Общий пробег экспедиции по югу Монголии, затем с юга на север по 100 меридиану через самые высокие горные системы этой страны Хангай и Гобийский Алтай и берегу озера Хубсугул составил 4502 км.
Столь протяжённое путешествие по всей Монголии позволило сопоставить впечатления от поездок в эти районы десятилетней давности с современным днём. Главное заключение от всего увиденного - Монголия стремительно и безвозвратно изменилась. Романтика прокладки новых дорог и радость первопроходцев остались в прошлом: хорошие гравийные дороги и асфальт появились даже в удалённых южных районах Монголии.
Культурный шок
Самым сильным и шоковым впечатлением для нас стали новые асфальтированные автобаны с платными пропускными пунктами, оснащённые современными сканерами, которых не было в этой пустынной местности ещё два года назад. Они построены за 1,5 года столь стремительно, что их ещё не нанесли на дорожные карты, даже не все монголы в округе знают, что дорога заасфальтирована.
На всём протяжении от Улан-Батора до границы с Китаем ведётся отсыпка полотна и строительство новой асфальтированной трассы. Сейчас здесь работает 700 привлечённых китайских специалистов, развернуто 8 заводов по производству асфальта. Покрытие - специально разработанный с учётом климата Монголии суперпрочный цемент толщиной более 20 см. Такая дорога на бетонной основе требует капремонта раз в 30 лет (для сравнения, строящиеся российские дороги на двухслойной подушке с нижним слоем из песка и верхним щебёночным требуют текущего ремонта в среднем раз в 7-8 лет). Количество одновременно работающей дорожной техники впечатляет, такими темпами уже через пару лет вся Монголия будет «закатана» в асфальт, поэтому часто цитируемое утверждение, что в этой стране нет дорог, а только одни направления, - безвозвратно устарело. Если встретите такой пассаж, не доверяйте автору - он давно не видел дорог Монголии.
Пустыня Гоби изменилась здесь до неузнаваемости. Высокие насыпи дорог стали непреодолимым препятствием для миграции диких животных, хотя мы ещё помним время, когда здесь были огромные табуны кочующих куланов и дзеренов. Сейчас их уже нет, как нет и больших скоплений домашнего скота - кошары стоят заброшенными, колодцы - сухими и бесхозными, а заросшие травой дороги в степи свидетельствовали, что по ним из-за ненадобности перестали ездить. В южных районах, там, где раньше можно было купить барана, по два-три дня мы вообще не встречали ни одной юрты. Скотоводы теперь работают на рудниках и строительстве дорог. Пустыня Гоби стала непривычной и чужой: там, где в прошлые годы была чёрная выжженная каменистая земля, - зеленела трава, где не было никаких дорог, появились новые асфальтированные магистрали.
Автобаны буквально всё «избороздили»
Асфальт лежит практически на всей заново построенной за один год автодороге к озеру Хубсугул, из Западного Китая через Монгольский Алтай проложили асфальтированную дорогу к Новосибирску. В ближайшие годы в Монголии планируют построить скоростную магистраль протяжённостью 997 км в меридианальном направлении Алтанбулаг (российская граница) - Улан-Батор - Замын-Ууд (китайская граница). В результате ввода в эксплуатацию этой скоростной магистрали для Монголии открывается транспортный коридор, дающий выход на рынок не только двух соседних стран, но и в страны Восточной Европы. В 2013 году будет сдана в эксплуатацию ещё одна скоростная магистраль, строительство которой является частью крупномасштабного международного проекта под названием «Монгольский вектор», предусматривающего создание к 2014 г. транспортного коридора для доставки грузов автомобильным транспортом от морского порта Тяньцзинь в Жёлтом море до России и дальше в Европу.
С нами случился курьёз - мы так увлеклись скоростным автобаном, что пропустили нужный нам съезд и проехали в сторону Китая лишних 120 км. Вдоль дороги мелькали аккуратные голубые постройки современных горнодобывающих фабрик, а параллельно - как в фантастической картине о будущем, словно запрограммированные роботы, непрерывно двигались в облаках пыли 100-тонные гружённые рудой самосвалы с прицепами, причём с интервалом чаще, чем городские трамваи.
Огромные инвестиции в развитие горнодобывающей отрасли Монголии позволили в 2011 году проложить в этой стране 1100 км автодорог с твёрдым покрытием, а в 2012 году здесь планируют построить ещё 3 тысячи км таких дорог. Для сравнения: в России, территория которой в 11 раз больше, строится ежегодно всего около тысячи километров дорог федерального значения. Поэтому и реконструкция сорока километров дороги к Байкалу от посёлка Еланцы до МРС продолжается уже 10 лет. За это же время в Китае построена сеть платных автомобильных дорог, протяжённость которых достигла 133 тыс. км - это самый высокий показатель в мире. Скоростной автобан из Китая через всю Монголию уже через год позволит приезжать китайским туристам на Байкал, где, к большому сожалению, темпы строительства новых дорог сильно отстают от скорости восточных соседей.
Языком цифр
Самый большой суточный пробег Гобийской экспедиции 2012 г. по монгольским дорогам составил 386 км, самый сложный участок без дорог - 153 км.
Цена за один литр дизельного топлива в Улан-Баторе составила 1660 тугриков, на юге 1825 - 1900 тугриков, или в пересчёте - 45 руб. за 1 литр (обменный курс в Хатгале - 1 руб. = 42,4 тугрика, в Ханхе 1 руб. = 40 тугрикам).
При въезде в Монголию с каждой машины был уплачен страховой сбор - 70 000 тугриков, транспортный налог - 10 000 тугриков, ветеринарная обработка - 250 руб. При въезде в каждый город - от 500 до 1000 тугриков, за проезд между городами - по 500 тугриков.