседница.
Гости днём и ночью
Однако, популярность музей обрёл сразу же, несмотря на свою скромность. Один только список генсеков и государственных деятелей многих стран, принцев крови, космонавтов, артистов, писателей и прочих знаменитостей, которых Валентина Галкина знакомила с голубой жемчужиной планеты, едва уместился на четырёх страницах её ежедневника.
В.И.: - Фидель Кастро, Алексей Косыгин, Анастас Микоян, Тодор Живков, Иосиф Брос Тито, Индира Ганди, Нона Мордюкова, Володя Высоцкий, Анатолий Папанов, Сергей Шойгу, Михаил Горбачёв, принц Монако Альберт II, Владимир Жириновский, Нурсултан Назарбаев..- перечисляет она. - Да все, кто приезжает в Иркутск, обязательно бывают в Байкальском музее. Даже ночью, как, например, Анатолий Чубайс, - экскурсия для него началась в десять минут второго ночи.
«АиФ»: - С Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым вы экскурсии не проводили?
В.И.: - Это другой уровень, с ними встречался наш директор. Мы только готовили эти встречи и переживали, волновались, как всё пройдёт. Зато с Борисом Ельциным всё было очень просто.
«АиФ»: - А кто-то из ВИП-экскурсантов запомнился вам чем-нибудь особенным?
В.И.: - С удовольствием вспоминаю посещение Юрия Ножикова - умнейший человек! Академик, хирург Фёдор Углов (его именем назван поезд здоровья. - Ред.) - человек, от которого нельзя было отвести взгляд, несмотря на то, что ему около 80 лет. Меня поразили его удивительные глаза, если можно так сказать, с немыми вопросами: он на тебя смотрит, а ты знаешь, что ему отвечать. После знакомства я переписывалась с послом США в Советском Союзе Джеком Мэтлоком, он был хорошим фотографом и присылал мне свои снимки. Оставил след в памяти Сегеки Море - один из премьер-министров Японии.
Кстати, о знаменитом водоёме Валентина Галкина рассказывала не только в стенах родного Байкальского музея. Большущий успех имела выставка в Японии, по итогам работы которой Валентину Ивановну и её коллег пригласили на приём к императору Страны восходящего солнца. А такой чести, как известно, удостаиваются далеко не все иностранцы, даже высокопоставленные.
В.И.: - Были и другие выставки: в Монголии, Австрии, Польше, Словакии, Чехии, - продолжает свой рассказ экскурсовод. - И я не видела в этих странах негативного к нам отношения. Единственный случай был в Австрии, куда мы привезли очень много хороших чучел всей нашей фауны. А в книге отзывов написали: «Всё очень хорошо, но слишком много трупов». С тех пор мы перестали возить чучела. Старались показывать живую природу в кинофильмах.
Меняется мир - меняется музей
«АиФ»: - Чем обычно интересуются ваши экскурсанты?
В.И.: - Самый популярный вопрос - о БЦБК и его влиянии на озеро. Спрашивают, где самые красивые места, про воду - действительно ли её можно пить некипячённую, что такое пишура, потому что многие заезжие гиды сочиняют про этот микроорганизм самые настоящие «басни». В заключение интересуются, куда лучше поехать, где лучше остановиться, какие сувениры купить.
«АиФ»: - Есть какие-нибудь достопримечательности озера, которые вы не можете показать своим гостям «в натуре»?
В.И.: - Многие просят показать живую голомянку - прозрачную рыбу без чешуи и плавательного пузыря, тело которой на 35% состоит из жира. А мы не можем этого сделать, потому что ей нужна суточная миграция. Причём многие люди, уже когда-то бывавшие в нашем музее, придумывают себе то, чего быть не могло. Например, в этом году один мужчина убеждал меня, что 17 лет назад я показывала ему живую голомянку.
«АиФ»: - Валентина Ивановна, а какой экспонат особенно дорог именно вам?
В.И.: - Макет котловины Байкала, который два года делал мой муж, биолог Владимир Галкин. Горное обрамление, дно озера, все речки и ручеёчки, которые впадают в озеро, - всё сделано самым тщательным образом. Чучела рыб, которые тоже делал он. Жаль, что очень многие из них украли наши посетители.
«АиФ»: - Как же так?
В.И.: - Когда я рассказываю о Байкале, не замечаю, что происходит вокруг. А украденные экспонаты, может быть, где-то выбросили по дороге. Вот это самое страшное. Ведь их больше не восстановишь.
«АиФ»: - А что ещё привлекает посетителей Байкальского музея?
В.И.: - Сейчас главная наша «завлекалочка» - живые организмы в аквариуме, вмещающем 73 тонны воды живой проточной байкальской воды. Конечно, очень интересна интерактивная экспозиция «Подводная лодка», когда возникает полная иллюзия, что ты спускаешься на дно Байкала. И ещё дендропарк на берегу, который мы очистили от мусора, сделали тропиночную сеть над землёй, чтобы не ходить по ней, досадили кое-какие экспонаты, привезённые с берегов озера. Ведь Байкал это не только вода, и даже не то, что в воде, а ещё его берега, растительность и животный мир. В Иркутске тоже есть музеи, где очень хорошо представлен Байкал. Но они - в Иркутске, а здесь - прямо на берегу озера, что даёт возможность ощутить непосредственное прикосновение к живому природному феномену, земной вечности.