Примерное время чтения: 6 минут
1033

Загадки Святого места

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. «АиФ в Восточной Сибири» 28/09/2011

Парадоксально, но в век развития науки и Интернета вновь возрождается интерес к забытым священным местам наших предков. В древние времена каждый род и селение имели священные места для поклонения, ими становились необычные по форме камни и деревья, отдельные скалы и высокие горы.

В их честь проводились обряды, у духов этих мест просили помощи в сложные моменты жизни. Намоленные веками природные святыни загадочным образом обретали силу и в самом деле, случалось, чудесным образом оказывали реальную помощь больным. Об этом слагались легенды, и святое место становилось регулярным паломничеством для многих людей. Подобные святые места широко распространены на Байкальской земле - обычно их можно узнать по голубым жертвенным лентам, привязанным к веткам деревьев, которые буряты называют заала. Некоторые из таких святых мест находятся удивительно далеко от проторенных дорог и поселений людей, в глухой тайге, там, где человек и сегодня бывает крайне редко. Одно из таких удивительных мест - Святое место на Шумаке.

Только пешком

Слава о чудодейственной Шумакской долине в глубине гор Восточного Саяна с сотней целительных источников от разных болезней распространилась среди сойотских охотников ещё в древние времена. Как считается, особые свойства местности в такой долине укрепляют здоровье, продлевают жизнь и способствуют успехам в медитации. Например, легенда о таинственной тибетской долине Шангри-Ла, скрытой неприступными горами Гималаев и Куньлуня от посторонних глаз, где люди живут, не зная болезней и совершенно не старясь, распространилась по всему миру и приобрела необычную популярность.

Особые свойства подобных горных долин могут объясняться, в частности, регулярным употреблением их посетителями уникальной лечебной воды из бьющих там источников, которые были известны местному населению под названием «воды долголетия» или «источники, которые дают долгую жизнь». Со временем эта долина с источниками превратилась для местного населения в главную священную землю всей горной страны от Ильчира до Дабаты (севернее современного Аршана), а духами-хранительницами священной долины стали две преждевременно погибших благородных сестры Молжон и Должон из племени сойотов. Их местопребыванием сегодня считается Святое место напротив семи столбовидных скал на правом берегу Шумака в 6 км ниже по его течению от знаменитых источников. Это место находится очень далеко от поселений и дорог, попасть сюда можно только пешком по трудной таёжной тропе, но люди, невзирая на трудности пути, приходят сюда снова и снова. Шаманское обо с подарками - детскими игрушками (по традиции считается необходимым оставлять в этом месте парные подарки для обеих сестёр), сегодня достигает поразительных размеров - 2-х метров в диаметре! Подобного нет даже в Баргузинской долине, к священным местам которой легко подъезжают на автомобилях. А на Шумаке оно расположено в нетронутой тайге за высокими перевалами, на расстоянии 3-4 дней пешеходного пути от Тункинской долины.

Как родилась легенда

Каким образом древние люди определили необычность этого места и с какого времени стали ему поклоняться, вспомнить уже никто не может. Со слов самых старых сойотских и бурятских хранителей преданий легенда рассказывает: «В стародавние времена, когда вместо лошадей ездили на оленях, а горная страна принадлежала сойотам, возле озера Ильчир в племени сойотов родились две прекрасных девочки - ильчирские сёстры Должон и Молжон, обладавшие с момента рождения необыкновенной любовью ко всем животным и состраданием ко всему живому. Сёстры стали любимицами племени. Сойоты не жили на одном месте, а непрерывно кочевали по горам в поисках зверя. Однажды повзрослевшие сёстры во время охоты неожиданно встретили в саянской тайге двух понравившихся им чужих молодых охотников - братьев из рода хонгодоров из Тункинской долины. Ильчирские сёстры и хонгодорские братья искренне и впервые в жизни полюбили друг друга. Расставаясь, братья поклялись девушкам следующим летом приехать за ними в их стойбище. Эта встреча или, может, с другими чужими людьми стала для сестёр роковой: после длительной жизни в таёжной изоляции они заразились от чужаков чумой. Заболев, они направились на целебные источники Шумака в надежде вылечиться там, как делали их предки, но дойти до места не смогли - утром из горла пошла кровь у одной из них, а вечером умерла другая сестра, вместе с ними умерли и многие из их рода, дети и старики. Когда братья-хонгодоры летом стали искать их стойбище, в живых уже никого не было, а на месте их смерти на берегу реки Шумак они увидели семь образовавшихся столбов-останцев из песка и гальки, по числу умерших от болезни сойотов. Горе братьев было настолько великим, что они стали молиться, прося оживления сестёр. Когда на них по шаманскому обряду брызнули, у братьев возникло видение, что отныне ильчирские сёстры станут хранителями Шумакской долины и всей сойотской земли от Ильчира до Дабаты и, не испытав любви и материнства, будут помогать всем, кто не может родить ребёнка».

Именно поэтому в шаманском святилище у подножия горы Ребёнка - так теперь именуют семь конгломератовых столбов на Шумаке, - много подарков и детских игрушек. Кто просит девочку - приносят сюда кукол, мальчика - машинки и детские пистолеты. Многие приходят сюда медитировать, говорят, если долго смотреть в одну точку на столбы, обязательно возникнет видение, и можно получить ответ, как решить проблемы в жизни. Это действует как волшебный камень, исполняющий желание (есть и такой в Шумакской долине). Некоторые буряты рассказывают, что в видениях им являются тигры, быки, а одному из пожилых бурят почему-то привиделся вождь пролетариата Владимир Ленин.

К столбам приходят с разными проблемами, и многим это место чудесным образом помогает, если правильно медитировать и просить помощи. Не могущие зачать ребёнка женщины через некоторое время рожают, а одолевающие человека проблемы вскоре отступают. Даже те, кто не верит в подобные чудеса, на всякий случай тоже оставляют здесь свои подарки. Считается, что до тех пор, пока люди будут верить в святость этого места, оно и в самом деле будет многим помогать. Как действует это правило в природе, остаётся загадкой как для учёных, так и для самих «просителей». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах