Причалы на Байкале медленно, но верно разрушаются

Фото: Марины АБОЛИНОЙ

Чиновники вместе с надзорными органами, ратуя за безопасность туристов, изводят судовладельцев постоянными проверками и как будто нарочно пытаются максимально усложнить процедуру получения ими лицензий на перевозку пассажиров.

   
   

А между тем на Байкале не осталось практически ни одного приличного пирса, а потому теплоходам приходится «тыкаться» непосредственно к берегу, быстренько высаживать людей и отходить. Разве такие манёвры не опасны? Тем не менее на сегодняшний день судьба причальных сооружений, построенных ещё в советское время и почти полностью разрушенных, никого особенно не трогает.

Федерация не присматривает?

В феврале текущего года вступил в силу Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, в котором прописаны правила технической эксплуатации и содержания причальных сооружений. Согласно документу всё бремя ответственности должны нести на себе арендаторы, при их отсутствии - организации, которым пристани переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение, ну или собственники. Только беда в том, что в настоящее время почти все наши причальные сооружения номинально принадлежат Российской Федерации, а на деле - являются «ничейными».

- При советской власти хозяин у всех причальных сооружений был один - государство. Оно передавало их в управление различным структурам, которые обязаны были следить за объектами, - поясняет председатель комитета по бюджету думы Листвянки Вадим ИССЕРС.

- Однако после 1991 года, когда в стране начался бардак и развал, государственное имущество акционировалось, но причалы в собственность никто никому не передавал. С тех пор в них и не вкладывают деньги.

В качестве характерного примера бесхозяйственности депутат привёл расположенный в его посёлке Центральный причал и призванный защищать его от разгула природных стихий волнолом (дамба). Правда, последний разрушен на 90%, а сам пирс стоит на сваях, забитых в далёком дореволюционном 1896 году.

Фото: Марины АБОЛИНОЙ

 - За минувшие пять лет мы написали семь писем в Росимущество с просьбой передать нам в собственность данные сооружения: ведь если они не принадлежат муниципалитету, то, согласно бюджетному законодательству, мы ни копейки не можем выделить. На что нам было предложено взять их в аренду за какую-то безумную сумму, которую бюджет Листвянки точно не потянет, - посетовал Вадим Викторович. - Получается, что ни областные, ни районные, ни местные власти не имеют права сегодня финансировать причалы. А если Российская Федерация ответственна, то, считай, никто. Мы же живём «в рынке», поэтому каждый думает: «Зачем я буду тратиться на восстановление пирса (а это огромные расходы!), если он не мой: а вдруг завтра придёт хозяин и попросит меня отсюда». Немало и таких ситуаций, когда кто-то построит себе причал и поставит рядом дяденьку с дубинкой, который ни одному кораблю не даст пристать. Даже при возникновении аварийных ситуаций.

   
   

Бывалые судовладельцы вспоминают, что в эпоху Советского Союза цивилизованные пристани и причалы были и в Бугульдейке, и в Голоустном, и в Бухте Песчаной. Сегодня от них практически ничего не осталось: одни не устояли во время сильного шторма, другие - «погибли» от воздействия глыб льда или мощных ветров. Вот и приходится кораблям на свой страх и риск подплывать вплотную к голым берегам.

- Подойти можно только в хорошую погоду, когда вода спокойная. Трап скинул, быстро пассажиров высадил - и тут же на исходную позицию. Если же заштормило, не дай бог, то всё - обратно не вернуться. Тогда что людям делать? - недоумевает Владимир Таранушенко. - А Байкал, сами знаете, непредсказуемый. В прошлом году с друзьями вышли в море, ткнулись к берегу, штиль полный - стоим. Решил спуститься в каюту отдохнуть, только прилёг - слышу скрежет. Выскочил, а уже шторм. Благо, успели отскочить! Ладно наш «Ярославец» (самый распространённый тип теплохода на Байкале) в стальном корпусе, а вот с пластиковыми катерами - настоящее бедствие: шоркнулись о песок - и капут! Дико у нас всё…

Брошены на произвол

Тот факт, что многострадальные пирсы фактически брошены на произвол судьбы, подтверждают и результаты проверок Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры. Так, в первом полугодии инспекторы выявили 226 нарушений закона при использовании гидротехнических сооружений на территории Иркутской области. Это и несоблюдение правил содержания объектов, и отсутствие необходимой документации, будь то техпаспорта, договоры водопользования или правоустанавливающие бумаги, подтверждающие законность эксплуатации причалов, равно как и земельных наделов под ними. А где-то даже не удалось найти лиц, ответственных за «самочувствие» пристаней, прокомментировал старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Владимир САЗОНОВ.

Впрочем, подобная печальная ситуация складывается не только в нашем регионе: в текущем году «скучать» пришлось лишь Благовещенской транспортной прокуратуре, которая не выявила ни одного нарушения при эксплуатации причалов на реке Амур. Однако, по мнению Вадима Иссерса, в соседней Бурятии дела обстоят гораздо лучше. Во многом благодаря тому, что работает свободная экономическая зона.

- Вон в Турке мрамором берег выложили, набережная с причалами, фонарями, - вздыхает депутат.

Можно ли сдвинуть дело с мёртвой точки у нас и дать умирающим причальным сооружениям новую жизнь? Для этого, продолжает Вадим Иссерс, нужна политическая воля на федеральном уровне. А именно решение Росимущества о передаче на баланс муниципалитета таких важных для него объектов, как Центральный причал и волнолом. А ресурсы для их восстановления, заверил парламентарий, в местном бюджете найдутся. Ряд других причальных сооружений можно отдать в собственность туристическим базам, которые также в силах привести их в порядок.

- Я считаю, что необходимо дать возможность строить пирсы и самим судовладельцам, - предложил Владимир Таранушенко. - Мы с товарищем однажды загорелись такой идеей, благо земля есть, в аренде на 50 лет. Пошли в администрацию и выяснили: за многочисленные справки придётся выложить свыше 200 тыс. рублей - для этого обойти шесть-семь инстанций пришлось бы, а потом ещё за сам пирс в год надо платить около 200 тысяч. Вся наша прибыль за три месяца навигации никогда такие расходы не покроет, дешевле на лодочных станциях оставлять суда.

А пока судовладельцам, ежедневно «паркующим» свои теплоходы у торчащих из воды брёвен, остаётся надеяться лишь на защиту «свыше».

Кстати

Как пояснили «АиФ в ВС» в Территориальном управлении Росимущества в Иркутской области, причальные сооружения – это имущество, ограниченное в обороте, оно должно принадлежать исключительно государству и не может отчуждаться ни в муниципальную, ни в частную собственность (согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 3020-1 от 1991 года). Какие-либо иные решения на этот счёт вправе принимать лишь Правительство РФ. 

Смотрите также: