aif.ru counter
301

«Беззаботные» дома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «АиФ в Восточной Сибири» 19/10/2016
За все проблемы, случившиеся во время отопительного сезона на внутренних инженерных сетях, несет ответственность управляющая компания.
За все проблемы, случившиеся во время отопительного сезона на внутренних инженерных сетях, несет ответственность управляющая компания. © / фото Александра Фирсова / АиФ

В Приангарье октябрь стал аномально холодным, поэтому приход тепла в дома жители региона ждали с особым нетерпением. И теплоснабжение запустили,  только в некоторых – незаконно. Неготовность жилфонда к отопительному сезону, причины и способы влияния на ситуацию обсуждались на круглом столе.

Самовольное подключение

По данным Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, в Иркутске 27 домов до сих не получили паспорта готовности. Тем не менее они подключены к отоплению, но его качество и надёжность никто не гарантирует.

Как пояснила и.о. первого заместителя прокурора Иркутска   Оксана ХОЛОДКОВА, в прокуратуре областного центра на постоянной основе проводятся рабочие группы по выявлению нарушений, преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

- Сейчас все дома и объекты социальной инфраструктуры подключены к отоплению, поскольку не дать тепло мы не имеем права, ведь там живут люди и с наступлением холодов в этих домах могут наступить необратимые последствия, - говорит Оксана Васильевна. - Существуют проблемы с четырьмя управляющими организациями областного центра, районными прокуратурами в них проводятся проверки. Три УК приняли адекватные меры, отреагировали на наши замечания. А четвёртая ненадлежащим образом исполнила обязанности по подготовке к отопительному сезону 2016-2017 года, допустила факт самовольного подключения многоквартирных домов к отоплению.

Нами направлено поручение прокуратуре Свердловского района города Иркутска о проведении проверки ООО УК «Приморский» с участием сотрудников полиции, специалистов Иркутского городского отделения «Иркутскэнергосбыта» для установления причин образования задолженности, неперечисления денежных средств, поступивших от жильцов, ненадлежащей подготовки к предстоящему отопительному сезону. После получения заключения специалистов, будет решён вопрос о применении мер прокурорского реагирования.

Если УК неэффективно расходует собираемые с жильцов деньги, не передаёт их ресурсникам, плохо готовит дома к отопительному сезону - это смена управляющей организации.
Если УК неэффективно расходует собираемые с жильцов деньги, не передаёт их ресурсникам, плохо готовит дома к отопительному сезону - это смена управляющей организации. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Тепло есть, гарантий нет

Начальник отдела по работе с предприятиями ЖКХ ПАО «Иркутскэнерго» Константин МАРКЕЛОВ пояснил, что деньги за поставленное тепло с УК «Приморский» ресурсники вынуждены добиваться только через суд.

- Судимся с ними постоянно, сейчас именно таким путём оплатили за ноябрь 2015 года, - говорит эксперт. - Это одна из проблемных управляющих организаций. Из 198 тепловых установок ни одна не готова, ни одна не получила актов ни финансовой, ни технической готовности. Поэтому подключение к теплу по сути незаконно. Но не подать тепло теплоснабжающая организация не может. И на этом фоне идёт искажение информации, людям всё преподносится так, что виновны в сложившейся ситуации только энергетики, поставляющие некачественные услуги. Но тепло и горячая вода к домам подводятся согласно утверждённым нормативам. Что происходит внутри дома - уже ответственность исключительно управляющей компании. И собственники квартир должны чётко осознавать, что всю ответственность за проблемы, случившиеся во время отопительного сезона на внутренних инженерных сетях, несёт управляющая компания, мы же отвечаем только за подачу ресурсов до узла учёта в доме.

Выбор есть

Исправить ситуацию, по словам специалистов, можно, если лишить управляющую компанию лицензии. Как напомнил собравшимся директор УК «Альтернатива» Анатолий ХЛЕБНИКОВ, в прошлом году все получили лицензии и понимают, что лишение влечёт завершение деятельности:

- За прошедшие 12 лет введения Жилищного кодекса мы набрались опыта, и у жителей есть выбор из вполне порядочных УК, которые будут достойно работать.

Кстати, на территории деятельности «Приморского» сегодня работают две управляющие компании: «Энергия» и «Восточное управление ЖКС». Но сделать шаг в их сторону должны в первую очередь сами жильцы.

- Жилищный кодекс во главу угла ставит именно роль и позицию собственников, им даётся право выбора способа управления и самой управляющей компании, - напомнила Оксана Холодкова. - Если УК неэффективно расходует собираемые с жильцов деньги, не передаёт их ресурсникам, плохо готовит дома к отопительному сезону - это смена управляющей организации. Также существует возможность перехода на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями, как это уже сделали 23 УК в Иркутске.

Руководитель Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Денис ВОРОНОВ пояснил, что федеральный законодатель ведёт к более активному переходу на прямые договоры собственников и ресурсников:

- Сегодня у «Иркутскэнерго» 1200 тысяч лицевых счетов по электричеству, будет ещё столько же договоров по теплу. И каждый житель станет оплачивать тепло и горячую воду так же, как сейчас оплачивает электричество, - ресурсоснабжающей организации. При возникновении споров, к примеру, о начислениях, будет такая же процедура оспаривания - через суд. Но я не очень представляю, как наши активные бабушки - старшие по дому - будут судиться с ресурсниками. Однако федеральный законодатель уже не один год добивается выведения граждан на прямые отношения с ресурсниками. Обосновывается это тем, что сегодня управляющие компании - хронические задолжники перед ресурсоснабжающими организациями, а прямые расчёты с жителями, видимо, должны исправить ситуацию.

По данным Анатолия Хлебникова, практически 99% домов, управляемых его УК, перешли на прямые расчёты по теплу. Константин Маркелов тут же дополнил, что в Иркутске уже существует достаточно примеров перехода на прямые договоры:

- Например, весь Академгородок на прямых договорах и никакого коллапса там не происходит, всё идёт своим чередом. Можно заключить агентский договор с ресурсоснабжающей организацией, можно перейти на прямые платежи, но опять же только по решению всеобщего собрания собственников жилья.

23 УК Иркутска перешли на прямые расчеты с ресурсниками.
23 УК Иркутска перешли на прямые расчеты с ресурсниками. Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Готовься к зиме за год

Это же собрание собственников должно следить и за самим процессом подготовки дома к отопительному сезону. Причём особых технических знаний здесь не требуется. Как отметил Денис Воронов, уже в сентябре-октябре собственники на своём собрании должны утвердить план мероприятий и проблем, которые необходимо устранить для нормальной подготовки к следующему отопительному сезону - зимы 2017-2018 годов.

- Подготовка к зиме - это не только подготовка теплового узла, это мелкие банальные вещи, ведь самые большие теплопотери - через двери, окна, форточки. Всё это исправляется мелкими работами: резиночку поменять, отрегулировать стеклопакеты. И они должны быть выполнены в рамках текущих работ, но только по инициативе активных собственников. Повезло тем, где они есть.

Участники обсуждения сошлись во мнении, что состояние каждого дома зависит от активности тех, кто в нём живёт. От их неравнодушия к собственному дому, от их заботы прежде всего о самих себе, о своих детях и стариках.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах