1022

Тепло и прозрачно. Сколько будем платить за отопление?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ в Восточной Сибири» 26/04/2017
В холодные месяцы цена отопления может вырасти до 6000 рублей.
В холодные месяцы цена отопления может вырасти до 6000 рублей. © / фото Александра Фирсова / АиФ

С сентября жители некоторых территорий Иркутской области начнут оплачивать отопление по факту. Решение принято на региональном уровне. По оценке экспертов, средняя плата за тепло в самые холодные месяцы будет достигать 6 тысяч рублей.

Девять первых

Прозрачность и понятность платежей - главное, по мнению экспертов, достоинство перехода оплаты отопления по фактическому потреблению. Напомним, сейчас жители Приангарья ежемесячно вносят поставщикам тепла 1/12 стоимости отопления в год. Причём расчёт ведётся от объёма предыдущего периода и ежегодно делается перерасчёт на основании фактического показания общедомового прибора учёта тепловой энергии. Однако ещё с 2012 года в стране законодательством предусмотрена возможность перехода регионов на фактическую оплату, то есть ежемесячно оплачивать то, что потребили. Это значит, что в отопительный сезон сумма в квитанции о квартплате будет выше, а летом, когда батареи холодные, - начислений не будет.

Отсрочка в пять лет объясняется тем, что законодатель дал возможность регионам самим определять сроки перехода на новую схему оплаты отопления. Так, в прошлом году Иркутская область приняла свой нормативный акт, внедряющий эту схему, которую приняли для себя девять территорий региона: города Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Балаганский, Куйтунский, Усть-Удинский, Чунский, Нижнеилимский районы, а также Шестаковское поселение.

Как отметила заместитель руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Марина Самарджич, такая схема оплаты теплового ресурса удобна, прозрачна, позволяет проверить правильность начисления исходя из потреблённого тепла. Однако она уверена, что, как и любое новшество, оплата по факту непременно вызовет шквал обращений в надзорные органы. Поэтому готовить граждан, разъяснять им предстоящие изменения необходимо уже сегодня.

Своё и общее

По словам специалистов, все формулы, механизмы расчёта предусмотрены федеральным центром, что исключает возможность корректировки со стороны управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций.

Сумма платежа будет рассчитываться из объёма потреблённого всем домом тепла, делённая на квартиры в зависимости от площади каждой. Индивидуальные приборы учёта тепла также принимаются во внимание. Но необходимо понимать, что отапливаются не только квартиры, но и подъезды, подвальные помещения, за что также необходимо будет платить, и в платёжках появится услуга отопления на общедомовое имущество. Поэтому человек, имея индивидуальный прибор учёта тепла, заплатит по нему, а также за отопление подъезда, мест общего пользования. Это же касается и автопарковок, машиномест.

Эксперты уточнили, что до сентября схема оплаты останется прежней - по 1/12, даже летом. Но в течение первого квартала следующего, 2018 года будет проведена корректировка, учитывающая все платежи, и при выявлении переплаты деньги возвратят собственникам жилья.

Эксперты понимают, что переход на новую схему будет болезненным, ощутимым для бюджетов собственников жилья. Поэтому призывают граждан уже сейчас начать подготовку к платежам по фактическому потреблению.

- Людям следует задуматься о предстоящем отопительном сезоне и финансово подготовиться к нему, - уверены специалисты.

Генеральный директор Межрегиональной Ассоциации СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек прогнозирует снижение сборов квартплаты осенью.

- Нужно сейчас вести активную работу с населением, и одни управляющие компании с этим не справятся, - говорит он. - Хотя новая схема оплаты уменьшит число жалоб от населения по перерасчётам, не будет сложных для понимания корректировок, а обращения, скорее всего, будут только за разъяснениями. Однако «наш человек» не привык откладывать деньги, поэтому осенью будет «просадка» в собираемости.

Стабильный недобор

Кстати, как отметила начальник отдела анализа, нормативов и субсидирования ресурсоснабжающих организаций министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Татьяна Трудовишникова, на протяжении последних десяти лет в Приангарье собираемость квартплаты колеблется в пределах 86-88%, а за 2016 год она составила 90,9% начисленного.

- В прошлом году населению начислено 12,530 млрд рублей за жилищно-коммунальные услуги, а оплачено 11, 387 млрд, то есть недоплата составила 1,143 млрд рублей, - говорит Татьяна Владимировна. - За 2015 год задолженность составила 1,397 млрд, в 2014 году - 1,365 млрд. Эти суммы сопоставимы с данными по СФО. По нашим сведениям, 60% неплательщиков - люди, которым действительно не хватает денег на оплату услуг. Конечно, есть те, кто просто забывает платить, есть сознательные неплательщики из-за некачественных, по их мнению, предоставляемых коммунальных услуг.

Поправить ситуацию со сбором платежей за жилищно-коммунальные услуги был призван переход на прямые расчёты с поставщиками услуг. По словам Михаила Дамешека, 70% областного центра охвачены такой схемой, и пока сбоя она не давала:

- При внедрении прямых платежей мы преследовали цель защитить интересы собственников, потому что часто возникала ситуация, когда некоторые управляющие компании собирали деньги энергетиков и непонятно, куда их направляли, а жители вынуждены были платить второй раз. Данная же схема это просто исключает, - пояснил эксперт.

Оксана Придиус, начальник управления по работе с ЖКХ ООО «Иркутскэнергосбыт», напомнила, что возможность принятия решения о плате за коммунальный ресурс напрямую в ресурсоснабжающую организацию Жилищный кодекс предусмотрел ещё в 2005 году. И в Иркутской области этим правом воспользовались жители некоторых территорий.

Например, есть целые города, где люди принимали решения о прямых взаимоотношениях с ресурсникам. Это Саянск, Братск. Причём не только в отношении тепла, но и воды, газа. И сейчас ни у кого не возникает вопросов, почему жители газифицированного Иркутска-II всегда платили и платят за газ в «Облгаз», потому что схема эта эффективна. Этот способ устраивает людей, они знают, что оплатят коммунальный ресурс той организации, которая им его поставляет и несёт за него ответственность.

Эффективность в цифрах

Справка:
По данным министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, по итогам 2016 года в Приангарье меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг получали 499 960 человек, с учётом членов их семей получается 995 923 человека. На эти цели из областного и федерального бюджетов было направлено 3 млрд 352 млн 954 тысячи рублей. На льготы могут претендовать только добросовестные плательщики: при несвоевременной оплате компенсация на услуги ЖКХ не начисляется.
По мнению Михаила Дамешека, при переходе на прямые платежи за потреблённые ресурсы для потребителя ничего не поменялось.

- Да, сначала обращений граждан было очень много. Например, обычно наш колл-центр принимает полторы тысячи звонков в сутки, в этот же период нам поступало порядка трёх тысяч звонков. И обращения, как правило, были вызваны не тем, что что-то испортилось, что-то не сработало, а просто за разъяснениями нововведений, - говорит он. - Но сейчас ажиотаж снят. Как точки приёма были, так и остались. Как звонили в нашу диспетчерскую службу, так и звонят. Механизм взаимодействия остался прежним. Куда люди подавали показания приборов учёта, туда и подают.

Кстати, эффективность перехода на непосредственное общение «потребитель - ресурсник» подтверждается статистикой ООО «Иркутскэнергосбыт». Так, за три месяца 2017 года компания получили от граждан на 130 млн рублей больше платежей, чем за тот же первый квартал 2016 года. Сейчас же долг жителей региона составляет порядка 2,2 млрд рублей. Если учесть, что ежемесячно начисляется около 700 млн рублей, то это составляет трёхмесячную задолженность.

Кстати

В Приангарье банкиры запускают новый проект «Грамотный плательщик». Как отметила заместитель управляющего Иркутским отделением № 8586 ПАО Сбербанк Дарья Ефимова, цель проекта - разъяснить гражданам новшества законодательства в сфере ЖКХ, с помощью экспертов проконсультировать по всем возникающим в деле управления домами вопросам, а также о способах оплаты коммунальных и жилищных услуг.

«Наш клиент может сам или с помощью операциониста в отделении банка перенастроить свои регулярные платежи и оплачивать коммунальные услуги дифференцированно к разным поставщикам услуг,- уточнила Дарья Андреевна. - Мы как и прежде предлагаем собственникам жилья различные каналы оплаты - это филиалы банка, терминалы, банкоматы, а также удаленные – Сбербанк Онлайн и Автоплатеж. Кстати, при подключении услуги Автоплатеж до 30 апреля есть возможность получить годовое обслуживание Сбербанка до конца года бесплатно».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах