«Экспромт» против «Рабыни Изауры». Театр приобщает Нижнеудинск к искусству

Каждый спектакль «Экспромта» - праздник для города. © / Народный театр «Экспромт» / Из личного архива

Далеко не каждый провинциальный город может похвастать своим постоянно действующим театром с почти 40-летней историей. А в Нижнеудинске он есть. Правда, не профессиональный – народный. Но тем он и ценнее.

   
   

Позади восьмичасовой рабочий день, а артисты спешат на репетицию в Дом культуры, где их ждут такие же любители – учителя, врачи, госслужащие, железнодорожники. Основная работа – это для денег, а здесь для души.

«Как-то мы ставили «Любовь и голуби», и главного героя Василия Кузякина играл Владимир Балобанов. В обычной жизни он работал лётчиком, – вспоминает режиссёр, основатель и бессменный руководитель нижнеудинского народного театра «Экспромт» Галина Каминская. – Однажды в день спектакля Володя никак не мог приземлиться – аэропорт не давал посадку. Зрители уже собрались, ждут, я вышла и объявила, что актёр по форс-мажорным обстоятельствам опаздывает, можете сдать билеты и получить деньги обратно. Ни один человек не встал и не ушёл, все дождались актёра. И когда он выбежал на сцену весь мокрый, взъерошенный, зал просто взорвался аплодисментами. Володя потом признался, что не мог даже рта открыть, ком стоял в горле».

В поисках актёров и зрителей

Но такая любовь зрителей пришла не сразу, её нужно было заслужить. В конце 80-х годов прошлого века, когда «Экспромт» только вставал на ноги, Нижнеудинск был совсем не театральным. Весь город тогда по вечерам замирал у экранов телевизоров за просмотром сериала «Рабыня Изаура». Заставить людей пропустить одну серию «мыльной оперы» и сходить на спектакль было очень сложно. Иногда актёров на сцене было больше, чем зрителей в зале, но представления никогда не отменяли.

«Однажды мы играли для двоих зрителей, – рассказывает Галина Викторовна. – Учитель и врач из соседнего посёлка специально приехали в город на электричке на спектакль, но перепутали время. А когда подошли к клубу, то увидели, что все выходят довольные после представления. У женщин аж губы от обиды задрожали. Следующая электричка у них была только через три часа. Я быстро сориентировалась, вернулась к своему коллективу, объяснила ситуацию и предложила сыграть ещё раз. Мы поставили на сцене два стола и два стула, так как декорации уже были разобраны, и прогнали спектакль на одном дыхании. Актёры уже были разогретые, на эмоциональном подъёме, поэтому перед двумя зрителями выложились даже больше, чем перед полным залом».

Были сложности и с подбором актёров. Приходилось ходить на слюдяную, кондитерскую фабрики, железную дорогу, в школы, больницы, «рекламировать» театр, подолгу уговаривать и убеждать нижнеудинцев попробовать себя в роли актёров-любителей. И почти всегда было точное попадание: приглашённые люди оказывались действительно способными, заболевали театром и оставались в нём на долгие годы, затем приводили сюда детей, внуков.

Территория души

«У нас никогда не было проблем с мужскими ролями. Обычно в народных театрах это большая беда. В нашей труппе представлены четыре поколения в возрасте от 8 до 80 лет, – рассказывает Галина Каминская. – Кто-то даже нашёл в театре свою вторую половину – мы погуляли уже на семи свадьбах. Кому-то сцена помогла раскрыться, поверить в себя. Я заметила, что многие ребята, добиваясь успехов в театре, растут и в карьере. Обидно, что этого не понимают родители, когда решают, в какой кружок записать ребёнка. К сожалению, театральную студию рассматривают в последнюю очередь (при «Экспромте» уже больше 10 лет работает театр юного зрителя. – Прим. автора). Детей стараются отдать на танцы или в музыкальную школу, потому что там учат чему-то конкретному – хореографии, музыкальной грамоте, игре на инструменте. Театр же – это территория души, а душа обычно интересует родителей в последнюю очередь. Ни один кружок не развивает так, как развивает театр, потому что он учит общаться, слышать другого, к тому же снимает зажимы, страхи, комплексы».

   
   

Сейчас «Экспромт» объединяет 24 человека – 11 взрослых и 13 детей. В Нижнеудинске нет ни одного человека, кто бы не знал о народном театре. Он любим, востребован и популярен. За 37 лет, что существует коллектив, сыграно больше 150 спектаклей. При этом нет ни одного проходного.

«При выборе пьесы я всегда руководствуюсь правилом: лучше взять высокую планку и выполнить её хотя бы на 50%, чем сыграть на 100% какой-то дешёвый водевильчик», – делится режиссёр. В репертуаре «Экспромта» – Чехов и Островский, Сент-Экзюпери и Шварц, Агата Кристи и Мольер, множество мюзиклов для детей и взрослых: «Три мушкетёра», «Буратино», «Бременские музыканты», «Летучий корабль». Буквально в ближайшее время состоится премьера спектакля по повести «Последний срок» Валентина Распутина.

Ответ Михалкову

К слову, «Экспромт» всегда достойно выглядит среди коллег по цеху из других городов и берёт высокие награды на различных фестивалях и конкурсах. Особенно здесь гордятся наградой от Никиты Михалкова. В 2008 году нижнеудинский театр попал в четвёрку лучших любительских театров страны. Галину Каминскую пригласили в Москву на торжественную церемонию.

Режиссер вспоминает: «В нашей номинации награды вручал Никита Михалков. Признаться, он был не очень вежлив с режиссёрами из глубинки и не совсем лицеприятно высказался в сторону любительских театров. Мол, мы же не ходим к врачам-любителям, а на любительские постановки почему-то идём. Сидящие в зале были в растерянности от таких слов. А я вышла и сказала: «Не забывайте, что многие ведущие актёры московских театров – выходцы из Западной Сибири, Урала. Да, у нас где-то не хватает профессионализма, нет шикарных декораций и костюмов, но, тем не менее, с наших спектаклей зрители не уходят в антракте, как зачастую бывает на московских постановках. Чтобы вы ни говорили, а мы в своей глубинке будем жить и творить под девизом «Театр – это праздник, который всегда с тобой». Зал мне аплодировал, а потом во время фуршета многие подходили и говорили спасибо за смелость».

Смотрите также: