aif.ru counter
780

Призрачная прозрачность: какой вариант оплаты коммуналки оптимальный?

Несмотря на то, что о прозрачности в сфере ЖКХ чуть ли не каждый день говорят различные контролирующие органы, у жильцов по-прежнему остаётся вопрос: «Куда уходят наши деньги?»

Выяснить это, а также найти оптимальный способ оплаты попытались участники круглого стола, который состоялся в пресс-центре «АиФ-Иркутск» 13 декабря.

Марина Васильева

По словам и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Марины Васильевой, нарушений в жилищно-коммунальной сфере выявляется масса. Причём не только в части оплаты услуг.

- На территории Приангарья зарегистрировано около тысячи организаций, которые занимаются управлением имущества многоквартирных жилых домов. Казалось бы, такой огромный выбор для населения, должна быть сильная конкуренция, а значит - более низкие тарифы и более высокое качество услуг, - рассуждает Марина Васильева. - Однако зачастую это не так. Мы выявляем нарушения в деятельности управляющих компаний, начиная с самого момента их создания, когда УК незаконно берут на себя функции по управлению жилфондом, фальсифицируют протоколы общих собраний. Также имеют место многочисленные факты, когда денежные средства, собранные с жильцов, оседают непосредственно в управляющей компании. Хотя по закону они должны в течение двух дней упасть на счета ресурсоснабжающих организаций.

Средства жильцов часто «оседают» в УК. Фото: АиФ / Руслан Ишмухаметов

Свежий пример - УК, обслуживающая часть домов в Октябрьском районе Иркутска, в течение года использовала деньги собственников не по целевому назначению, задолжав при этом поставщикам тепла и воды порядка 1 млн рублей. Сейчас по данному факту проводится доследственная проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Подобные махинации «всплывают» и в других городах. В Слюдянском районе придумали такую хитрую схему: расчётный центр заключал агентские договоры с ресурсоснабжающими организациями и получал право от их имени заключать договоры с населением, юридическими лицами на поставку услуг и производить с них сбор денежных средств. В итоге расчётный центр переводил миллионы рублей на счета третьих лиц. При этом каждая организация в этой цепочке получала своё вознаграждение. Таким образом, за несколько месяцев было перечислено более 91 млн рублей. Теперь мошенникам придётся отвечать перед законом.

- Всего за последние два года прокуроры направили 17 материалов проверок в отношении различных злоупотреблений в сфере ЖКХ, по результатам которых завели 11 уголовных дел, - сообщила Марина Васильева.

Не меньше нарушений и по линии стройнадзора. «Улов» инспекторов Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области - 67 административных дел на общую сумму штрафов 952 тысячи рублей. Кроме того, управляющим компаниям предстоит сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги почти на 10 млн рублей.

Расщепление как спасение

Оздоровить ситуацию с платежами в сфере ЖКХ может так называемая система расщепления, уверены управляющие компании. Суть этого метода в том, что средства, собранные с собственников за каждую конкретную услугу, будь то вода, электричество, отопление, вывоз мусора и так далее, поступают напрямую поставщикам этих ресурсов. Механизм простой: между ресурсоснабжающими организациями, управляющей компанией и банками (или платёжной системой) заключается трёхсторонний договор. Как только платежи от населения поступают в банк, они сразу делятся на несколько частей - деньги за тепло и горячую воду уходят в ИГТСК, за холодную воду и канализацию - в Водоканал, за ремонт и содержание жилья - в управляющую организацию. Каждый рубль, оплаченный горожанами, попадает к своему законному получателю. Таким образом, у УК нет доступа к «общему котлу», она может распоряжаться только средствами, которые предназначены непосредственно ей за выполненные работы.

Не менее «грабительское» и вступившее в силу с 1 июня 2013 года постановление правительства № 344, которое запрещает брать за общедомовое потребление больше, чем положено по нормативу, а если в доме утекает больше воды и неизвестно куда пропадает электричество, за это должна платить опять управляющая компания. Взять эти расходы на себя могут и жильцы, но лишь в том случае, если они примут такое решение на общем собрании, на что, естественно, люди не пойдут. В результате снова пострадает статья «ремонт и содержание»…

Нам чужого не надо

Директор иркутской управляющей компании «Приоритет» Светлана Ткаченко тоже выступает за систему расщепления коммунальных платежей.

Светлана Ткаченко

- Раньше, когда действовали ЖЭКи, эта система отлично работала, при создании управляющих организаций от неё отказались, но мы ещё тогда понимали, что лучшего варианта не найти, поэтому отстояли и сохранили старый порядок сбора платежей, - рассказывает Светлана Ткаченко. - Каждый поставщик услуг должен получать только свои деньги. Нам чужого не надо! Сейчас мы пошли ещё дальше. Чтобы у жильцов не было и тени сомнений, что их деньги напрямую и в срок доходят до поставщиков коммунальных услуг, мы стала переводить дома на непосредственный способ управления.

В этом случае каждый собственник заключает прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку воды, тепла, электроэнергии, а с управляющей компанией - на техническое обслуживание, содержание, ремонт домов и вывоз мусора. Такой опыт первыми внедрили в Ангарске и Черемхово. И управляющие компании, и жильцы, и ресурсоснабжающие организации довольны. Иркутск только в начале пути.

Каждый жилец ждет, что ремонт подъездов будет производиться вовремя. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

- У нас из 80 домов на непосредственное управление перешли 40. Люди понимают, что сегодня это самый эффективный способ, - говорит Светлана Ткаченко. - Он защищает денежные средства жителей от недобросовестных управляющих компаний, которые могут использовать деньги не по назначению. Что бы ни случилось с УК (обанкротилась она или ликвидировалась), платежи за тепло, воду и канализацию дойдут поставщикам услуг. Разница лишь в том, что собственник получает не одну платёжку, а несколько - за каждый ресурс свою. У людей появляется право выбора, за какую услугу платить, а за какую нет. Если, например, в этом месяце вода из горячего крана бежала чуть тёплая, то жильцы могут рассчитаться за неё в последнюю очередь. Сейчас такой возможности нет. Кассир в банке не может вручную распределить, на какие позиции из общей квитанции направить платёж, а на какие нет. Внесённая сумма в любом случае пропорционально распределится по всем услугам. Если в строке «итого к оплате» стоит 2,5 тыс. рублей, а вы внесли 2 тысячи, сумма раскидается пропорционально по всем поставщикам, в результате собственник останется должен за каждую услугу по чуть-чуть.

Здравый смысл и надёжность

Алексей Кохо

- На самом деле эту проблему легко исправить, - уверен директор Системы сбора и обработки платежей «Город» Алексей Кохо. - Технические возможности нашей Системы очень широки. Мы готовы работать в диалоге с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, оперативно реагируя на любые их предложения. Достаточно внести в программу некоторые изменения - и люди смогут платить отдельно за каждую услугу в одном окне. Особенность Системы «Город» в том, что она изначально создавалась для сбора расщеплённых платежей. В её работу был заложен здравый смысл, когда каждый участник процесса занимается своим делом и получает за это положенное вознаграждение: управляющие компании обслуживают жилой фонд, ресурсоснабжающие организации обеспечивают собственников водой, теплом, электроэнергией, банки (платёжные системы) собирают средства с населения и перечисляют их поставщикам услуг.

Оплачивая коммунальные услуги через Систему «Город», человек может быть уверен, что его деньги дойдут до адресата и не затеряются в управляющих компаниях или ТСЖ, выступающих посредниками между ресурсоснабжающими организациями и потребителями. За своевременную доставку также переживать не стоит. Сама Система денег не касается. Все платежи от банковских агентов поступают в расчётный банк, который далее распределяет их среди поставщиков. Средства, собранные за холодную воду и водоотведение, банк переводит в Водоканал, за отопление и горячую воду - в теплосбытовую компанию, за содержание жилья - управляющей организации. До места назначения они идут максимум сутки.

Махинации исключены

Однако, по словам Алексея Кохо, сегодня по такому принципу работает меньше половины ТСЖ и управляющих компаний Иркутской области. Большинство по-прежнему предпочитает собирать наличные деньги в своих кассах, офисах, а то и на дому, записывая сведения в амбарную книгу, что в эпоху технического прогресса выглядит дико, да и надёжности никакой. Это подтверждают органы прокуратуры: по их данным, хищения и нецелевое использование средств чаще случается как раз в том случае, когда собственники рассчитываются за «коммуналку» наличкой в кассах управляющих компаний. Получив чужие миллионы, у недобросовестных руководителей возникает соблазн «прокрутить» деньги или направить их на личные счета. Система «Город» исключает саму возможность подобных злоупотреблений. Более того, поставщики услуг имеют возможность в онлайн-режиме отслеживать поступление средств от потребителей.

Другой плюс Системы - разнообразие способов платежей. Сегодня в проекте задействованы 24 банка, «Почта России», переговорные пункты «Телекомсервиса», кассы и платёжные терминалы «Энергосбыта», «Сибтелекома», которые распространяют своё влияние на территории Иркутска и области. Внести платёж также можно в личном кабинете на сайте uplati.ru с помощью электронных кошельков или карты любого банка. При этом квитанция в электронном виде хранится вечно. Если потребитель ошибся и заплатил не туда, либо управляющая компания что-то напутала, нужный код обязательно найдут в реестре и разберутся в ситуации. Ни одна другая платёжная система этим заниматься не станет.

- Часто к нам обращаются с претензиями, почему банк не выдаёт развёрнутую квитанцию, а только сообщает итоговую сумму к оплате. В этом нет нашей вины. Обычно в платёжный документ выводится та информация, которую передаёт нам управляющая компания или ТСЖ (расширенную или усечённую), сами мы ничего не рассчитываем и не выбираем, какие услуги включить, а какие нет. Взять эту информацию из головы мы не можем, - поясняет Алексей Кохо.

Ещё один вопрос, который сегодня волнует жильцов, кто должен платить комиссию за сбор платежей - собственник или поставщик услуг? Раньше комиссионный сбор, он составляет 2%, был заложен в тариф, то есть заранее учитывался в стоимости 1 Гкал или 1 куба воды. С 1 января 2014 года будет взиматься отдельной строкой. При этом величина тарифа уменьшится на 2%. Однако, как утверждают управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, собственники вряд ли заметят разницу в цифрах, поскольку с Нового года подрастут другие составляющие тарифа. Например, в стоимости «ремонта и содержания жилья» подорожают освещение мест общего пользования, вывоз мусора, пользование лифтом.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах