Примерное время чтения: 6 минут
235

Чему учат в школе ЖКХ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ в Восточной Сибири» 20/03/2013
Фото: www.russianlook.com

Иркутск, 21 марта – АиФ-ВС. Учитывая все многочисленные законодательные новшества в сфере ЖКХ, которые в последнее время лавиной обрушиваются на собственников, современный владелец квадратных метров должен быть как минимум юристом - чтобы проконтролировать соблюдение различных постановлений и приказов, бухгалтером - чтобы проверить правильность начислений, и инженером - чтобы быть в курсе, как работает установленное в подвале оборудование. Для того чтобы научить горожан всему этому, два года назад в Иркутске запустили проект «Школа ЖКХ». Как рассказала его куратор экономист Ирина ЦВИГУН, проект родился по инициативе администрации Иркутска. Немалую роль здесь сыграл шквал жалоб на работу жилищно-коммунальных компаний. Обращения сотнями поступали и в мэрию, и в приёмные депутатов.

Уроки для всех поколений

Языком цифр
В 2011 году в бюджете Иркутска на финансирование «Школы ЖКХ» было выделено 600 тысяч рублей, а в 2012-м - 800, в этом году предусмотрено более 1 миллиона рублей.

«Школа ЖКХ» начала свою работу в 2011 году. Тогда обучение прошли 100 человек, в прошлом году слушателями курса стали уже 135 горожан, нынче набрали более 200. Конечно, в школу попали не все желающие, а лишь те, кто успел дозвониться в городской комитет по ЖКХ в отведённые для записи четыре дня. Сотрудники комитета признаются, что с 11 по 15 марта телефон у них не умолкал. Курс рассчитан на 5 дней - по три часа ежедневно в вечернее время.

- Конечно, этого мало, - говорит Ирина Цвигун. - Все слушатели в голос жалуются, что им хотелось бы посещать курсы дольше. Но бюджет не резиновый. А управляющие компании не готовы за свой счёт обучать активных жителей.

Занятия ведут специалисты министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, председатели ТСЖ со стажем, члены СРО «Содружество ЖКХ». При этом для собственников своя программа, для председателей, членов ТСЖ и жилищных кооперативов - своя. Посещают курсы не только бабушки, как принято считать. 30% учеников - молодые люди, которым нет и 30, ещё 30% - в возрасте от 30 до 50 лет, остальные - те, кому за 50.

«Мы же вас выбрали!»

Кстати:

В Иркутске возросло числдо жалоб на качество оказания услуг ЖКХ. За первые два месяца текущего года в отдел защиты прав потребителей городской администрации поступило 43 таких обращений - это на 2% больше, чем в прошлом году.

По словам начальника отдела Виктора НИЗОВЦЕВА, всплеск обращений связан с тем, что для многих иркутян оказались непонятными новые платёжки. В квитанции появилась графа «общедомовые нужды» и выросла итоговая сумма оплаты.

- Между тем вопрос тарифообразования, нормативов никак не регулируется законом о защите прав потребителей. Поэтому предлагаем всем, кто имеет жалобы на оказание ууслуг ЖКХ, обращаться с запросами в управляющие компании. Если гражданин не удовлетворён ответом на свой запрос, он вправе, пожаловаться в жилищную инспекцию или в прокуратуру, - пояснил специалист.

Молодой инженер Илья НАУМЕНКО, например, прослушал курс вместе с женой - она старшая по дому. Пойти учиться супруги решили, поскольку накопилось много вопросов, касающихся работы управляющей компании.

- Самое ценное в занятиях - практическая часть, - признаётся Илья. - Люди приходят сюда с конкретными проблемами, которые мы и стараемся разобрать на занятиях.

Теперь чета Науменко - гроза для управляющей компании: если что-то не так, настойчиво докапываются до истины и требуют исправить нарушение.

- Например, в прошлом месяце нам начислили плату не по фактическому потреблению ресурсов (в доме стоят приборы учёта), а исходя из среднегодового потребления, - рассказывает мужчина. - Мы тут же написали от совета многоквартирного дома соответствующее заявление. Управляющая компания была вынуждена сделать перерасчёт.

Однако таких активистов, как Науменко, среди соседей максимум ещё два-три. Большинство же безропотно оплачивают выставленные счета, не разбираясь, какого вида квитанции они получают и за что, собственно, рассчитываются.

- Люди очень пассивные и, кажется, вообще не осознают, что являются собственниками, хозяевами своего имущества. Шаг за квартиру - это уже не моё, - делится Илья. - Организовать общедомовое собрание сегодня практически невозможно. Приходится проводить заочное голосование, обходить каждую квартиру, чтобы собрать подписи. На всё одна отговорка: «Но мы же вас выбрали!» Доходит до того, что соседи с верхних этажей приходят к нам и жалуются, что у них на площадке перегорела лампочка.

Нет образования - уволен!

По мнению Ирины Цвигун, ликбез для собственников сегодня крайне необходим, но это не решит проблемы. Ведь каждого не обучишь. Прежде всего, повышать свой профессиональный уровень должны сотрудники, занятые в сфере ЖКХ.

- Управляющие компании растут как грибы. Но кто приходит в них работать? Зачастую люди, совершенно далёкие от жилищно-коммунальной отрасли, - рассуждает эксперт. - А ведь в начале 2000-х у нас в регионе успешно действовал Восточно-Сибирский центр подготовки специалистов ЖКХ. Он был создан накануне реформы (в 2004 году) по инициативе областного правительства. Тогда управляющие компании только зарождались и все их сотрудники проходили обучение в данном центре за счёт регионального бюджета. Курс был рассчитан на 500 часов, часть занятий вели приглашённые из-за рубежа специалисты. Например, опытом по управлению многоквартирными домами с иркутянами делились учёные из Германии и Голландии. По окончании обучения выдавался диплом государственного образца о переподготовке.

Постепенно центр зачах, поскольку прекратилось бюджетное финансирование. Управляющие компании отказались вкладывать собственные средства в обучение своих сотрудников. Возродить подобные образовательные программы можно и нужно, уверена Ирина Цвигун. Возможно, тогда не будет такого беспредела, который сейчас творится в сфере ЖКХ, считает эксперт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах