Примерное время чтения: 4 минуты
106

Остров битого стекла: Ольхону грозит экологическая катастрофа?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. «АиФ - В Восточной Сибири» 26/05/2010

И в настоящее время Ольхон оказался заложником своей географической уникальности и туристической привлекательности. Десятки тысяч неорганизованных туристов едут на остров с большим запасом спиртного и провизии, предпочитая пустые бутылки, коробки и прочий мусор выбрасывать неподалеку от места своего палаточного лагеря.

За лето Ольхон превращается в территорию с массой стихийных свалок. Но не стоит во всём обвинять только бескультурных туристов. Проблема мусора на Ольхоне не решалась очень давно, судя по ржавеющим скелетам советских машин. Наблюдая подобное экологическое безобразие, разобраться с мусорным беспределом попытались обстоятельные немцы, которые большие мастера по утилизации и переработке разного рода отходов.

Специалисты из университета Дуисбург-Эссен и департамента экологического менеджмента отходов (Германия) совместно с учёными из Иркутского государственного технического университета летом 2007 года выехали на Ольхон и провели детальный анализ ситуации. Они пришли к выводу, что на острове доминирует автотуризм со стихийными палаточными лагерями, хотя год от года увеличивается число турбаз и кемпингов.

Интересные данные были получены и по анализу твёрдых бытовых отходов. Оказалось, что в мусоре (если сравнивать по массе) более 30% составляет стеклотара (водочка у нас продаётся именно в стекле), на втором месте (свыше 13%) металлические отходы (пивные и консервные банки, металлолом), пластик (упаковка, одноразовая посуда) составил 8% отходов.

По отчётам исследователей, примерно 67% отходов были признаны потенциально пригодными к переработке. В результате эксперты разработали схему селективного сбора мусора на Ольхоне. И содействовали работе над региональной концепцией управления ТБО на острове Ольхон, которая должна была детализировать сценарии сбора и переработки мусора, вывоза отходов на материк и т.п.

К слову, судьба этого документа весьма туманна. В областном правительстве нам пообещали в течение двух недель официально ответить на вопрос о том, что стало с этой концепцией. Мы обязательно ознакомим читателей «АиФ в ВС» с позицией властей. И попытаемся понять, почему экология уникального острова больше волнует немцев, чем россиян.

Кстати:

Летом 2007 года на Ольхоне одна крупная компания затеяла экологический проект по сбору мусора. Всем «диким туристам» на паромной переправе выдавались специальные мусорные мешки, которые предлагалось заполнить ТБО во время отдыха на острове. Кроме того, в 2008-2009 годах компания оборудовала на Ольхоне 18 площадок с контейнерами под мусор и презентовала муниципалитету небольшой мусоровоз для вывоза отходов с острова на материковую часть. За время работы данного экологического проекта было вывезено около 10 тысяч кубометров мусора.

Комментарии:

Михаил Скляревский, начальник отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области:

- Остров Ольхон является грандиозной этнографической достопримечательностью. На нём расположено около 300 археологических памятников - это погребения древних людей, а также стоянки, часть из которых датируется 3 тысячелетием до нашей эры. Многие из уникальных объектов находятся по береговой кромке, в местах отдыха «диких туристов», которые устанавливают палатки, роют туалеты, разводят костры и тем самым повреждают памятники археологии. В этом смысле с турбазами дело обстоит иначе. При согласовании участка под базу проводится археологическая экспертиза, в результатах которой отражается число выявленных на конкретном участке памятников. Все они находятся под охраной, и ответственность за их состояние несёт владелец базы. Поэтому если палатки туристов там и устанавливают, то только на специальные настилы, чтоб не уничтожить древнюю стоянку или погребение.

Яна Гришенкова, исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма:

- Проблема с мусором на берегу Малого моря стоит не мене остро, чем на Ольхоне. Бухты на континентальной части посещают за лето 100 тысяч отдыхающих. Одним из предложений, с которым выступали экологи, его поддерживали и туроператоры, - ограничить въезд «диким туристам» на машинах. Без личного автомобиля много еды и напитков на Байкал не привезёшь, а значит - снизится и количество мусора.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах