Примерное время чтения: 6 минут
1976

Мифы и тайны села Калинино

Напомним, что в крае приступили к реализации проекта по восстановлению этого уникального памятника культуры и истории XVIII века. Собрана часть средств, определена строительная компания, и кажется, начало работ уже не за горами, но есть проблема, откладывать которую на потом нельзя, считают забайкальские ученые. Без комплексного научного изучения навсегда могут быть утрачены бесценные реликвии прошлого.

Здесь в ссылке был схимонах

Все мы родом из детства, и у каждого этот мир свой - у кого-то овеянный морем или дыханием близких гор, у кого-то - ритмами города. Но что, если растешь ты вдали от большой жизни, и единственным способом подняться над привычным миром маленького села остается купол колокольни разрушающейся церкви. Для калининской ребятни, кажется, не осталось на этих развалинах ни одного уголка, куда бы они не слазили, не заглянули.

- Я была маленькая, а церковь уже и тогда была разрушенной, - рассказывает четвероклассница Ксюша Воложанина. Ксюша выросла в селе Калинино.

Стоит село в восьми километрах от города Нерчинска, на правом берегу Шилки. В эти дни здесь уже буйно цветет черемуха, а в огородах садят картошку. Все как и в любом забайкальском селе - даже названия улиц. На Советской на одном из домов вырезана дата его возведения - 1807 год. Несмотря на преклонный возраст - дом жилой.

Раньше это старинное село называлось Монастырское - из-за церкви Успения Пресвятой Богородицы, чьи развалины высятся прямо посреди Калинино.

Здесь в ссылке был схимонах

Эта церковь - последнее напоминание о бывшем здесь некогда монастыре. Первый в Забайкалье Нерчинский Успенский мужской монастырь был основан в 1664 году, через десять лет после постройки Нерчинского острога. Тобольский архиепископ Симеон благословил строительство самого дальнего русского монастыря. В 1706 году здесь начали возводить большой каменный храм, каменные стены и каменные кельи.

- Строительство ее велось с 1706 по 1712 год, - замечает Виктор Кулеш, архитектор, работающий над проектом реконструкции церкви. - А ведь это были непростые годы для России. 1709 год - Полтавская битва. Петр Первый, который решал вопросы с западной экспансией, в то же время не забывал о восточных рубежах страны. Он прислал в Забайкалье артель для строительства. Это здание сделано уникальными профессионалами того времени.

В 1735 году в Успенский монастырь привезли “государственного преступника” схимонаха Гедеона, бывшего архиепископа Ростовского Георгия Дашкова, известного русского церковного деятеля, сподвижника Петра I. В Нерчинский Успенский монастырь Гедеона привезли с инструкцией “содержать его там до смерти неисходно под крепким караулом и никого к нему не допускать без караула”. По преданию, камера, в которой он провел последние четыре года своей жизни, находилась в самой Успенской церкви.

Из-за своей удаленности, отсутствия, как бы сейчас сказали, профессионального управленца, 3 августа 1773 года последовал указ об упразднении монастыря. Два года спустя крестьяне местных селений попросили открыть приход и дать им священника, которого они обязались содержать пахотной землей и сенокосом. Указом Иркутской духовной консистории от 14 мая 1775 года такой приход был учрежден.

Это памятник истории

Сегодня забайкальская общественность собирает средства на восстановление этой церкви в Нерчинском районе. Интересно, что она уже восстанавливалась совместными усилиями людей. Во второй половине XIX века церковь Успения Пресвятой Богородицы в Монастырском была отремонтирована на средства прихожан. Крыша покрыта листовым железом, сделана новая ограда, переделаны и обновлены иконостасы, полы во всех приделах перестилались. Тогда же было положено начало ежегодному крестному ходу с храмовой иконой Успения Пресвятой Богородицы. Происходило это 21 мая, когда из села Монастырского в Нерчинск совершался крестный ход с этой святой иконой.

Увы, дальнейшая судьба к Успенскому храму не благоволила. В советское время церковь в селе Калинино была разорена. Под сводами опустевшего, заброшенного дома Божия бродил скот. А ведь это не только памятник культуры, но и памятник нашей истории, которую мы, по сути, только постигаем сегодня. Известный забайкальский ученый-исследователь, археолог Михаил Константинов впервые увидел церковь в селе Калинино в 1964 году во время похода юных краеведов. Осматривая тогда колокольню, он нашел там под слоем опилок большие листы. Это были монастырские и хозяйственные книги примерно XIX века.

Но и теперь, спустя почти полвека, Успенская церковь продолжает озадачивать исследователей своими дарами из прошлого. Поднявшись на ту же колокольню уже в наши дни, студенты профессора Константинова нашли здесь несколько предметов: застежки на хозяйственные книги, нательный крест, кованые гвозди и совсем уже необъяснимую забавную вещь.

- Нашли основание бутылки, - рассказывает Константинов. - Остатки соединили, прочитали: «Главстекло», а пониже - Константиновка. Удивительные вещи!

Успеть бы изучить!

Немного времени остается до того момента, когда сюда придут строители, большегрузная техника. Срединную часть церкви будут разбирать по кирпичику, чтобы потом вновь сложить в первоначальном порядке. Но археологи опасаются, что могут быть безвозвратно утрачены уникальные артефакты. До начала строительных работ необходимо провести археологические исследования, пусть даже это отодвинет восстановление храма. Как считает доктор исторических наук Михаил Константинов, к реконструкции церкви надо подойти всестронне, учесть в том числе и научный фактор - есть такое направление в археологии - церковное.

Восстановление храма - дело совсем непростое, потребует оно немалые средства и силы людей неравнодушных - волонтеров. Впрочем, кажется, без помощников Успенская церковь не останется.

- Я уверена, весь исторический факультет поедет сюда работать, да и другие забайкальцы отзовутся, - говорит Наталья Викулова, студентка 2 курса исторического факультета ЗабГУ.

Можно не сомневаться, будут среди первых помощников и маленькие калининцы, впервые открывшие для себя то, что, оказывается, здесь была другая жизнь, а эти стены - безмолвные свидетели героической эпохи освоения русскими людьми Забайкалья. Когда мы уезжали, четвероклассница Ксюша Воложанина сказала нам на прощание:

- А знаете, я хотела быть учительницей, как мама, а теперь я точно знаю - я буду археологом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах