Иркутская область, 29 ноября – АиФ-ВС. По их словам, тенденция в последние годполтора такова: заповедные уголки по всей стране переводят на самоокупаемость за счёт туризма. В результате многие руководители просто отказываются от ставок учёных в пользу работников туристической сферы. Как могут сказаться на сибирской природе такие реформы?
Постановление о том, что каждый заповедник или нацпарк должен в обязательном порядке развивать туризм, идёт «сверху» - от федерального Минприроды и президента страны, объясняет старший научный сотрудник Байкало-Ленского заповедника Михаил ИППОЛИТОВ. Териолог (специалист по изучению млекопитающих) с многолетним стажем убеждён: на местах такая мера может нанести природе невосполнимый ущерб.
Вторжение или защита?
Сотрудники Байкало-Ленского заповедника обратились к президенту с письмом, в котором высказывают опасения по поводу сохранности уникальных уголков тайги и степи. В частности, авторы письма говорят о строительстве на территории заповедника - мысах Анютка и Шартла двух зданий, которые могут использоваться как турбазы.
- На мысе Анютка расположено самое большое на западном побережье Байкала место зимовки изюбра, - объясняет Михаил Дмитриевич. - За всю историю заповедника никто не смел построить там даже охотничьего кордона. Летом же без ведома учёных в этих местах появились домики. Мы считаем, что строительство коммуникаций на местах миграции и зимовки зверя нарушает федеральный закон о животном мире.
По этому факту учёный подал заявление в правоохранительные органы. Директор заповедника Александр РАССОЛОВ пояснил нашей редакции, что построенные на мысах здания не являются объектом капитального строительства, поэтому нарушения закона здесь нет. Кроме того, уверил он, факт консультации с учёными был, однако как руководитель он не обязан согласовывать свои решения с научным отделом.
- В отличие от соседних мысов, я не видел там зверя, поэтому пришёл к выводу, что территория плохо охраняется. Если на построенном там кордоне будет хороший охранник, появится и зверь, - убеждён директор.
Панацея от браконьеров
Специалистов пугает и тот факт, что на территории заповедника вместо трёх исторически сложившихся может появиться гораздо больше маршрутов.
- Проект 28 новых маршрутов опубликован на сайте федерального Минприроды, и в нём не хватает лишь подписи министра. Многие маршруты имеют протяжённость 100 и более километров. Чтобы их оборудовать, нужно построить 35 кордонов, лес для которых по российским законам можно заготавливать прямо на заповедной территории, - рассказывает младший научный сотрудник Байкало-Ленского заповедника Надежда ШАРЫПОВА.
Путешествие по оборудованным маршрутам платное - сегодня один день пребывания на них группы туристов стоит 2000 рублей.
- Судя по всему, посещение заповедников и нацпарков по всей стране окажется недешёвым удовольствием. А люди, способные позволить себе такой туризм, часто не имеют даже зачатков экологической культуры, зато привыкли, что за свои деньги могут делать всё, что угодно, - рассуждает бывший научный сотрудник Прибайкальского нацпарка, известный орнитолог Виталий РЯБЦЕВ.
Александр Рассолов утверждает, что будет проложено семь-восемь новых маршрутов, но вместе с этим на территории заповедника расчистят все заброшенные дороги, чтобы по ним могла пройти пожарная техника. Он, в отличие от учёных, убеждён, что именно туристы сегодня способны остановить браконьеров на охраняемой территории. Чем больше в заповеднике появится туристических троп, тем меньше у нарушителей будет шансов остаться незамеченными, уверен директор.
Что касается перспектив научного отдела, его сотрудники, по словам Александра Рассолова, останутся в заповеднике, если «будут конкурентоспособными». В противном случае их работой будут заниматься приглашённые специалисты из сибирских научно-исследовательских институтов. А энтузиасты, готовые за 10-15 тысяч рублей десятилетиями отслеживать редкие виды, увы, уже в ближайшее время могут оказаться за бортом.
Комментарий
Семён УСТИНОВ, писатель, зоолог, натуралист, заслуженный работник охотничьего хозяйства РФ:
- Хорошо, что сегодня заповедники могут многое сделать для развития познавательного туризма. Но подходить к этому нужно с большой осторожностью, постоянно помня о том, что главное - это не навредить природе, не спугнуть зверя в то время, когда он особенно уязвим - во время отёла или глухариного тока. Такой туризм не должен быть массовым, лучше, если это будут небольшие группы из 5-6 человек в сопровождении работников заповедника.