Постоянным участникам монгольской экспедиции хорошо знакома жажда приключений - каждый год в труднодоступные и самые южные районы пустыни Гоби стартуют автомобильные экспедиции иркутян на внедорожниках.
В этом году Гобийская экспедиция проходила под «несчастливым» тринадцатым номером в усечённом составе (на двух машинах).
Жаркий полёт
Первое, что отмечаешь на юге Монголии, - непостоянство сети степных дорог. Даже те, по которым мы ещё пару лет проезжали без каких-либо проблем, в этот визит оказываются занесёнными метровыми песчаными барханами, недоступными для колёсного транспорта. А там, где раньше были озёра, иногда возникают ровные потрескавшиеся такыры, по поверхности которых можно разгоняться до 100 км в час. Но что происходит всё чаще и чаще, так это попадание путешественников в мощные песчано-пылевые бури. Из-за их постоянства случаться весной и в начале лета мы отодвинули поездку на осень, но всё равно попадаем в ураганные шквалы песка и даже наблюдаем дождь в самых сухих местах Заалтайской Гоби. Не исключением стала и последняя Гобийская экспедиция.
Большое озеро Орог-Нуур, расположенное у подножия священных гор Их-Богд-Уул, оказалось практически пересохшим. По его дну была проложена автомобильная дорога, а водное зеркало озеро сузилось до такой степени, что подъехать к нему не удалось. На берегах бывшего озера не оказалось ни привычного щебетания птиц, ни войлочных юрт для туристов - только корка высохшей белой соли да растрескавшийся глиняный такыр до самого горизонта. Именно в этом пересохшем месте нас накрыла мощная буря, какой раньше не доводилось видеть.
Её приближение было отчётливо видно на фоне абсолютно чистого голубого небосвода. По степи стремительно катилась серая стена клубящегося облака песка. Свыше часа нам удавалось убегать от бури на скорости около 100 км в час, но к шести часам вечера она накрыла нас сумеречным светом - стало темно, как при лунном освещении. Буря продолжалась до часу ночи. Самое примечательное, что к десяти часам температура воздуха поднялась до 46 градусов, хотя днём она не превышала 26. Разогретый за день песок был поднят в воздух и, как в микроволновке, стремительно поднял температуру окружающего воздуха. В этом пекле, при нулевой видимости нам не оставалось ничего другого, как пробиваться к укрытию в горах и ждать, когда всё закончится, не смея даже приоткрыть дверь автомобиля.
Большая засуха
Обычно горные перевалы в Монголии можно легко преодолеть по сухим сайрам с ровной окатанной галькой, но только не в горах Богд-Уула, вершины которых достигают отметки 3590 м. В одну из своих предшествующих экспедиций мы смогли пройти на автомобилях по крутым козьим тропам через эти горы, но впоследствии старались придерживались накатанных дорог. В этот раз буря загнала нас в ущелье сайра, заканчивающегося крупными валунами на дне и отвесными стенами, несовместимыми с передвижением на автомобиле. На высоте 3356 м пришлось разворачиваться.
На обратном пути приключилась ещё одна неприятность. На движущемся пикапе незаметно для водителя раскрутились болты на заднем колесе, и оно, подпрыгнув, обогнало автомобиль, при этом сначала залетело в кузов, всмятку раздавив спелый арбуз, перепрыгнуло через кабину, умудрившись зацепить и оторвать правое боковое зеркало на кабине водителя, и улетело далеко вперёд. Полдня ушло на изучение конструкции тормозов правого уцелевшего колеса автомобиля, чтобы собрать левое. Разбросанные на 50 м пружины удалось найти, а вместо одной из шайб была изготовлена новая - из 50-копеечной монеты.
Полной неожиданностью для нас стало отсутствие воды около знаменитых, самых высоких в Монголии, барханных песков Хонгорын-Элс. Там напротив турбазы Жуулчин-Гоби-2 обычно течёт родник с холодной и чистой водой, рядом с которым зеленеет обширный луг и некоторое время течёт настоящая полноводная река, которой в этом году не оказалось, как, впрочем, и сочно зеленеющих трав. Уже вернувшись в Иркутск, в Интернете я обратил внимание на фотографию месяца - правительство Монголии выехало в пустыню Гоби и в официальных костюмах за столами заседает под открытым небом среди песков. Всё это - для привлечения мировой общественности к серьёзной проблеме небывалых засух в Центральной Азии, когда жёлтый песок монгольской Гоби накрывает пыльными бурями даже Пекин.
Кстати:
Литр дизтоплива в Улан-Баторе можно купить за 1000 тугриков, на юге Монголии – 1350-1500. Обменять рубли на национальную валюту не удастся на АЗС и в большинстве небольших населённых пунктов.